ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПЕСЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПЕСЕННЫХ ОБРАЗЦОВ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

Водолажская Н.А. 1, Трапезникова Т.И. 1, Копина В.Л. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В непростых условиях музыкального социума живут и развиваются наши дети. И мы должны способствовать решению задач по утверждению в чувствах и сознании подростков ценностей, взглядов и убеждений через развитие интереса к историческому , культурному наследию и творчеству нашего народа.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. В связи, с чем возникает острая необходимость применения опыта традиционной культуры в вопросе воспитания учеников начальной школы.

Мы столкнулись с проблемой внедрения регионального компонента в репертуар детского фольклорного ансамбля, особенной проблемой стал народный танец.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современной практике изучения традиционного фольклора с детьми не достаточно опубликованных примеров работы с хореографической пластикой.

Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.

Возрождая традиции нашего края и изучив стиль народного танца Белгородско-Воронежского региона , нами реализована в практике работы программа для фольклорного ансамбля «Бирюльки» для детей 7-10 лет, рассчитанная на два года обучения в рамках дополнительного образования в «Гимназии №22» город Белгород, где для изучения многовековых местных и областных традиций рекомендованы методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый;

метод убеждения, упражнения, личный пример.

Содержание данной программы играет решающую роль в реализации воспитательных, педагогических целей и задач, основывающихся на формировании у детей духовных, социальных, нравственных, личностных качеств, что в свою очередь, обогащает общепедагогические формы и методы преподавания фольклора опытом народной педагогики, включает

в учебно-воспитательный процесс культурно-исторический опыт, нормы, традиции.

Проблема и актуальность проекта

Проанализировав песенно-инструментальный фольклор края, выяснилось, что именно хороводные движения на основе общего хороводного шага позволяют объединить сёла Белгородско-Воронежского региона в единый стиль. Что указывает на бытование карагодов, танков, хороводов с полотенцами, их опору на хореографию плясового характера, приуроченность сезонных хороводов (карагодов) к земледельческому календарю.[1]

Описания разнообразных танков, карагодов, их композиционных форм и построений, данные в работах А. В. Рудневой, Щурова, И. И. Веретенникова.

Но надо отметить, что детский фольклор включает в себя упрощённую хореографию. В силу своих физических возможностей ребёнок не всегда может исполнить варианты сложных хореографический движений. Внедряя региональный компонент народного танца в детском фольклорном ансамбле, стараемся упростить некоторые хореографические движения для облегчения восприятия их учениками начальной школы.

Для возрождения традиции Белгородского района принимаем участие в собирательных экспедициях по белгородскому району, записывая старинные обряды и праздники Белгородской области .

Но больше всего нас заинтересовал детский игровой фольклор. Ведь для работы с дошкольниками очень мало материала. А записывая и расшифровывая старинные игры ,потешки, пистушки , дразнилки появляется возможность в первозданной форме возродить и продлить существование фольклорных традиций нашего края.

Поскольку сам материал детский, то понятно. Что содержание текстов вполне доступно детскому восприятию, напевы их легко исполняемы даже людьми без музыкального образования. При разучивании песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе материалы этот легче воспринимается и запоминается с голоса.

Какое место сегодня отводится народным подвижным играм в школах и в семьях, где растут младшие школьники? Во многих школьных учреждениях игровая деятельность – вытеснена учебной, игра же понимается, в лучшем случае, лишь как необходимая психологическая разрядка в перерыве между уроками. Несправедливое отношение к игре школьников можно наблюдать, подчас, и в православной среде, когда она воспринимается как некая пустая забава.

Между тем, народные подвижные игры с правилами – своеобразный, культурно оформленный «социальный тренажер», играющий важную роль в воспитании и развитии человека как члена общества.

Думается, что мы имеем дело с одним из проявлений проблемы, о которой еще в начале ХХ века писал русский философ Иван Ильин — это проблема потери «доступа» к собственной национальной культуре.

Один из ведущих отечественных богословов, психолог и педагог, протоиерей Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что детство – это ступень, подготавливающая человека к самостоятельному творчеству в жизни; источник же творчества не связан с интеллектом или с нашими знаниями. Он подчеркивал, что творческие недра души связаны с эмоциональной сферой. Именно эту важнейшую сферу затрагивает игровая деятельность ребенка, запечатлевая в памяти не формальные представления о чем-либо, а живой эмоционально-смысловой отклик сердца и души.

Природу и психологию игры исследовали виднейшие ученые, специалисты по возрастной психологии и педагогике, культурологи. Все они отмечают немаловажную для понимания природы игры особенность — детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Таким образом, игра является своеобразной репетицией взрослой жизни.

Интересно, примечательно и значимо также то, что в содержании фольклорных игр труды взрослых в основном подаются не как тяжкое бремя, а как источник радости жизни, служения – притягивающий и манящий. Встречающиеся в ролевых играх такие персонажи как ленивцы, воришки и прочая братия, рисуются в сатирических красках. К ним играющие могут обращаться с наставлением и укором:

Кто спину не гнет,

На работу не идет,

Кто спит с утра,

Того прочь со двора!

Нельзя не отметить и то, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе.

Традиционные игры запечатлели в своём содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Внедрение регионального компонента в формирование музыкально-хореографических навыков в процессе ознакомления и исполнения фольклорных песенных образцов.

Задачи проекта:

-Научить детей общению между собой, общению со зрительской аудиторией;-Воспитание активности, любви к музыке и танцу, стремление к познанию нового;

-Приобщение детей к творчеству, развитию творческой активности, приобретение профессиональных танцевальных навыков;

Народная бытовая традиция всегда связана с пением без сопровождения, я стараюсь следовать сохранению этих особенностей народной песни. Пение без сопровождения сохраняет особый, натуральный строй песни. Такое исполнение песен я использую в народных играх. Конечно, я не когда не забываю, что дети должны не только учиться, но и играть. Дети всегда рады научится играть в новую игру. И уже после занятий в кружке поделиться знаниями с одноклассниками. ( приложение №2)

Вся прелесть народного танца, конечно же, показана в плясовых песнях, детям они нравятся за быстрый, весёлый и озорной характер, который соответствует их возрасту.

Внедрение регионального компонента в формирование музыкально-хореографических навыков в процессе ознакомления и исполнения фольклорных песенных образцов в детском фольклорном ансамбле на примере плясовой песни «Я посеяла ленку» (приложение №3)

Принципы построения педагогической работы с фольклорными песенными и танцевальными образцами в детском фольклорном ансамбле «Бирюльки»

Возраст учащихся для детей 7-10 лет,рассчитанная на два года обучения в рамках дополнительного образования в «Гимназии №22» город Белгород.

Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность: социальная, возрастная, конфессиональная, этническая. Для нас наиболее важным представляется формирование и дальнейшее развитие у подрастающего поколения этнической толерантности. Формирование этого важнейшего качества должно начинаться в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжая затем развиваться в подростковом возрасте [14].

Однако вопросы воспитания этнической толерантности в детях и подростках в силу целого ряда причин в курсе изучения учебных предметов в системе общего и дополнительного образования, как правило, представлены весьма ограниченно [13]. Еще уже представлены программы по развитию у подрастающего поколения этнической толерантности средствами фольклора. Поэтому целесообразно в системе дополнительного образования с помощью программы «Фольклорного кружка Бирюльки» предлагать подросткам комплексное изучение фольклора с целью формирования и дальнейшего развития у них этнической толерантности, а именно, формирования у воспитанников знаний, умений и навыков терпимого отношения и готовности к проявлению их в различных сферах современного поликультурного и полиэтнического общества. На сегодняшний день существуют Правовые документы, регламентирующие внедрение идей педагогики толерантности в практику: «Декларация принципов толерантности», постановления губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года №224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»; постановления администрации г. Белгорода от 18 августа 2005г. №151 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи, «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека». Данные документы подтверждают актуальность формирования и развития толерантности подрастающего поколения.

Программа призвана способствовать решению задач по утверждению в чувствах и сознании подростков ценностей, взглядов и убеждений через развитие интереса к историческому и культурному наследию, творчеству и к этнокультурным традициям разных народов. Для учения и воспитания рекомендованы методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый; метод убеждения, упражнения, личный пример.

Содержание данной программы играет решающую роль в реализации целей и задач; основывающихся на позиции духовных, социальных, исторических, нравственных, политических проблемах. Обогащает общепедагогические формы и методы опытом народной педагогики; включает в учебно-воспитательный процесс культурно-исторический опыт, нормы, традиции, способы и стили жизнедеятельности народов России; способствует формированию самобытной, разносторонне развитой личности.

Программа «Фольклорного кружка Бирюльки» несет в себе психологическое обеспечение, которое включает в себя: комфортно-доброжелательную атмосферу, анализ приобретенных знаний, умений и навыков, побуждения творческого воображения подростков. Программа построена на концептуальных идеях данного направления современной педагогической науки, и на принципах народной педагогики, а именно: ненасильственное, терпимое взаимодействие педагога с различными субъектами педагогического процесса и создание условий для развития толерантности во взаимоотношениях с разными представителями этносоциальных групп у подростков. Современные подходы к педагогическому знанию в данной области предполагают разработку программы в единстве ее теоретической и практической сторон. В соответствии с этим данная программа является интегрированной. Занятия строятся таким образом, что полученные теоретические знания тут же закрепляются 3 практически, что позволяет развить у подростков навыки этнотолерантного взаимодействия на фольклорном материале.

Цель программы – формирование социальных установок этнотолерантного сознания через развитие культуры этнотолерантных отношений подростков в условиях межэтнического и межконфессионального диалога средствами фольклора.

Задачи программы:

Воспитательные

1. Сформировать на этнотолерантной основе гражданскую позицию, патриотизм средствами фольклора.

2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности, адекватную самооценку, установку на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды в окружающем полиэтническом социуме.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, этническая толерантность, милосердие

Программа «Фольклорного кружка Бирюльки» несет в себе психологическое обеспечение, которое включает в себя: комфортно-доброжелательную атмосферу, анализ приобретенных знаний, умений и навыков, побуждения творческого воображения подростков. Программа построена на концептуальных идеях данного направления современной педагогической науки, и на принципах народной педагогики, а именно: ненасильственное, терпимое взаимодействие педагога с различными субъектами педагогического процесса и создание условий для развития толерантности во взаимоотношениях с разными представителями этносоциальных групп у подростков. Современные подходы к педагогическому знанию в данной области предполагают разработку программы в единстве ее теоретической и практической сторон. В соответствии с этим данная программа является интегрированной. Занятия строятся таким образом, что полученные теоретические знания тут же закрепляются 3 практически, что позволяет развить у подростков навыки этнотолерантного взаимодействия на фольклорном материале.

Структура программы курса представлена следующими разделами:

1. Где песня льется – там легче живется.

2. Были бы песни – будут и пляски.

3. Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

4. Семейные традиции.

Содержание каждого раздела отражает современные подходы к обозначенным проблемам. Весь процесс приобщения подростков к фольклору с целью формирования этнической толерантности представляется нами в форме специально организованных тематических занятий на фольклорной основе. Каждый раздел как определенный этап обучения заканчивается итоговой работой воспитанников – творческим показом концертной программы, выставкой творческих работ или театральным представлением, приуроченным к календарному народному празднику.

С помощью программы дается определение следующим понятиям: Понятие «большая» Родина. Символика: герб, флаг, гимн. Понятие «малая» Родина. Пограничная культура нашего региона (полиэтничность, веротерпимость, открытость). Взаимодействие и ассимиляция культур различных этносов. Преодоление национальных, социальных, межличностных, религиозных конфликтов.

Программа приобщает подростков к следующим общечеловеческим

Ценностям:

Культурные ценности:

− устное народное творчество: летописи, легенды, былины, сказки, пословицы и поговорки.

− народные песни: детские, трудовые, обрядовые, лирические, историко-героические, шуточные.

− народная музыка: народные инструменты (гусли, волынка, свирель, гармошка); ансамблевые и хоровые коллективы (ансамбли и оркестры народных коллективов);

− классическая музыка: оперы, балеты, оратории, кантаты, увертюры, пьесы.

Духовно-нравственные ценности:

Добро, Любовь, Уважение, Красота, Долг, Совесть, Терпимость, Свобода, Справедливость, Милосердие. Приверженность к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы.

В дополнительном образовании приоритетной формой обучения является учебное занятие. Занятие может быть теоретическим, практическим или смешанного типа. Наряду с этим существуют и другие формы обучения. При нашей специфике это: экскурсии, праздники, игры и т.п.

Организация работы с коллективом детей также имеет свои формы и подразделяется на групповую, подгрупповую и индивидуальную. При реализации программы используются различные методы: − словесные: беседы, рассказы, объяснение, описание;

− наглядные: аудио-видеоматериалы, репродукции, таблицы, образцы изделий декоративно-прикладного творчества;

− практические: освоение пения и народного танца на фольклорной основе, изучение наглядных пособий, образцов и макетов изделий.

В результате освоения программы «Фольклор и мы» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные навыки. К концу учебного курса они должны:

1. уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

2. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

3. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

4. ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и православный календари;

5. научиться применять элементы народной культуры в повседневной жизни;

6. приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкально-поэтическом фольклоре (приемах народного вокала, предсказывание легенд, былин и пр., в вокально-постановочной работе); в декоративно-прикладном творчестве, а также применять их в быту, передавая знания другим людям.

Для эффективного усвоения воспитанниками изучаемых в программе тем следует рекомендовать наиболее доступные для данного возрастного контингента примеры из социально-культурной жизни современного полиэтнического общества. В ходе практической деятельности в рамках программы «Фольклор и мы» необходимо также отбирать материал, соответствующий психофизиологическим особенностям современного подростка.

Приложение №1

Примеры хореографических композиций и игр.

«Ворон»

русская народная прибаутка

Дети стоят по кругу. «Ворон» - в центре.

Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут по кругу дробным шагом к центру

На горе стоит гора,

А на той горе-дубок, Так же отходят назад.

А на дубе- воронок. Ворон кружиться разведя руки в стороны.

Ворон в красных сапогах. Ворон и все дети танцуют.

В позолоченных серьгах. Имитирует игру на дудочке.

Сидит ворон на дубу, Дети стоят на месте, хлопают в ладоши. «Ворон» пляшет

Он играет вотрубу.

Труба точеная,

Позолоченая,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончанием песни все дети закрывают глаза, а ворон выходит за круг. Пробегая за спинами детей и выбирая следующего водящего

« Я посеяла ленку» Белгородская обл.

(плясовая)

1 куплет: Я посеяла ленку

при дорожке при ярку.

Стоят на месте общаясь и «играя» песню.

2 куплет: Мне сказали что мой лён,

Он прибитый привалён

Девочки приставным шагом идут вперёд

3 куплет: Кто по полюшку ходил

Кто мой лён привалил?

Девочки приставным шагом идут назад

4 куплет: По дороженьке по той

вот три молодца прошли.

Мальчики делают 3 шага с притопом вперёд

5 куплет : Как мне первого просить

походучку изменить?

Мальчики делают 3 шага с притопом назад

Остаются на аваесцене и присев на правое колено хлопают в ладоши

К ним приставным шагом выходят девочки-партнёрши.

6. А второго мне просить

Толкопрядицею быть.

Мальчики хлопают в ладоши , а девочки приставным шагом обходят их вокруг

7. Уж мне третьего проситть

Чисто щёгольно ходить.

Девочки делают «пружинку», мальчики «присядку»

8. Я посеяла ленку

при дорожке при ярку.

Взявшись за руки, спиной отходят на зад.

Подняв руки в верх , поклон.

Анализ работы фольклорного ансамбля «Бирюльки»

Руководитель Водолажская Наталия Александровна.

Ребята фольклорного ансамбля «Бирюльки» активно принимает участие в календарных праздниках. На рождество они с колядками и

Христославными песнями поздравляют своих сверстников.

На троицу завивают берёзу и кумятся.

Не забываем про игры «Сидит Дрёма», «По улице широкой», «Мышка, мышка» «Заплетися плетень», «Дедушка Симак»

На Масленицу гулянье

Заключение

В результате деятельности по внедрению регионального компонента, в формирование музыкально-хореографических навыков в процессе изучения фольклорных песенных образцов в детском фольклорном ансамбле «Бирюльки» мы смогли отметить, что интерес к народному танцу у младших школьников значительно увеличился. Был отмечен приток новых участников в коллектив , ребята раскрепостились.

Развитие способности воспринимать народную музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер, понимать ее содержание и развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма. Развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; формирование правильной осанки, красивой походки; обогащение двигательного опыта разнообразными элементами русских народных движений. Всё это участники фольклорного ансамбля «Бирюльки» получили благодаря проекту внедрение регионального компонента в формирование музыкально-хореографических навыков в процессе изучения фольклорных песенных образцов в детском фольклорном ансамбле.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Литература

  1. И. И. Веретенников : Белгородские карагоды.

  2. Белгородоведение : Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: БелГУ, 2002. – 410 с

  3. .Белгородская губерния. 1727- 1779гг. : Сборник документов и материалов / Сост. О. И. Григорьева, Л. Б. Хромых. – Белгород: Везелица, 2002. – 410 с.Белгородская область: История и современность / Автор-сост.

  4. В. В. Овчинников. – М.: Колсантиговая группа «Имидж-Контакт», 2007. – 64с.

  5. Белгородская энциклопедия / Гл. ред. В. В. Овчинников. – Белгород: Изд-во областная типография, 2000. – 464 с.

  6. Давыдов, В. И. Храмы Белгородчины / В. И. Давыдов. – Белгород : Издательский дом «В. Шаповалов», 2000. – 256 с.

  7. Истоки: Историко-краеведческий сборник статей о Белгородчине / Гл. ред. Ф. П. Тройно. – Белгород: «Везелица», 1992. -162 с.

  8. Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Автор-сост.: С. С. Чернова. – Белгород : Изд. Центр ООО «Логия», 2005. – 39 с.

  9. Колесникова, Л. И. Православное церковное зодчество Белгородской области: Каталог / Л. И. Колесникова. – Белгород : Белгородско-Старооскольская епархия, 1997. – 148 с.

  10. Осыков, Б. И. Белгородский алфавит: Краткий краеведческий справочник / Б. И. Осыков. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1990. – 208 с.

  11. Пархоменко, И. Г. Белгородская губерния: Социально-экономический и историко-культурологический очерк / И. Г. Пархоменко. – Белгород, 2002. – 309 с.

  12. Русские монастыри: Юг России / Гл. ред. А. А. Феоктистов. – Новомосковск – Москва: Изд-во «Очарованный странник - АФ», изд-во «Троица», 2006. – 536 с.

  13. Сушкова Л.Н. Технология проектного обучения как основа построения образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях среднего профессионального образования // Инновации в современной науке. : материалы II Международного осеннего симпозиума (27 ноября 2013 г.), Москва, 2013, 282с. С. 76-80

  14. Сушкова Л.Н. Педагогическая компетентность как основной компонент образовательного процесса в учебных заведениях социокультурной сферы // Международный научно-исследовательский журнал №10 (17) 2013, часть 4. – Екатеринбург, 2013. – с. 46-47

  15. Храмы Белгородской и Старооскольской епархии. – Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия. – 2005. – 224 с.

21

Просмотров работы: 1661