НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

Ахмедова Т.В. 1, Беседина И.В. 1, Павленко Е.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Занимаясь русским народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

1. Исследование состояния проблемы

1.1 Истоки форм русского народного танца

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира [26].

Русский балетный театр является гордостью и славит отечественную культуру. Он возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных традициях. Песенно - плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно - общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди - плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: «…построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть rond de jambe, en,l,air, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках - кубистика - и виртуозная техника; также танец с балансированием на руках и голове - кубиками и корзинами». Л.Д. Блок.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами»[25].

В V-VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку и в то же время танцует, показывая акробатические трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает порой высокое положение, порой «нищенствует». В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро - монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.

Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа.

Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и, как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно - через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков.

К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный.

Характерный танец - это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII-XIX веках термин «характерный танец» служило определение танца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце.

Также в XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России как могучей национальной державы. Расширялись международные отношения Родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами [24].

Русские дипломаты и купцы, просто вольные путешественники знакомились с театром Запада. Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому. Привлекала пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства. В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен «Балет об Орфее и Эвредике».

Балет того времени был синкретичен, т.е. включал кроме танца и пантомимы пение и декламацию.

1.2 Развитие форм русского народного танца

Возникновение хороводных танцев.

Переход к более совершенным формам земледельческого труда, принятие единой христианской веры и другие процессы, происходящие в тот период, порождали ситуацию, при которой древние обряды уже не могли быть всеобщими регуляторами производственной и общественной жизни. Немалую роль в этом сыграл переход с подсечного земледелия к сошному, пашенному земледелию. Повысилась производительность труда. Землепашец начал осознавать ложность обрядового фетишизма (т.е. представления об обрядах как могучих средствах прямого воздействия человека на природу). Вера в магическую силу обряда, обрядовой пляски стали угасать. Обряд, пляска начали постепенно превращаться в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву, развлечение отразилось даже в языке. Так в древнерусской письменности слово «игрище» означает и обряд, игру, и то место, где собирается народ для увеселений, игр, плясок. Этому процессу сопутствовало еще и то, что с повышением производительности труда начал изменяться бытовой уклад землепашца. У него появилось больше свободного времени. Возникали предпосылки для появления новой обрядности, новых обычаев. Одним из таких обычаев стало совместное проведение досуга, «совместные увеселения».

Увеселения заняли свое определенное место в году. Они стали проводиться зимой и летом в те промежутки времени, когда все сложные и трудные сельскохозяйственные работы были окончены.

Летние увеселения носили название «гуляний» (в разных местностях их называли по-разному; «игрища», «улица», «пятачок», «тырло», «вечерки», «товарочка» и т.п.). Зимой «гуляния» заменялись «посиделками» («поседки», «товарочки», «беседы», «братчины», «вечеринки» и т.п.). Зимние «посиделки», правда, не были чисто увеселительными мероприятиями. На них собиралась в основном женская часть населения для совместной работы (прясть, ткать, вышивать, вязать) Однако проводились и увеселительные «беседы». В народе так характеризовали разницу между весенне-летними и зимними увеселениями: «вешние игришечки, летние гульбишечки, зимние тихомерные беседушки».

Весенние игрища совпадали с выполнением троицко-семицких обрядов. Летние гуляния проводились в лоне купальского обряда. Святочные обряды сливались с увеселительными посиделками. Словом, на первых порах обрядовая сторона во всех древних увеселениях присутствовала. Однако постепенно из обрядов стали выделяться отдельные произведения (песни, игры, хороводы) и исполняться уже не с магической целью, а в качестве развлечения. К примеру, зимние святочные ряжения по-прежнему имели магический смысл, но молодежь видела в этом и увеселительную сторону. В троицко-семицких обрядах молодцы и девицы завивали березку, водили вокруг нее хороводы не только с магической целью, но и для развлечения.

«Включение народом элементов разбитого временем магического обряда в свои забавы, развлечения - это не отрицание обрядности вообще, а развитие народной обрядности, вытеснение ею магических обрядов, потому что сами народные игры, забавы, развлечения, вбиравшие в себя элементы разложившихся обрядовых форм, первоначально оставались в границах народного обряда. Превращение магического действия в средство народного развлечения - это верный признак того, что в общественном отношении, прежде сопровождавшимся этим действием, народ обрел свою силу и по праву победителя смеется над своей былой слабостью».

Угасанию древнерусской магической обрядности в значительной мере способствовало принятие христианской веры. Процесс христианизации проходил на Руси неоднозначно. Христианизация шла медленно из городов по весям и, проникая в глубину народа, сливалась со старым образом мыслей, чувств. Христианство было своеобразно усвоено русскими. Впрочем, как и все то, что попадало вовне к русскому народу.

К.Я. Голейзовский пишет, что развитие русской хореографии в IX-X веках отмечено «византийским влиянием, выразившемся прежде его в форме одежды, а, следовательно, и в плясовой жестикуляции, всегда находившейся в большой зависимости от покроя и формы платья и обуви». Иностранное влияние коснулось в основном одежды знати, а не простого народа.

В фольклоре разных народов часто встречаются общие или сходные явления. Так, в танцевальном фольклоре многих народов имеются хороводные формы. Но у каждого народа они имеют свои национальные специфические особенности. Отличается этим и русский хоровод.

Самобытность русского хоровода заключается в многообразии видов, в неразрывной связи его содержания с русской действительностью, в характере исполнения и бытования, в преемстве его с первобытными обрядами.

С обрядами хоровод связан тематикой. Справедливо считаются самыми древними те хороводы, в которых отражается трудовая деятельность народа. Связь с трудом, бытом, интересами народа в обрядах и в хороводах сохраняется до наших дней.

Связь русского хоровода с древними обрядами обнаруживается в характере действия. Как обряд, так и хоровод представляют из себя действо, игру. Во всех русских обрядах мы находим признаки игры. Не случайно их называют «игрищами», а свадьбу - «свадебной игрой». Игровые признаки выражены в них очень заметно. Во время масленицы спор между зимой и весной изображается в лицах. Похороны Костромы - в виде карнавального шествия. Здесь тоже наличествуют свои персонажи и роли - Весна и Кострома.

Хоровод, как и любой русский обряд, представляет из себя действие в миниатюре. Так, хороводы «Просо», «А кто с нами пашеньку пахати», «Бояре» построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих то наступают одна на другую, то отступают назад. В хороводах «Ленок», «Конопелька», «Мак» представлен процесс выращивания и обработки этих культур.

Русскому хороводу присуща и театрализация. В хороводе «Мак» например, все участники показывают одному солисту или солистке как надо «пахать землю», «сеять», «полоть», «вязать», «складывать» «молотить», «веять мак».

Можно привести массу примеров русских хороводов, в основе которых лежат элементы театрализации. Не случайно академик Б. Астафьев дает определение русского хоровода как «драматического действа, в котором разыгрываются под песню, соответственно тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада».

В хороводах, как и в обрядах, наряду с изображаемыми предметами, наличествуют настоящие вещи (березки, венки, куклы). В центре весенних хороводов часто оказывается березка, масленичных - чучело Масленицы. А, например, у гребенских казаков в семицко-троицких хороводах в центр круга ставили специально изготовленный игрушечный корабль с куклами.

Преемство русского хоровода от обряда проявляется еще и в том, что, как в обряде, так и в хороводе, игра исполнителей обусловлена определенными традициями, сложившимися представлениями об отображаемом предмете. Элементы «первобытной пляски и первобытного театра сохраняются до самого последнего периода бытования хоровода». С появлением хоровода как самостоятельного вида русский народный танец можно сказать раздваивается. С одной стороны, в народе продолжает функционировать жанр обрядового танца. С другой стороны, появляются танцы, игры, основная функция которых - развлечение. То есть, наряду с обрядовой хореографией в народе возникает бытовая хореография.

Изменение ведущей функции обусловило изменение трактовки древних магических образов. Звери и птицы, изображавшиеся в обрядовой хореографии с магической целью, в бытовых танцах становятся персонажами бытовых сценок. Их характеры начинают соотноситься с характерами людей.

В большинстве дошедших до нашего времени хороводах и играх, в которых отображаются типичные бытовые персонажи и их взаимоотношения (старик, старуха, барин, холоп, муж, жена, красна девица, молодец и пр.) были созданы уже на игровой, а не магической основе.

Под влиянием изменения тематики происходит изменение видов хороводов. В русском народном танце наряду с игровыми хороводами, где отдельные группы исполнителей или солисты разыгрывали сюжет песни, появляются новые виды: «наборные», «разборные» или «разводные».

Надо сказать, что существует несколько классификаций русских хороводов. К. Голейзовский находил, что в лоне игрища зародились два вида организованного плясового действия. Это хороводы: «разомкнутый» и «сомкнутый». Н. Бачинская говорит, что основными элементами в русских хороводах являются: «хореографический - движение участников хоровода - и драматический - разыгрывание сюжета исполняемых песен. Из сочетания этих элементов создаются разнообразные виды хороводов». Т.В. Попова разделяет хороводы на два вида: круговые и некруговые, хороводы-игры и хороводы-шествия.

Все бытовые хороводы делятся по признаку характера игры песни на четыре вида. Это хороводы «наборные», «игровые», «разборные», «плясовые». Характер игры наборных хороводов - набор танцующих, приглашение в хоровод; игровых хороводов - драматизированное отображение сюжета песни; разборных - разбор танцующих, выход из хоровода; плясовых - отражение общего настроения песни без изображения того, о чем говориться в ней.

Русский хороводный танец представляет собой игру песни, которая бывает качественно разная в пределах двух крайних положений: 1) игра сюжетной стороны песни, когда средствами пластики, движениями, жестами изображается то, о чем поется в ней; 2) игра эмоциональной стороны песни, когда сюжетная сторона не берется во внимание, а средствами пластики выражается ее общее эмоциональное настроение.

Таким образом, в бытовой хореографии человек начинает познавать себя и свои общественные отношения. Здесь он выступает уже в качестве социального типа, отделившегося от природы. Он выражает свои вкусы, думы, чаяния, симпатии и антипатии. В бытовой хореографии впервые не божество, не природа, а человек становятся «мерой всех вещей».

1.3 Орнаментальный хоровод

Хоровод - один из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. В далекие языческие времена хороводы носили культурно – обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод вообще утрачивает значение языческо – культурного действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненному известному и выработанному ритуалу.

Хороводы весьма своеобразны в своих построениях, но все таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Каждый рисунок , каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например, «воротца», «колонна», «корзиночка», «карусель» и так далее.

Ведение хоровода - процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. В каждом хороводе чаще всего один руководитель – хороводник или хороводница, в редких случаях - два.

Хоровод - танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек- «лебедушек», медленная, уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, хороводы разнообразны не только по своему построению и манере исполнения, но и по темпам. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида – орнаментальные и игровые.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его батом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хороводы, более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под которые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хороводными.

В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», « завивание капустки», « переплетение хмеля».

Изобретательности в построении фигур хоровода, его рисунка всегда придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница придумывали и сочиняли новые рисунки или фигуры хороводов, усложняя их, в ходе исполнения.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные. Рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются из одной в другую. Рассмотрим орнаментальный хоровод на примере песни «Рябина – рябина», записанной в селе Щетиновка Белгородского района.

РЯБИНА – РЯБИНА

1. РЯБИНА – РЯБИНА

ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА.

2. ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА

НЕ ПРЯМО СТОЯЛА

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

НЕ ПРЯМО СТОЯЛА.

3. НЕ ПРЯМО СТОЯЛА

ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЛА.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЛА.

4. КРАСНЫЕ ДЕВИЦЫ

РЯБИНУ ЛОМАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

РЯБИНУ ЛОМАЛИ.

5. РЯБИНУ ЛОМАЛИ

ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ.

6. ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ

В РЕЧЕНЬКУ БРОСАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ, В РЕЧЕНЬКУ БРОСАЛИ.

С начала первой фразы 1- го куплета, участники хоровода, взявшись за руки двигаются прямо по аванс сцене. Идущий первым участник хоровода, плавно заводит всех остальных участников в круговой хоровод.(рис.1)Движение идет на основе шага с прибивом.

Рис. 1 Рис.2

На начале 2 - го куплета хороводница, выводя всех танцующих из кругового хоровода выстраивает всех участниц в ровную линию на заднем плане сцены. (рис.2)

С начала 3 – го куплета хороводница ведет за собой участниц от правой кулисы к левой, делая параллельную линию. Дойдя до нее поворачивается не разрывая рук идет в противоположном направлении делая параллельную линию от левой кулисы к правой. (рис.3)

Дойдя до линии аванс сцены на следующем куплете все участники хоровода поворачивают и идут по направлению от аванс сцены к заднику, затем еще раз поворачивают у центра сцена. Делая таким образом квадрат и выстраиваются в ровную линию, держась за руки и смотря друг другу в затылок. (рис.5)

Рис.5

На 6-ом куплете хоровод двигается вперед, поочередно, расходясь в разные стороны, образуя с двух сторон круговые хороводы. (рис.6)

Рис.6

На последнем куплете, заранее намеченные теперь уже две хороводницы выводят участников хоровода из двух кругов в ровную полосу на аванс сцене делая в центре при сближении участников «расческу» (рис.7)

Рис.7

1.4 Игровые хороводы

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы , и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.

В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная или сказочная темы, и так далее.

В игровой хоровод, в его действие органично входят платочек, плетка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта. Действующие лица в хороводе часто используют и такие выразительные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряжение.

В отличии от орнаментальных хороводов в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиям, или парами. В центре круга - фигуры, наиболее распространенной в игровых хороводах . происходит действие разыгрывается сюжет. Круг же движется или останавливается, приплясывая или подыгрывая. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной2 по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку». Часто в игровых хороводах содержание песни влияет на рисунок хоровода, его построение.

В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изменяется, поскольку главным в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не изобразительность фигур.

Для примера возьмем песню

1.5. «Танок» – элемент хореографии Белгородско – Курского региона

В верхнем течении реки Псёл и ее притоков выделяется локальная традиция, которая охватывает несколько южных районов Курской области (Суджанский, Беловский, Обоянский, Больше-Солдатский, частично Медвенский и Пристенский), а также северо-западные районы Белгородской области - Ивнянский и Ракитянский, частично Прохоровский и Борисовский, которые ранее входили в состав Курской губернии. Яркая и самобытная культура Курско-Белгородского пограничья привлекает внимание исследователей на протяжении многих десятилетий. Отличительным признаком местной традиции является чрезвычайно развитая хореографическая культура, которая реализуется в двух традиционных жанрах: танок и хоровод (в местном произношении «карагод»). Хореографические жанры являются централизующим компонентом местной традиции, преобладают в репертуаре певцов и оказывают заметное влияние на всю систему музыкальных жанров, что проявляется как в структурной организации напевов, так и в исполнительской манере.

«Танки - это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Танки исполняются только под пение.

Трудности в жанровой дифференциации танков в выделении в них классификационных признаков связаны с тем, что они представляют собой синтетическое явление, сочетающее в себе несколько видов искусств: музыку, поэзию, хореографию.

Танки неоднородны они имеют массу вариантов хореографических композиций, которые различаются от села к селу. Ограничимся перечислением основных принципов построения таночных композиций:

1. Исполняемые на месте: а) на основе круга (с включением орнаментальных движений); б) на основе нескольких рядов (два - с одновременным или поочередным движением навстречу друг другу; четыре - с различными комбинациями смены расположения рядов).

2. С перемещением в пространстве: а) танки-шествия параллельными шеренгами; б) орнаментальные танки колонной или двумя колоннами с мотивами завивания, заплетания, виляния («кривой танок» и ему подобные).

Танок водят, его основная идея - перемещение в пространстве, имеющее определенную конечную цель. Чаще всего это движение к месту карагода ( гуляния). Круговые формы танков отличаются от карагода: в карагоде участники двигаются индивидуально, в танке -согласованно, круговой танок водят - по солнцу.

Обращает на себя иерархичность участников танков и карагодов, которая также различна. В «кривом» танке (а также в танках «вилёк», «журавль», «щука», «ворота», «поясок», «плетень») всегда выделяются ведущие («танководники, «танководницы», «хазуны») и ведомые. Вожатый выделялся из всей остальной группы участников танка, получал статус «ритуального специалиста»: от него требовалось умение «вести» танок, организовать его пространственное воплощение. Этот особый статус часто подчеркивался и половозрастными отличиями: танководниками были, как правило, мужчины, зачастую пожилые; участницами танка - исключительно девушки брачного возраста и молодки, еще не родившие детей

Оппозиция танков проявляется и в их календарной приуроченности, что неоднократно отмечалось исследователями. Время исполнения танков ограничено в календаре. Крайними точками их вождения в отдельных случаях являются масленица (с. Крупец Беловского р-на Курской области) и Троица (с. Бегичево Обоянского р-на Курской области). Но наиболее часто упоминаются «разрешенные» дни Великого поста - Благовещение и Вербное воскресенье, иногда воскресные дни с 3-ей недели поста. Это время вождения «постовых», или «говеенских» танков. Другой период, изобилующий упоминаниями о вождении танков -пасхальная неделя, как правило, не с первого, а со второго дня после Пасхи. В тех селах, где начало вождения танков было приурочено к Пасхе, они длились до Красной горки или до «маргосок» - дня жен-мироносиц, 2-го воскресенья после Пасхи. Концентрация танков в этом периоде календаря говорит об их особой обрядовой функции - они являлись знаком ранневесеннего периода, который ощущался как время перехода к новому аграрному циклу. То, что в основе приуроченности исполнения танков первоначально лежала ориентация не на церковные праздники, а на природные приметы, видно из частых определений вроде «танки водють - как только земля чуть падсохня».

Танки водили всегда в светлое время суток - по неоднократным упоминаниям, «днём, после обедни».

Бытование танков только в ранневесенний период, участие в них особо выделенной социо-возрастной группы - девушек и молодаек - говорит об обрядовом происхождении этого хореографического жанра. Обилие форм реализации танков в пределах одной традиции объясняется тем, что традиция курско-белгородского пограничья относится к традициям вторичного формирования. Сложные процессы заселения Курского края в 16-17 веках привели к тому, что на одной территории встретились переселенцы из разных мест, относящихся к коренным территориям поселения восточных славян. Танки, несущие функцию календарного обрядового действа, дольше сохраняли свою специфику, сопротивлялись тенденциям консолидации разрозненных переселенцев в единую традицию.

Рассмотрим «танок» на примере песни «Улица широкая», записанной в селе Кустовое Яковлевского района.

УЛИЦА ШИРОКАЯ

  1. УЛИЦА, УЛИЦА, ДА УЛИЦА ШИРОКАЯ.

ПРИПЕВ:

ОЙ. ЛЕЛИ ОЙ. ЛЕЛИ ДА ЛЕЛИ, ЛЕЛИ ОЙ, ЛЕЛИ

  1. ТРАВУШКА, ТРАВУШКА, ДА ТРАВУШКА ШЕЛКОВАЯ.

  2. МУРАВКА, МУРАВА, ДА ЗЕЛЕНАЯ.

  3. РОСУШКА. РОСУШКА, ДА РОСУШКА СТУДЕНАЯ.

  4. КТО ТОПТАЛ, КТО ЛОМАЛ, У ВОРОТ ТРАВКУ ШЕЛКОВУЮ

  5. ТОПТАЛИ, ЛОМАЛИ КРАСНЫЕ ДЕВКИ ТАНКАМИ.

  6. ПРОМЕЖ ТЕХ ДЕВУШЕК КРАСНАЯ ВОТ ОЛЬГУШКА.

  7. НАДЪЕЗЖАЛ, НАДЪЕЗЖАЛ ДА МОЛОДОЙ ИВАНУШКА.

Поющие, взявшись за руки, согнув их в локтях, становятся в два ряда (стенки) друг против друга на расстоянии трех – четырех метров. Первая линия одновременно с началом песни идет на встречу второй линии простым, мелким шагом. В конце фразы на слово «широкая» вся первая линия (одновременно все) кланяется перед второй линией и отходят на свое место на припеве. (рис.1)

Рис.1 Рис. 2

На 2-ом куплете вторая линия (аналогично первой) проходят вперед, кланяется и возвращается на место. (рис.2) Участники 1 – ой линии в это время слегка притаптывают правой ногой на месте.

На 3 – ем куплете обе линии идут на встречу друг другу, приблизившись на расстоянии метра обе линии подпрыгивают друг перед другом и на припеве возвращаются в исходную позицию. (рис.3)

Рис. 3 Рис. 4

В 4 – ом куплете линии снова движутся навстречу друг к другу, встретившись, одна из линий поднимает руки, образуя «воротца», а участники второй линии, разомкнув руки проходят под ними. И линии на припеве идут дальше, занимая место противоположной линии. Таким образом линии меняются местами. (рис.5)

На следующем куплете (аналогично предыдущему куплету) обе линии снова идут навстречу друг другу и меняются местами. (рис.6)

На 6 – ом куплете линии вновь приближаются друг к другу и берутся за руку стоящего, напротив участника линии, образуя «ручеек», стоящие сзади участники хоровода по очереди проходят под «ручейком», выйдя на аванс сцену участники линий расходятся в противоположные стороны, образуя общую стенку, лицом к зрителю. На припеве идут вперед, останавливаются, на последнем слоге делают точку ударом ноги.

1.6 Плясовые хороводы

Дальнейшее развитие и распространение получили хороводы «плясовые», не связанные с конкретным отображением сюжета песни. Песни, сопровождающие их, в разных местах назывались по-разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и др. Плясовой хоровод представлял собой большую группу танцующих людей. Его главная особенность в том, что все пляшущие поют песни и в такт ее выполняют различные композиционные перестроения с одновременным исполнением традиционных движений. Таким образом, хореографическое начало в плясовых хороводах складывается из двух компонентов: пространственной композиции (рисунков, переходов) и движений, па.

Основным построением плясовых хороводов был круг. Участники его держались за платочки. Круг двигался в ту или иную сторону на месте, либо двигался при этом по улице, иногда выворачиваясь. Во многих хороводах ходили «колонной», делали «ручеек», «стенка на стенку», заплетали «плетень» и т.д. О подобных построениях рассказывает и Н. Бачинская. Видимо, они были распространены повсеместно.

Основная масса хороводов исполнялась на простых шагах. Но вот, например, о хороводе «Ленок» А.А. Фенютин пишет, что участники в нем «ходили по кругу почти бегом». При словах «чеботами приколачивала» молодые женщины «усердно топали ногами об пол». В каждой области, районе, и даже в каждом населенном пункте есть что-то свое особенное, что отличает местный танцевальный фольклор. Это свои варианты известных хороводных песен, свои композиционные и стилистические особенности танцев, своя манера исполнения. Пословица «Что ни город, то норов. Что ни деревня, то поверье» точно передает состояние русского народного танца.

«Каждая область и даже отдельные села и деревни окрашивали, толковали обряд, игру, хоровод, пляску и даже коленца по-своему», - пишет К. Голейзовский. Это - следствие разных местных экономических, географических, этнографических, социальных условий, в которых происходило формирование традиций. Становление местных традиций народного танца осуществлялось в единстве индивидуального и коллективного творчества. Коллективность творчества стояла в том, что создатели и исполнители народных танцев всегда опирались на общенародный опыт и традицию и, вместе с тем, вносили в них новые черты и детали, приспосабливая его образы, стиль, характер к местным конкретным условиям исполнения.

В хороводных песнях мы наблюдаем перенос действия в обстановку, близкую исполнителям. Взять, например, повсеместно известную хороводную песню «Я поеду во Китай-город гулять». Она распространена во множестве вариантов. И почти везде в ней вместо «Китай-город» упоминается местные города: «Москва-город», «Казань-город», «Нева-город», «Ярославль-город», «Кострома-город» и пр. В песнях часто фигурируют и другие местные географические приметы (море, горы, реки, названия ближних сел и т.п.).

В песнях отражается и местная социально-бытовая обстановка. В многочисленных вариантах хороводной песни «На печке сижу, заплаты плачу» фигурируют душегрейка, шубейка, кокошник, ожерелье, коты и прочие предметы старинного крестьянского туалета. А в Ярославском варианте, например, упоминаемые наряды и украшения (полонес, шляпка, галоши, прикрасочки) отличаются своим городским характером, что особенно типично для быта Ярославской губернии, тесно связанной с городами благодаря отхожим промыслам.

В любом уголке России найдется свой вариант общерусской хороводной песни, отразившей в себе особенности местной природы, местного быта, местной художественной и исполнительской традиции.

Кроме вышеуказанных разновидностей хороводов - наборных, разборных, игровых, плясовых - в некоторых местностях появились свои местные хороводных формы. Н. Бачинская, например, сообщает о «ходечах», которые бытовали на севере, в Архангельской губернии. Хороводная культура Курской и Белгородской областей складывалась из «танков» и «карагодов». На Урале и в Сибири бытовали так называемые «малые хороводы» (с малым количеством участников).

Помимо хороводных форм в русской народной хореографии продолжают развиваться и плясовые формы (пляски, переплясы).

Я. Штелин писал о русской деревенской пляске, что она «состоит не из скачков и прыжков, а заключается в изящном и медленном движении дамы и в частых, глубоких сгибаниях и выпрямлениях кавалера или в его приседаниях, при которых ноги в коленках быстро вытягиваются и снова сгибаются».

Таким образом, в плясовых хороводах на первый план выдвигается не драматическое (игровое), а хореографическое начало. Рассмотрим это на примере песни «Ой, со вечера, с полуночи», записанной в селе Б. Быково Красногвардейского района.

«ОЙ, СО ВЕЧЕРА, С ПОЛУНОЧИ»

  1. Ой, со вечера, с полуночи

Ой, со вечера, с полуночи

Головка болела

Головка болела.

  1. Ой, все головушка моя болела

Ой, все головушка моя болела

Гулять захотела

Гулять захотела.

  1. Ой, как пойду ж я разгуляюсь

Ой, как пойду ж я разгуляюсь

В зеленую рощу

В зеленую рощу.

  1. Я вырублю, я высеку,

Я вырублю, я высеку,

Угожее древо

Угожее древо.

  1. Да сделаю с того древа,

Да сделаю с того древа,

Звончатые гусли,

Звончатые гусли.

  1. Гусли – мысли поиграйте,

Гусли – мысли поиграйте,

Позабавьте гостя,

Позабавьте гостя.

  1. Гостя, гостя дорогого,

Гостя, гостя дорогого;

Батюшку родного,

Батюшку родного.

  1. Он не часто в гости ездя,

Он не часто в гости ездя,

Не долго гостюя,

Не долго гостюя.

  1. Он не долго гостюя,

Он не долго гостюя,

Одну ночь ночуя,

Одну ночь ночуя.

Перед началом первого куплета песни все участники хоровода поделены на две части, одни стоят в правом углу возле аванс сцены, а вторые в левом углу около задника. На 1 – ом куплете оба хоровода двигаются по направлению к противоположному углу (рис.1). При движении используется шаг с прибивом.

На 2 – ом куплете участники хороводов поворачиваются и двигаются с угла по диагонали на встречу друг другу, при встрече делая легкий поклон головой(рис.2)

На 3 – ем куплете участники выходят из диагонали и образуют два круга(рис.3)

На 4 – ом куплете оба хоровода объединяются круг и идут в обратном направлении, взявшись за руки (рис.4)

5 –ый куплет: хоровод делится на четыре круга по четыре человека (рис.5)

Следующий куплет участники снова объединяются в один хоровод и идут в правую сторону (рис.6)

Рис.6

На 7 – ом и 8 – ом куплетах хоровод делится на тройки и идут по диагоналям делая «расческу», дойдя до противоположного угла они становятся в ровные линии и идут с двух сторон делая, в глубине сцены две полосы (рис.7), (рис.8)

Рис.7

Рис.8

На последнем куплете все участники двигаются вперед к аванс сцене, на последнем слоге участники делают акцент ударом ноги.

2. Основные формы и элементы русского народного танца

2.1 Особенности форм народной хореографии

Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием.

Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимо- влияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец. Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное - со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. И чем тщательней изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится произведение. Таков извечный закон искусства. Следовательно, необходимо как можно больше записывать, снимать и фотографировать танцы, особенно манеры их исполнения, зарисовывать костюмы и т.д. Другими словами, собрать факты, которые можно было бы систематизировать и положить в основу изучения русского народного танца. Для этого мы сделаем сравнительный анализ существующих форм танцевального русского народного творчества.

Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие народных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии. Таким образом, народный танец как один из видов хореографического искусства выступает специфической формой отражения действительности.

Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы.

Сфера современного народного танца - бытовые жизненные ситуации (гуляния, праздники), где его главная цель - способствовать общению людей между собой. Однако социальная роль народного танца значительно шире. Она определяется теми многообразными эстетическими и этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано народное танцевальное искусство.

Передавая из поколения в поколение традиции бытовых танцев, народ запечатлел в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Изменения в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения одних и тех же танцев, к появлению новых их форм.

Вместе с тем народная бытовая форма танца и танцы, исполняемые в великосветских салонах, соприкасались друг с другом. Между ними происходил постоянный взаимообмен: не только народные танцы проникали на балы и праздники аристократии, но и многие из народных танцев, видоизмененные в салоне, снова возвращались в народ. Однако при этом как в народной, так и в салонной бытовой хореографии всегда сохранялись свои принципы и традиции.

Поскольку народная хореография является составной частью современной культуры, в ней также происходят процессы, отражающие эту борьбу. В наше время развитых, средств информации, когда можно широко и быстро внедрить в быт те или иные новые танцы или музыкальные ритмы, народный танец нередко распространяется не по законам логики, а в силу влияния стихии моды.

Танец отражает объективную действительность: безусловность реального жизненного содержания выражается в нем в условной форме. Главным выразительным средством является здесь пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Народный танец не только рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах, но и как хореографическое искусство в целом, является по преимуществу искусством, в котором отражаются, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.

По содержанию и форме народный танец может выражать общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным. Национальный характер танца проявляется в целом ряде особенностей: хореографической и музыкальной структуре, исполнительской манере, колоритных деталях. В бытовом танце от народной, национальной первоосновы сохраняется все самое типичное, концентрируются наиболее характерные ее черты. При этом движения танца, его пластика приобретают более обобщенный характер, как бы укрупняются. В то же время техника исполнения движений значительно упрощается, композиция па и фигур приобретает законченность.

На процесс развития танца, особенно во второй половине XIX в., большое влияние оказала деятельность педагогов-аранжировщиков. Они трансформировали национальные пляски, упрощали их, приспосабливали для самого широкого, массового исполнения.

Танцевальные формы бытовой народной хореографии родились в недрах самого народа, и являются плодом коллективного творчества. Коллективность народного танца проявляется как в процессе его создания, так и в процессе исполнения, поскольку лишь коллектив, определенная социальная группа общества делает возможным длительное существование того или иного танца. И от того, примет его народ или нет, зависит судьба танца. Эта закономерность лежит в основе возникновения, развития и распространения народного танца. Для того чтобы танец жил, необходимо, чтобы его знали самые широкие круги исполнителей - это условие его существования.

В написании танцевальной музыки имеются богатые традиции. Многие народные танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов. Это придало танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов.

Народная хореография имеет также огромное значение для физического развития. Систематические занятия народным танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению.

Народный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Народный танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т.д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.

Народный танец является эффективным средством организации досуга молодежи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодежи, наполняет ее бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище и игре.

Таким образом, народная хореография выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т.е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.

2.2 Характерные черты народной хореографии

Характерной чертой нашего народного хореографического искусства является его глубокая связь с народными традициями.

Танцевальное народное искусство представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день, доставляют эстетическое наслаждение нашему соплеменнику.

Изучение народного танцевального творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т.д.

Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

Русский народный танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался. Танцы Орловщины, Курска, Брянщины. Севера, Сибири и др. при всей их общности, национально-стилевом единстве отличаются своеобразием композиционных приемов, местными стилевыми особенностями, оттенками пластического решения.

Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.

Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца (о чем нередко пишут исследователи русского фольклора) в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни.

Каковы же основные общенациональные черты русского народного танца? Назовем, прежде всего, главную - содержательность танца в самом широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.

Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.

Народ в танце все делает осмысленно и все связывает с жизнью. Интересна такая деталь: в одних областях руки кладут на талию закрытым кулачком, а в других - открытой ладонью. В Воронежской области во время экспедиции мастера хореографии заметили, что танцоры в селе складывают ладонь в кулачок. На вопрос о причине этого одна старушка ответила: «Область наша черноземная, и мы все лето возимся в земле, занимаемся прополкой. Зелень травы и чернота земли въедаются в кожу и иногда целое лето не отмываются, и на гуляньях все прячут пальцы в кулачок».

Видимо, можно найти такое же истинно народное объяснение танцу с открытой ладонью. Даже такие простые русские танцевальные движения имеют определенный жизненный смысл.

Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда наполнен, образно, эмоционально, живо он раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести.

Существенное место издавна занимала в танце песня. Песня - это летопись народная. Каждое событие в своей жизни народ сопровождал песней; она тесно связана с игрой, хороводом, действием, пляской. Известно много песен: протяжных, игровых, хороводных, шуточных, плясовых, которые исполнялись всегда в определенной обстановке - на посиделках, на гуляньях, на свадьбах, ярмарках, где участники были и исполнителями, и зрителями.

Таким образом, отражая жизнь в танце, народ делает широкие обобщения, создает типические собирательные образы и преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни.

Заключение

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как нам кажется, в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. Я думаю, что во второй главе довольно тщательно и скрупулёзно описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Литература

  1. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни» / Н. Бачинская. - М.: Издательство «Музгиз», 1958-301 стр.

  2. Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии» / К. Голейзовский. - М.: Издательство «Искусство», 1964-254 стр.

  3. Иноземцева Г.В. «Народный танец» / Г.В. Иноземцева. - М.: Издательство «Знание», 1978-98 стр.

  4. Казьмин П. «100 русских народных песен» / П. Казьмин. - М.: Издательство «Музгиз», 1958-132 стр.

  5. Климов А.А. «Основы русского народного танца» / А.А. Климов. - М.: Издательство «Искусство», 1981-87 стр.

  6. Надеждина Н. «Русские танцы»/ Н. Надеждина. - М.: Издательство 1951-215 стр.

  7. «Русские кадрили» / М.: Издательство 1956-73 стр.

  8. «Русские народные танцы» / М.: Издательство 1949-45 стр.

  9. «Русские народные хороводы и танцы» / М.: Издательство 1948-65 стр.

  10. Сергеев К. «Сборник статей» / К. Сергеев. - М.: Издательство «Искусство», 1978-135 стр.

  11. Ткаченко Т. «Народный танец» / Т. Ткаченко. - М.: Издательство «Искусство», 1967-78 стр.

  12. Устинова Т. «Русский народный танец» /Т. Устинова. - М.: Издательство «Искусство», 1976-213 стр.

  13. Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца» / Т. Устинова. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1959-39 стр.

  14. Устинова Т. «Избранные русские народные танцы» /Т. Устинова. - М.: Издательство «Искусство», 1996-156 стр.

  15. Сушкова Л.Н., Габитова Э.И.. Аранжировка аутентичного фольклора как один из способов адаптации музыкального песенного материала для исполнения в детских фольклорных ансамблях // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012: материалы международной научно-практической конференции – Том13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 102 с. С.49-51

  16. Сушкова Л.Н. Педагогическая компетентность как основной компонент образовательного процесса в учебных заведениях социокультурной сферы // Международный научно-исследовательский журнал №10 (17) 2013, часть 4. – Екатеринбург, 2013. – с. 46-47

  17. Anischenko N.S., Sushkova L.N. Folklore holidays as means of familiarising of children to national culture // Modern scientific research and their practical application: Volume J11305-069, may 2013

Просмотров работы: 10197