ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Моисеева И.Н. 1, Сараева Л.П. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историческое прошлое русского народа свидетельствует об исклю­чительно развитой традиционной музыкальной среде, в которой воспитывались тысячи поколения людей, где складывалась национальная музыкальная культура. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором в его естествен­ных, бытовых формах, дети постепенно осваивали народный музыкально-поэтический язык, постигали «плоть и кровь» традиционной культуры. Происходило это в различной форме и различными способами, в том числе - и с помощью игр, песен, на обычных «вечерках», «беседах», «посиделках» - своеобразных «социальных институтах дореволюционной деревни», охватывавших не только юношеское, но и все детское население. Именно здесь осуществлялась социализация детей и подростков, сообщались те эстетические и этические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их жизнь.

Впервые вопрос о распространении воздействия народного песенного искусст­ва на систему музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения был поднят на принципиальную высоту деятелем народного просвещения конца XIX в., педагогом-методистом СИ. Миропольским, который доказывал в своей книге «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе»: «...В нашей народной песне... сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славян­ского племени. В этом смысле народная песня в педагогии есть носитель­ница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться...» [1,50-51].

В настоящее время песенный фольклор также является одним из востребованных средств в художественно-эстетическом творчестве детей.

Начиная с 70-х гг. ХХ века в народно-певческой сфере, наряду со взрослыми коллективами, широкое распространение получили детские фольклорные ансамбли: от небольших групп до многосоставных коллективов. Стержнем их работы стало освоение традиционного музыкального фольклора, исполнение многообразных жанров народных песен различных географических областей страны, овладение методами народного песнетворчества [7]. В результате многолетней деятель­ности детских фольклорных коллективов накопился значительный опыт по организации и методике работы с ними. Следует сказать, что «детское фольклорное движение» было естественной исполнительской формой для сельской детворы; между тем «фольклорная среда» городского ребенка практически отсутствовала: «Нет ни «вечерней сказки» бабушки, ни «колыбельной» матери». Именно поэтому даже в детском саду и школе песенный фольклор «изучается» в плановом порядке.

Исследования показали, что у современных детей сохраняется большая потребность в фольклоре как одном из развивающих личность факторов и как особой - художественной - форме самовыражения. С погружения ребенка в стихию фольклора закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным харак­тером».

Наиболее приемлемой для этого возраста формой является игровая форма, которая способствует успешному освоению фольк­лора детьми. Народные традиционные игры есть та азбука, с которой на­чинается обучение детей специфическому языку фольклора: «игры - первая ступень великой лестницы наук и образованности!» [2].

Традиционные игры, как например, «Зайчик», «Козлик» и пр. не содержат в себе особых трудностей для восприятия и усвоения. Они могут и должны стать изначальным этапом в постижении более высоких уровней народной песенно-танцевальной культуры. Кроме того, непосредственность «музыкальных игр» - «фантазии» - развивают у детей вкус, творческую инициативу, чувство ритма, пластику.

Так как детский фольклор является своеобразной «мик­ромоделью» общенациональной культуры [3, 9], содержащей в определен­ных формах свои музыкальные и поэтические особенности, характерные для традиции в целом, то детский фольклор можно считать началь­ной стадией постижения традиционного песенного наследия. Причём, осваивать его можно уже «с пелёнок».

Значение музыки и поэзии пестования для раз­вития и воспитания ребенка, вызванны к жизни «едва ли не исключитель­но педагогическими надобностями» [4, 9], а может быть, именно поэтому произведения материнской заботы, как правило, являются высоко художе­ственными творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум дитяти, нравственно воспитывают его, но и достав­ляют ни с чем несравнимую радость, эстетическое наслаждение ребенку. В этом убеждают наблюдения за поведением детей в обстановке пестова­ния. Однако это не механический процесс, ибо все заимствованное гибко при­спосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской пси­хологии и эстетики. В результате образуется особая область народного творчества, объединяющая мир взрослых и детей, включающая целую сис­тему музыкально-поэтических жанров.

Сегодня российское общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Духовный кризис проявляется в нарушении воспитания, в разрыве связей, традиций между старшим и младшим поколением. Сохранить национальное самосознание возможно путём возрождения преемственности поколений, передаче подрастающему поколению тех нравственных устоев, патриотического настроения, которые пока ещё живы люди старшего поколения [5, 6]. От них мы записываем песенные сокровища, как, например, троицкая песня села Иловка Алексеевского района:

Вселиственный мой венок,

Ой, ляли, ляли, мой венок.

Вселиственный, золотой,

Ой, ляли, ляли, золотой.

Вселиственный, дорогой,

Ой, ляли, ляли, дорогой.

Куда венок положить,Ой, ляли, ляли, положить.

Положу венок в терем я,Ой, ляли, ляли, в терем я.

(село Иловка Алексеевского района)

Безжалостное отрубание своих корней, отказ от национальных, народных традиций, от народных песен, приведёт к бездуховности. Преодолению духовного кризиса способствует привлечение детей к художественно-эстетическому творчеству, приобщению к ценностям, в том числе к народной песне, начиная с самого раннего возраста, когда идёт активное формирование личности.

Песенный фольклор является исключительно ценным материалом в художественно-эстетическом воспитании детей. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Ребёнок младшего возраста живёт больше чувствами, чем разумом. Он всё воспринимает эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребёнка.

Литература

  1. Белозерцев Е.Г., Ганичев В.Н. Русская школа (сборник статей) 1993 г.

  2. Зайцева Н.З. «Основы народного творчества» У-У, 1997 г.

  3. Давклетов К.С. «Фольклор как вид искусства» М.: Наука, 1966 г.

  4. Алексеев Э. «Фольклор в контексте современной культуры». М.: Советский композитор 1988 г.

  5. Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г.Практическое обучение как способ формирования личности студента// Научно-исследовательские публикации №3 2013. – Воронеж, 2013. – с.16-21

  6. Сушкова Л.Н. Технология проектного обучения как основа построения образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях среднего профессионального образования // Инновации в современной науке. : материалы II Международного осеннего симпозиума (27 ноября 2013 г.), Москва, 2013, 282с. С. 76-80

  7. Graschenko A.G., Sushkova L.N. Continuity of educational process in ethnocultural space of the Belgorod region // Modern scientific research and their practical application: Volume J11305-070, may 2013

Просмотров работы: 1865