СОВРЕМЕННА ЛИ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВРЕМЕННА ЛИ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ?

Севостьянов А.В. 1, Водолажская Н.А. 2, Выгоренко Н.В. 1
1МБОУ СОШ "Гимназия №22" г. Белгорода
2МБОУ СОШ "Гимназия №22" г. Белгорода,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Всё началось с того, что к нам в погостить приехала бабушка…

Наступил вечер пришла пора ложиться спать, и бабушка для меня и моей младшей сестренки запела колыбельную песню «Ой баенки, баенки». Я спросил, откуда бабушка её знает? Оказалось, что от своей мамы, а моя прабабушка от своей мамы. Эта колыбельная пелась всем детям нашего рода. У нас дома есть книга, где написаны колыбельные песни. Я задумался, зачем помнить их наизусть, если можно взять книгу и прочитать? На что бабушка мне ответила, что слова записанные в книге - это хорошо, да напев не всякий помнит. И я решил побольше узнать о колыбельных песнях и сделать ее более современной.

Цель исследования: побольше узнать о колыбельных песнях и сделать ее более современной.

Задачи исследования:

- изучить содержание колыбельных песен и их влияние на развитие ребёнка;

- выявить разновидности колыбельных песен;

- провести анкетирование среди одноклассников и их родителей по интересующей меня теме;

- попробовать самому придумать колыбельную песню и написать к ней музыку;

- выпустить буклет с колыбельными песнями Белгородской области и моей.

Гипотеза исследования:

Предположим, что колыбельные песни не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие малыша положительно.

А может быть, колыбельные песни помогают ребёнку познать окружающий мир, усвоить жизненные ценности и имеют большое значение в развитии и воспитании ребёнка.

Организация работы:

-изучить необходимую литературу,

-обратиться к ресурсам Интернет,

-спросить у взрослых и одноклассников,

-подумать самостоятельно,

-написать слова и музыку к колыбельной песне.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1.1.Колыбельная песня древний жанр фолклора

Заглянув в Интернет, я много узнал о колыбельных песнях. Оказывается, колыбельная песня — это песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Колыбельные песни – один из самых древних жанров фольклора. Этот жанр представляет собой простую мелодию, которая успокаивает и навивает сон у ребенка. Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни перед сном обычно поют мамы своему ребенку. Причем такие традиции есть почти в каждой семье. Для исполнения колыбельной песни не требуется никакого аккомпанемента, достаточно лишь голоса, вместо музыки выступает только голос. От слов песни требуется такт. Главное, чтобы мотив заставлял погружаться в сон.

Отчего же песню назвали колыбельной? Сначала я решил разобраться с термином «колыбель» и использовал «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать, колыхать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания-колыбели. Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх – вниз», «вправо – влево», «назад – вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки – в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.

Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка – «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.

Колыбельные песни появились с незапамятных времен у всех народов мира, с тех времен, когда человечество обрело дар речи. Под монотонное бормотание первобытных женщин засыпали наши предки. Своими корнями древние колыбельные уходят к древним ритуалам. С развитием человечества развивались и колыбельные, насыщаясь значимыми словами и текстами, превращаясь в домашнее волшебство.

Каждая мама для новорожденного создавала «индивидуальную» колыбельную, вкладывая в нее программу развития ребенка. Материнская мудрость, передаваясь из поколения в поколения, внесла в колыбельные своеобразный код – жизненно важную информацию об устройстве мира, о зле и добре, о безопасности.

Сейчас мы поем колыбельные песни, не догадываясь, какой глубокий смысл они имеют. Напевая «люли-люли, прилетели гули», мы воспринимает это, как только рифмованную фразу. А древние славяне обращались к языческой богине весны, покровительнице плодородия, брака, любви, деторождения – Леле. Колыбельные сохранили в себе таинственные образы, зашифрованные символы. Например, Сон, Дрема – хранители, проводники тонкого мира; кот – носитель магической силы, призван защитить ребенка; серый волк – олицетворение опасности…

В старинных колыбельных песнях исследователи находят сходство с народными заговорами из-за особого типа исполнения, сходной структуры, наличия магических элементов. Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.

Прихожу к выводу, что колыбельные песни не только помогали уснуть, но и ежедневно использовались как заклинание от болезней и невзгод, как оберег от чужого негативного воздействия.

1.2. Важные функции колыбельных песен

Пройдя сквозь столетия, наполняясь энергетикой любви и нежности, колыбельные песни приобрели особую силу, способную на подсознательном уровне оградить малыша от зла, уберечь от негатива.

Для себя я выделил несколько важных функций колыбельных песен:

- успокоительная;

-педагогическая;

-оздоровительная

Основной функцией колыбельной песни является успокоительная. Переход из состояния бодрствования в состояние сна, сопровождается тревогами и страхами малыша. В древности вообще такой переход считался путешествием в другой неизведанный магический мир. Поэтому в этот момент малышу нужен родной человек, который сможет его успокоить, защитить, погасить все страхи и тревожные состояния. Эту функцию помогает исполнить живое исполнение колыбельной песни. Ласковые слова, пропитанные материнской любовью, вибрация родного голоса, энергетика мамы обладают сказочным волшебством.

Педагогическая функция колыбельной песни: расширение сознания малыша, формирование образной картины мира, словарного запаса родного языка. Колыбельная песня воспитывает в ребенке положительные черты характера, помогает установить особые отношения с мамой.

Оздоровительная функция колыбельной песни. Ученые доказывают, что дети, которым поют колыбельные песни, менее подверженыболезням, быстрее идут на выздоровление.

1.3.Авторские колыбельные песни

Но есть не только народные колыбельные песни, существуют и современные – авторские колыбельные песни, которые мы слышим по радио и телевидению. Детская передача – «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитано несколько поколений телезрителей. Она выходит с 1964 года, в ней неоднократно менялись персонажи и ведущие, но она неизменно оставалась любимой у детей. А вот песню «Спят усталые игрушки» - музыка А. Островского, слова З. Петрова, которой завершается передача, помнят наизусть вот уже несколько поколений детей и взрослых.[Приложение 1] Все смотрели мультфильм про медвежонка Умку на далеком севере. Медвежонок Умка мил, обаятелен и добр. Колыбельная песенка его мамы знакома многим взрослым и детям. [Приложение 2]

Прослушивая и читая авторские колыбельные песни, я пришел к выводу, что у литературной колыбельной песни более сложные слова, выражения, в них другой ритм и мелодии. В народной колыбельной песне дети познают окружающий мир, в них есть атмосфера домашнего тепла и уюта.

1.4. Колыбельные песни Белгородской области

А какие колыбельные песни пели у нас в Белгородской области? Найдя и прочитав колыбельные песни Белгородской области я заметил, что в колыбельных песнях часто описываются «ночные» животные: «кот и кошка» – ночью выходили на мышиную охоту

Коту серый, коту белый,

Не ходи ты коло хаты,

А йди к нам ты ночуваты,

Там Марусю колыхати…

«Заяц» – ведь на самом деле эти зверюшки посещали деревенские огороды ночью в поисках еды; «голуби», «гули» – описываются как вечерние птицы, севшие на люльку (насест).

Ой, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели на люли.

Они стали ворковать,

Нечем Ваню годувать.

И нет бубличка с медком,

И не кашки с молочком.

Всем известна колыбельная песня «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». На Белгородчине её поют по- разному и относительно мелодии, и относительно текста. Но основной идей этой «баюшки» является своеобразное предупреждение, даже поучение «о крае». Ведь младенец обычно лежит на чем-то возвышающемся, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница, переход которой грозит падением.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю:

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И потащит во лесок,

И положит под кусток.

А еще внимание ребенка обращается на существование как бы двух миров: теплого дома, внутри которого находиться колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, речки, луга, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок.

Колыбельные песни несли в себе не только успокоительную функцию, но и воспитательную. Колыбельная песня превращалась в поучительные истории, в которых кот – воришка или зайцы были наказаны за свои проделки:

А баюшки, баюшки.

А ты котя, ты коток,

Тебе серенький лобок,

Украл бабушки клубок.

А бабушка догнала,

За чуб котю подрала.

Не учись котя воровать,

А учись, котя, работать.

Пойди ты у хижечку,

Найди себе мышечку

И съешь у затишечку.

А Санюшка спит, спит, спит.

Я его буду качать,

И сказками забавлять

Пошёл котик на той бок

И к бабушке в погрябок

По смятанку по творог,

По кислое молочко.

А бабушка вловила

И котика прибила.

Не ущись котик воровать,

А вчись, серай, работать.

На ток ходити,

Гречку молотити,

Лапками согрябать,

Хвостиком замятать.

Дадим коту хлебко.

Не где коту сести

И хлебушка съести.

А баенки, баенки,

Прибегали заиньки.

Всю капусту пощипали,

В чисто поле убежали.

А мы зайчиков найдём,

Уши серые намнем.

 

Во многих колыбельных песнях перед ребенком открывается ему еще незнакомый мир - мир обычного повседневного быта, мир взрослых, их занятий, увлечений, работы.

…А баю, баю, баю,

Дед ушел за рыбою.

Мать ушла коров доить,

А отец дрова рубить.

В селах Белгородской области были записаны и довольно необычные колыбельные. Их напев также монотонен, ритмичен, но текст, содержание не имеют никакого отношения к самому ребенку или к теме сна. Это песни исторического содержания о «татарском полоне», характер колыбельных которым придают только мелодии и припев: "баю-баюшки" или "люли, лю-ли-лю".

Прихожу к выводу, что тексты колыбельных песен Белгородской области являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают чрезвычайно разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей, общиной, сферой труда и простого быта, дающих маленькому человечку первые познания окружающего его мира

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Анкетирование одноклассников и родителей

Я провел опрос среди ребят. Задавал им такие вопросы:

  1. Пели ли вашим младшим братья и сестрам колыбельные песни?

  2. Кто пел?

  3. Какие колыбельные песни?

1.Пели ли вашим младшим братья и сестрам колыбельные песни

2.Кто пел?

3.Какие колыбельные песни?

Да – 17 человек

Нет – 2 человека

Мама – 16 человек

Бабушки – 14 человек

Никто – 2 человека

«Спят усталые игрушки…» - 4 человека

«Баю-баюшки-баю…» - 10 человек

«Рыбки уснули в пруду…» - 3 человека

Не помнят – 2 человека

По результатам опроса мы видим, что большинству младшим братьям и сестрам пели колыбельные песни мамы или бабушки.

Анкетирование среди родителей одноклассников [Приложение 3] показало, что в семьях взрослые поют как народные колыбельные песни, так и современные авторские. Популярные колыбельные песни - «Спят усталые игрушки…», «Баю-баюшки-баю…»

2.2 Мое творчество

А смогу ли я написать музыку к народной колыбельной песне?

Я

Чтобы не забыть мелодию я решил записать её нотами. Но столкнулся с проблемой, как человек, который будет играть мелодию, совместит её со словами. Обратившись за советом к своему учителю музыки, я узнал, то, что я задумал - называется расшифровкой народных песен. И для того чтобы достоверно записать песню, нужно действовать по плану.

записал колыбельную песню «Ой баенки, баенки» в исполнении моей бабушки на диктофон, и прослушав несколько раз, попробовал сыграть её на фортепиано.

 

План

1. Сначала надо написать текст [Приложение 4]

2. Определить размер произведения, и разделить его на такты. [Приложение 5]

3. Записать ноты с длительностями. И заключительный этап определить его темп. [Приложение 6]

Но ноты записанные от руки не напечатают в книге. И поэтому я решил воспользоваться специальной программой в интернете Sibeliusи вот что у меня получилось…[Приложение 3]

Я решил сам попробовать сочинить колыбельную песню и написать к ней музыку. И вот что у меня получилось:

Вечер уж давно настал,

Ты сыночек так устал.

Глазки быстро закрывай

И тихонько засыпай.

На дворе уже темно,

Детки спят уже давно.

Ты, малютка, засыпай

Баю-баю-баю-бай.

Тихо глазки закрывай

Баю-бай.

Потихоньку засыпай

Баю-бай.

Пусть приснится сладкий сон,

Сказок очень много в нем.

Злых героев убирай

И в принцессу превращай.

Баю-бай.

Если хотя бы один человек споёт эту колыбельную песню, мой труд не будет напрасным! Любите свою малую Родину! Возрождайте русские народные традиции!

Заключение

Да, одна из моих гипотез подтвердились!

Действительно колыбельные песни помогают ребёнку познать окружающий мир, усвоить семейные отношения, жизненные ценности, они имеют большое значение в развитии и воспитании ребёнка.

А предположение, что колыбельные песни не востребованы в современном мире, хотя их влияние на развитие младенца положительно, не подтвердилась, так как и в 21 веке колыбельные песни остаются востребованными. Роль колыбельной песни в современном мире неоспорима. Я предпринял следующие шаги по практическому применению работы. Чтобы расширить песенный репертуар мам, придумал свою колыбельную песню, написал музыку для народной колыбельной песне «Ой баенки, баенки», создал буклет, в который собрал колыбельные песни Белгородской области и свою.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бахтин В. С. От былины до считалки.- Ленинград, Дет. лит.,1982г.

2.Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., 2002г.

3.Жизнь человека в русском фольклоре (Младенчество. Детство). Под ред. В.П. Аникина. М., 1991г.

4. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Калядич. – Флинта: Наука, 2002 год.

5. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972 год.

6. Лойтер С. М., Неелов Н. М. Современный школьный фольклор: Пособие-хрестоматия. – Петрозаводск, 1995 год.

7. Русский фольклор. М., Худож. лит., 1986г. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969 год.

8. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие / Сост. Ю. Г. Круглов, О. Ю. Круглов, Т. В. Смирнова; под ред. Ю. Г. Круглова. – М.: Высш. шк., 2003 год.

http://muraveynikplus.

http://yandex.ru

sonmir.ru

http://muraveynikplus.

Приложение 1

Текст колыбельной песни «Спят усталые игрушки».

Музыка А. Островского. Слова З. Петрова

Спят усталые игрушки,Книжки спят,Одеяла и подушкиЖдут ребят,Даже сказка спать ложится,Чтобы ночью нам присниться,Глазки закрывай,Баю - бай…

В сказке можно покататьсяНа Луне,И по радуге промчатьсяНа коне,Со слонёнком подружиться,И поймать перо Жар - птицы,Ты ей пожелай -Баю - бай.

Баю - бай, должны все людиНочью спать,Баю - бай, назавтра будетДень опять,За день мы устали очень,Скажем всем - спокойной ночи,Спи - засыпай,Баю - бай.

За день мы устали очень,Скажем всем - спокойной ночи,Спи - засыпай,Баю - бай.

Каждый знает, что по домуВ этот часТихо-тихо ходит дрёмаВозле нас.За окошком всё темнее,Утро ночи мудреннее…Глазки закрывай,Баю-бай.

Приложение 2 Текст песни - Из мультфильма «Умка» - Колыбельная медведицы Музыка: Крылатова Е. Слова: Яковлева Ю.Мы плывём на льдине,Как на бригантинеПо седым суровым морям.И всю ночь соседи,Звёздные медведиСветят дальним кораблям.И всю ночь соседи,Звёздные медведиСветят дальним кораблям.Ложкой снег мешая,Ночь идет большая,Что же ты, глупышка, не спишь.Спят твои соседи,Белые медведи,Спи и ты скорей, малыш.Спят твои соседи,Белые медведи,Спи и ты скорей, малыш.Спи и ты скорей, малыш. Приложение 3

Анкета для родителей

  1. Пели ли вы своим детям колыбельные песни?

__________________________________________________________________

  1. Какие колыбельные песни вы пели? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4

Текст песни

Приложение 5

Определение размера произведения,

деление его на такты

.

Приложение 6

Записать ноты с длительностями

Просмотров работы: 3281