РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.

Бондарева Н.Г. 1, Золотухин Н.В. 1
1Ростовский Государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Роль финансового менеджмента многоаспектна и очень важна на современном этапе развития экономики России. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели. Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Целью финансового менеджмента в проведении государственной финансовой политики являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности государства в целом или его отдельных производственно-хозяйственных звеньев.

К основным задачам финансового менеджмента на государственном уровне следует отнести:

  • Сравнительный анализ расходов бюджетов;

  • Оценка сбалансированности бюджетов;

  • Оценка соответствия бюджетного планирования на федеральном и региональном уровнях целям и приоритетам бюджетной политики государства;

  • Прозрачность и эффективность использования бюджетных средств;

  • Контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества.

Свою деятельность финансовая система осуществляют в соответствии с целями, функциями, задачами, и методами финансового менеджмента.

В последние годы удалось достичь определенных успехов в снижении инфляции в соответствии с методами финансового менеджмента. Однако в этом году она значительно ускорилась изза влияния ряда непредвиденных факторов – ухудшения геополитической ситуации и связанного с ним ослабления рубля, введения внешнеторговых ограничений и неблагоприятной конъюнктуры на рынках отдельных продовольственных товаров. По прогнозам Банка России, до конца 2014 года инфляция будет превышать 7%, то есть сохранится существенно выше установленного целевого уровня 5%. В этих условиях важно продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной на замедление роста потребительских цен. Банк России применяет ряд нестандартных инструментов финансового менеджмента предоставления ликвидности банкам. В этом году к кредитам на сроки 3 и 12 месяцев добавился инструмент на срок до 1,5 лет. Весной был создан механизм предоставления трехлетних кредитов под залог облигаций или банковских кредитов на финансирование инвестиционных проектов по ставке на 1 процентный пункт ниже ключевой.

Банк России обеспечивает достижение цели по инфляции, прежде всего путем воздействия на цену денег в экономике – процентные ставки. Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке. Данного воздействия должно быть достаточно, чтобы изменения ключевой ставки отразились на процентных ставках по кредитам и депозитам банков, которые влияют на решения о потреблении, сбережении и инвестировании и, как следствие, на показатели экономической активности и уровень инфляции.

Важным методом управления и регулирования финансов на пути повышения эффективности воздействия денежно-кредитной политики на экономику станет переход к режиму плавающего валютного курса. При плавающем валютном курсе Банк России может полностью сконцентрироваться на управлении процентными ставками и достижении цели по инфляции. При этом отказ от совершения интервенций не означает отсутствия влияния Банка России на курс рубля. Изменяя уровень ключевой ставки, Банк России воздействует, в том числе и на валютный курс. Кроме того, переход к плавающему валютному курсу не означает, что Банк России перестанет следить за ситуацией на внутреннем валютном рынке. В случае появления угрозы для финансовой стабильности Банк России может осуществлять покупку или продажу иностранной валюты для стабилизации ситуации.

В условиях повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капитала с российского финансового рынка и ухудшения ожиданий экономических агентов относительно перспектив развития экономики произошло падение инвестиционного спроса, которое наложилось на структурное замедление экономического роста, начавшееся около двух лет назад. В результате состояние российской экономики в 2014 году существенно отклонилось от сценария, описанного в качестве базового в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов». Так, вместо ожидаемого ранее темпа роста ВВП на уровне около 2% в 2014 году, прогнозируется замедление экономического роста в указанный период до 0,4%.

Одновременно в силу специфики действия внешних факторов на поведение и ожидания субъектов экономики инфляционные риски существенно возросли. Курсовая динамика (постепенное снижение курса национальной валюты в конце 2013 – начале 2014 года на фоне изменений в политике Федеральной резервной системы (ФРС) США и резкое ослабление рубля в марте 2014 года в условиях роста геополитической напряженности) стала фактором ускорения роста потребительских цен, нарастания инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов. Годовая инфляция повысилась до 7,5% в июле с 6,1% в январе 2014 года. Введенные в августе ограничения на импорт ряда продовольственных товаров изза рубежа привели к ускорению роста потребительских цен. Вместе с предполагаемым воздействием на инфляционные ожидания обсуждаемых изменений в тарифной и налоговой политике это может привести к сохранению высокой инфляции до конца 2014 года.

В этих условиях руководством страны были предприняты решительные меры с использованием эффективных методов финансового управления. В целях ограничения инфляционных рисков была существенно повышена ключевая ставка. Наряду с временным ужесточением механизма валютных интервенций это позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке и предотвратить реализацию значительных рисков для финансовой стабильности. Кроме того, наметившийся рост процентных ставок по рублевым вкладам банков способствовал восстановлению притока средств в депозиты в национальной валюте и снижению долларизации банковских вкладов.

Проводимая Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика создает предпосылки для стабилизации курсовых и инфляционных ожиданий, восстановления склонности населения к сбережениям до нормальных уровней и направлена на достижение среднесрочной цели по инфляции на уровне 4%.

Платежный баланс Российской Федерации формировался в январе-июне 2014 года в условиях резкого роста чистого вывоза капитала частного сектора по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Значительный объем вывоза капитала компенсировался примерно в равных долях ростом положительного сальдо счета текущих операций и снижением валютных резервов. При этом продолжилось сокращение импорта товаров: по сравнению с первым полугодием 2013 года оно составило 5,1%, объем импорта сократился до 152,8 млрд. долл. США. Сдерживающее влияние на импорт оказывало снижение уровня деловой активности и ослабление рубля. В результате профицит торгового баланса в январе-июне увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 12,5% и составил 102,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо счета текущих операций возросло на 53,6%, до 41,2 млрд. долларов США.

Валютные резервы, учитываемые в платежном балансе, в январе-июне 2014 года сократились на 37,7 млрд. долларов США. С учетом валютной и рыночной переоценок, а также прочих изменений международные резервы Российской Федерации по сравнению с началом года уменьшились на 31,3 млрд. долларов США и на 1.07.2014 составили 478,3 млрд. долларов США.

В июле 2014 года годовая инфляция снизилась до 7,5%, что главным образом было обусловлено меньшей, чем в 2013 году, индексацией регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги. Заметно замедлился рост цен на жилищно-коммунальные услуги (их вклад в скользящую годовую инфляцию снизился до 0,6 процентного пункта, в июле 2013 года он составлял 1 процентный пункт). В то же время снижение инфляции в июле происходило более медленными темпами, чем прогнозировалось, что потребовало дальнейшего повышения ключевой ставки Банка России.

В августе годовой прирост потребительских цен вновь ускорился до 7,6%, чему в некоторой степени способствовали ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. В условиях ускорения темпов роста цен на отдельные продовольственные товары, входящие в расчет базовой инфляции, а также сохранения темпов роста цен на не продовольственные товары на повышенном уровне базовая инфляция повысилась и составила в августе 8,0%.

В 2014 году Банк России осуществлял реализацию денежно-кредитной политики посредством управления краткосрочными ставками денежного рынка: на протяжении всего периода однодневные ставки межбанковского кредитования преимущественно формировались в рамках процентного коридора Банка России (ключевая ставка ±1 процентный пункт). В целом динамика ставок денежного рынка определялась, прежде всего, изменениями ставок по операциям Банка России: вслед за каждым повышением ключевой ставки Банка России (в марте, апреле и июле) следовал соответствующий рост ставок денежного рынка. При этом в условиях сохраняющегося структурного дефицита ликвидности ставки денежного рынка в январе - июле 2014 года формировались преимущественно в верхней половине процентного коридора Банка России. В августе-сентябре 2014 года средний уровень однодневных ставок межбанковского кредитования находился вблизи ключевой ставки Банка России, что было связано с изменением ситуации в сегменте операций «валютный своп».

Решения Банка России в области денежно-кредитной политики оказывали влияние и на динамику доходностей государственных и корпоративных облигаций. При этом влияние на конъюнктуру рынка долговых бумаг оказывали и другие факторы, прежде всего связанные с неопределенностью внешнеэкономической ситуации: динамика трансграничных потоков капитала, новости о введении санкций в отношении России, геополитические риски, пересмотр суверенных и корпоративных рейтингов.

В сегменте кредитных и депозитных операций банков в 2014 году также отмечался рост ставок, связанный как с повышением ключевой ставки Банка России, так и со снижением доступности и удорожанием внешних заимствований, а также с растущими кредитными рисками, связанными с возможным увеличением просроченной задолженности по кредитам. При этом изменение ставок по операциям разной срочности было неоднородным. Так, ставка по долгосрочным депозитам населения в июле 2014 года составила 7,8% годовых, на 41 базисных пункта превысив аналогичный показатель декабря 2013 года. Ставка по краткосрочным депозитам в июле составила 6,2% годовых, почти не изменившись по сравнению с концом 2013 года.

Ставки по кредитам в 2014 году росли быстрее, чем по депозитам. Ставка по краткосрочным кредитам нефинансовым организациям за январь-июль 2014 года повысилась на 132 базисных пункта, по долгосрочным кредитам – на 128 пунктов (до 10,7 и 11,9% годовых соответственно).

На фоне снижения темпов экономического роста и увеличения долговой нагрузки на заемщиков банки повышали требования к их финансовому положению и качеству обеспечения по кредитам. В сочетании с повышением процентных ставок и ослаблением спроса на кредиты, связанным с замедлением экономического роста. Это способствовало замедлению роста кредитного портфеля банков.

В то же время ужесточение требований к заемщикам способствовало сдерживанию ухудшения качества кредитного портфеля банков. Доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, на 1.09.2014 составила 4,5% (против 4,2% на начало года). Аналогичный показатель в сегменте кредитования населения возрос с 4,4 до 5,6%.

В 2014 году продолжалось наблюдавшееся в предшествующие годы замедление темпов роста потребительского кредитования, связанное с макропруденциальными мерами Банка России, направленными на сдерживание роста необеспеченного потребительского кредитования, а также переоценкой банками рисков кредитования населения. Это замедление частично компенсировалось ускорением роста ипотечного кредитования, но темпы роста кредитования физических лиц в целом замедлялись и на 1.09.2014 составили 18,2%, что на 10,5 процентного пункта ниже аналогичного показателя начала 2014 года.

В сегменте кредитования нефинансовых организаций в I квартале 2014 года отмечалось некоторое увеличение годовых темпов роста кредитования, но оно было обусловлено преимущественно расширением кредитования организаций-нерезидентов и переоценкой валютных кредитов. Во II квартале рост кредитования нефинансовых организаций несколько замедлился.

Снижение темпов роста кредитования экономики, являющегося основным источником формирования денежной массы, вело к замедлению роста денежных агрегатов. Наряду с указанным фактором этому способствовало также изменение сальдо операций с внешним сектором, выразившееся в сокращении чистых иностранных активов Банка России вследствие проведения валютных интервенций в январе-апреле 2014 года, не компенсируемое ростом чистых иностранных активов кредитных организаций. Кроме того, в 2014 году остатки на бюджетных счетах в Банке России росли быстрее, чем в предшествующем году, вследствие чего чистые требования банковской системы к расширенному правительству уменьшались.

В результате по состоянию на 1.08.2014 годовой темп прироста широкой денежной массы (агрегат М2Х) составил 9,0% против 15,7% на 1.01.2014 и 17,5% на 1.08.2013.

Замедление темпов роста денежной массы сопровождалось изменением ее структуры. В условиях экономической неопределенности и номинального ослабления рубля в начале 2014 года отмечался некоторый отток средств вкладчиков из банков в сочетании с перетоком средств вкладчиков из рублевых депозитов в валютные. В результате долларизация депозитов населения, входящих в денежную массу, возросла с 19,4% на 1.01.2014 до 23,8% на 1.04.2014, долларизация депозитов организаций за тот же период увеличилась с 22,2 до 28,0%. Начиная с апреля восстановился приток средств вкладчиков в российские банки, причем прирост средств на рублевых депозитах опережал прирост средств на валютных, что способствовало постепенному снижению уровня долларизации депозитов. В этих условиях годовой прирост агрегата М2 снизился с 14,6% на 1.01.2014 до 6,2% на 1.08.2014, достигнув минимального значения с 2010 года.

Связанный с проведением валютных интервенций резкий рост потребности в рефинансировании в марте привел к увеличению задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России на 1,1 трлн. рублей. По оценкам Банка России, сделанным в начале года, данный уровень ожидался лишь в октябре 2014 года. К началу сентября 2014 года задолженность достигла 5,2 трлн. рублей. Увеличение объема предоставления средств компенсировало отток ликвидности по валютному каналу и не указывает на смягчение денежно-кредитной политики Банка России. В результате проведения операций изменилась преимущественно структура активов Банка России: произошло увеличение доли кредита банковскому сектору и сокращение доли валютных активов.

Для снижения влияния растущего объема операций рефинансирования на разрыв между срочностью активов и пассивов в балансах кредитных организаций Банк России в июле 2014 года, как и в предыдущем году, провел кредитный аукцион на срок 12 месяцев. В июне 2014 года с 365 до 549 дней были увеличены максимальные сроки предоставления денежных средств по операциям постоянного действия: кредитам, обеспеченным нерыночными активами, поручительствами или золотом. Данные меры позволят кредитным организациям в случае необходимости снизить долю краткосрочных операций Банка России в пассивах.

В целях повышения доступности для российской экономики долгосрочных кредитных ресурсов в первой половине 2014 года Банк России ввел механизм рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты на срок до 3 лет включительно. Обеспечением по данному виду операций являются права требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также облигации, размещенные в целях финансирования инвестиционных проектов и включенные в Ломбардный список Банка России. С июля 2014 года ставка по данному виду операций установлена в размере ключевой ставки Банка России, уменьшенной на 1 процентный пункт (7% годовых). Данная программа не относится к числу инструментов денежно-кредитной политики. Предоставление банкам-участникам средств по процентной ставке ниже ключевой ставки Банка России на более длительные сроки кредитования, чем в рамках стандартных инструментов, создает дополнительные стимулы для финансирования инвестиционных проектов, способствуя, таким образом, развитию данного сегмента кредитного рынка.

Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде будут определяться скоростью и последовательностью необходимых структурных преобразований и способностью экономики к преодолению внутренних инфраструктурных и ресурсных ограничений, связанных, в том числе с неблагоприятными демографическими тенденциями. Важный вклад в обеспечение устойчивого роста должно внести восстановление инвестиционной активности, как одна из основных задач финансового менеджмента, которое создаст условия для повышения производительности экономики и увеличения эффективности на уровне отдельных отраслей и рынков.

В этих условиях задачей Банка России является обеспечение ценовой и финансовой стабильности, что будет способствовать формированию условий для экономического роста. В рамках реализации режима таргетирования инфляции Банк России будет стремиться обеспечить создание четких ориентиров для экономики относительно уровня инфляции. Решения по денежно-кредитной политике, направленные на достижение цели по инфляции, будут приниматься на основе оценки текущего состояния экономики и среднесрочного прогноза ее дальнейшего развития с учетом существующих внешних и внутренних рисков, которые могут оказать значительное влияние на финансовую систему и экономику в целом.

В 2015 – 2017 годах ожидается увеличение структурного дефицита ликвидности банковского сектора на 0,3 – 0,8 трлн. рублей ежегодно. Потребность в рефинансировании будет формироваться, прежде всего, за счет роста наличных средств в обращении в среднем в размере 0,3 – 0,5 трлн. рублей.

В условиях прогнозируемого увеличения структурного дефицита ликвидности в 2015 – 2017 годах направления развития системы инструментов денежно-кредитной политики будут определяться двумя ключевыми факторами. С одной стороны, потребность банков в рефинансировании с высокой вероятностью будет расти быстрее, чем объем ценных бумаг в их портфелях. В целях снижения нагрузки на рыночное обеспечение Банк России продолжит наращивать объемы предоставления ликвидности с использованием других видов активов. С другой стороны, рост задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования может привести к дальнейшему увеличению разрыва между срочностью их активов и пассивов. В этих условиях Банк России будет стремиться ограничить такое влиянием структурного дефицита ликвидности на балансы кредитных организаций.

Банк России продолжит работу по повышению степени взаимной согласованности параметров проведения операций денежно-кредитной политики, работы платежной системы и финансовых рынков. При этом Банк России будет уделять существенное внимание разработке комплекса мер по совершенствованию платежной инфраструктуры, в том числе синхронизации работы платежной системы и операций Банка России. Это будет способствовать расширению возможностей кредитных организаций по урегулированию внутридневного дисбаланса потоков, а также уменьшению воздействия крупных платежей на уровень ликвидности банковского сектора.

Наряду с инструментами денежно-кредитной политики, воздействующими на экономику на агрегированном уровне, Банк России продолжит использовать специальные программы рефинансирования для стимулирования отдельных сегментов кредитного рынка, развитие которых сдерживается структурными факторами. Банк России будет на постоянной основе осуществлять мониторинг результатов реализации указанных программ и в случае необходимости корректировать их параметры.

Банк России также введет новый механизм предоставления ликвидности («линий ликвидности») для банков, которым будут установлены нормативы краткосрочной ликвидности.

Таким образом, значение финансового менеджмента, как деятельности, связанной с управлением финансами не только на уровне предприятия, но и на государственном уровне, достаточно велико, поскольку позволяет использовать современные методы и инструменты для разработки и проведения финансовой политики государства. Для реализации эффективной финансовой политики, стратегии и тактики государства необходимо комплексное использование в экономике, финансах функций управления на основе финансового менеджмента.

Просмотров работы: 2881