ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЁЛ ГОРКИ И БОГОСЛОВКА КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЁЛ ГОРКИ И БОГОСЛОВКА КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Лушпа Я.С. 1, Сушкова Л.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры, кафедра искусства народного пения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Традиционная культура России богата и разнообразна. Состоит она из множества локальных традиций, складывающихся на протяжении многих веков под влиянием различных факторов, таких, как климатические условия, этнический состав местного и окружающего населения, исторические особенности заселения территории и др.

В условиях современных государственных программ, нацеленных на изучение и сохранение традиционной культуры России особенно важно уточнение особенностей культуры отдельных регионов, локусов, населённых пунктов, являющихся частью культурной мозаики современной России.

Наш интерес связан с изучением традиционной культуры сёл Горки и Богословка Красненского района Белгородской области. Расположены эти сёла на востоке Белгородской области. Их традиционная культура ярко демонстрирует принадлежность местной традиционной культуре Белгородско-Воронежского региона.

Для детального рассмотрения культурного населения сёл Горки и Богословка необходимо уточнить их историю, особенности местной традиционной одежды, музыкальную и хореографическую стилистику, этнографические данные.

История села Богословка ведет свое начало с 18 века (1725 год). Считается, что оно основано выходцами из села Берёзово Острогожского района Воронежской губернии. Известный воронежский краевед В. Прохоров утверждает, что название происходит от церкви, построенной в честь Иоанна Богослова. В сведениях 1859 года указывается, что «Богословское село казённое при речке Потудань, 84 двора, 810 жителей». Эта местность в 17 веке сдавалась воронежским воеводой монахам монастыря в аренду для рыбной ловли и пушного промысла. Территория называлась Потуданским ухожием. Более того, об этом ухожее сообщалось царю Михаилу Фёдоровичу. Первые дома были построены на правом берегу реки Потудань. Заселяли его не только русские, но и люд с украинскими, белорусскими корнями, на что указывают фамилии Марченко, Переверзевы (от белорусского слова «переиначить, переделать»). Потом жители постепенно отступили от реки и образовали «свои» улицы, «планы». Например, братья Горбуновы основали улицу Горбуновка, появился «богатый» конец и т.д.

До революции в селе были такие «учреждения и предприятия»: государственный магазин, частная лавка Автомонова, ветряная мельница, водяная мельница, куда свозили молоть со всей округи, а также работала крупорушка купцов Рязанцевых. Посреди села стояла кирпичная церковь в окружении вековых лип. Колокол в этой церкви был одним из самых звонких в округе (в революционные времена церковь была разрушена). Рядом размещалась церковно-приходская школа, где обучалось 26 детей.

Большую роль в жизни села сыграл местный помещик Вячеслав Николаевич Ровнев. В памяти пожилых людей он остался очень умным, просвящённым , заботящимся о своих людях человеком. У Ровнева было 900 гектар земли, на берегу реки стоял особняк с садом и зверинцем. Будучи членом Коротоятского земства он добился постройки школы, которая была открыта в 1913 году. В 1916 году помещик, распродав своё имение, уехал в Сербию. После революции дом Ровнева был сожжен, усадьба уничтожена.

В 1929 году в селе Богословка организовался колхоз - гигант, который несколько раз реорганизовывался. Самая большая численность населения была в 1925 году – 1360 человек. До Великой отечественной войны существовала семилетняя школа, организованная в 1933 году, в которой учились дети из ближайших сёл. В 2008 году ее ликвидировали, остались только начальные классы. С течением времени численность населения села уменьшается, т.к. молодёжь по большей части стремится переехать в город. Так, в 1970 году в селе насчитывалось 780 жителей, к 1979 году численность населения упала до 550 человек, а к 2008 г. – до 230 человек. Несмотря на эту тенденцию, в настоящее время в селе действует школа, дом культуры, медпункт, обрабатываются поля, есть ферма, детский сад.

Изучая традиционную культуру сёл Горки и Богословка, мы считаем необходимым рассмотреть особенности местного традиционного костюма в контексте территории Белгородской области. Народный костюм - это произведение искусства. На протяжении многих веков он подвергался влиянию различных факторов (географическое положение, социально-экономические условия). Постепенно сложились три типа костюма - понёвный, сарафанный, юбочный. В Белгородской области оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России.

Как выражался В.В. Стасов, орнаменты всех народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая черточка тут имела свое значение, являлась словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. [7, c.7]

На Белгородский костюм большое влияние оказало огромное количество украинских сёл на территории области. Говоря об украинском влиянии, не стоит забывать и о том, что на территории Белгородчины доминирующим элементом в культуре является русская традиция, и только к концу XIX века складывается русско-украинская. [3, c.7]

Традиционный народный костюм Белгородчины формировался на протяжении веков под воздействием этнических, природно-климатических, социально-бытовых и хозяйственных факторов. Костюм тесно связан с антропологией, эстетикой и культурологией, ввиду чего костюм рассматривается в двух аспектах:

  1. Для защиты от зноя и холода, дождя и ветра;

  2. Как символ, дающий представление о человеке и обществе.

Народный костюм ярко выражает русский национальный характер. Чем древнее костюм, тем больше он несёт в себе неповторимую общезначимую информацию. Можно утвердить, что русский народный костюм Белгородчины, как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией, которая пронизывает эти и все другие функции. [2]

Одежда крестьян села Богословка по своему составу была весьма разнообразной. Вся праздничная одежда по покрою была такой же, как и будничная, и отличалась только обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров, художественной отделки всевозможными материалами, которые бытовали на этой территории в конце XIX- начала XX века. Свободная, сшитая из прочной ткани, одежда хорошо приспособлена к выполнению полевых работ и домашних дел. Вариативность одежды, обусловленная возрастными особенностями людей, характеризовала традиционный костюм всей России.

Женщины носили суконные юбки, которые назывались - «травка». (см.рис.1)

Рис.1. Юбка – «травка»

Рубахи носили сиреневые, красные, белые. Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. «Вставной палик» рукава украшался узорами, разнообразной вышивкой, обсадком по контуру рисунка бисером, полосками ажурных кружев. (См.рис.2)

Рис.2. Рубаха красная

С развитием текстильной промышлености, в конце XX века становятся популярными, широко распространяются и частично заменяют традиционные с чёрноузорной вышивкой, рубахи из покупных тканей фабричного производства (сатина, шёлка).

На бедрах поверх рубах подпоясывалась покромка. Этот термин в одном случае обозначал узкую ткань с кромкой, а древности он символизировал кромку участка земли черного цвета, то есть чернозема. Девушке носить покромку не позволялось. Считалось, что покромка всегда защищала человека от недобрых сил, была охраной и оберегом.

Повязельник - женский головной убор. Любимым убором и для девушек, и для женщин был платок. Он был очень красив и удобен в использовании и был самым желанным подарком для женщин и девиц. Его можно было носить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами головных уборов. (см. рис.3-6).

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Поверх рубахи и юбки, подпоясанных покромкой, женщины одевали красивую одежду - завеска. Шилась обычно из белой и красной холстины.(см.рис.7)

Рис.7

Очень ярко подчеркивал красоту народного костюма - пояс "яичками", который обшивался бисером различных цветов. Он был всегда необходимой и важной деталью как женской, так и мужской одежды (рис.8-10)

     

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Девушки обязательно должны были носить различные украшения, выполняющие роль оберега (см. рис.11-13)

Рис.11

Рис.12

Рис.13

К концу XIX века, с развитием капиталистических отношений в деревне, усиливаются процессы унификации одежды, и в русских сёлах наблюдается переход к городскому костюму.

В заключение можно отметить, что традиционная одежда сёл Горки и Богословка подчёркивает принадлежность данной локальной культуры к традиции Белгородско-Воронежского пограничья. Дальнейшее исследование традиции этих сёл будет направлено на изучение музыкальной и этнографической стилистики местного фольклора.

Литература

  1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А. В. Рукотворная краса земли Белгородской - Белгород, 2010-стр.7.

  2. Немчинова Е.Г. Народный костюм как совокупность идейно-художественных принципов русского национального характера. - I региональные научно-творческие «Маничкины чтения» Белгород, 2008 г.

  3. Шатерникова Н.И., Кравченко О.А., Якубенко Л.В. Женский народный костюм как часть регионального компонента -Белгород 2007, стр.7.

Просмотров работы: 1864