МЕСТО ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ NISSAN MOTORS CO) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕСТО ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ NISSAN MOTORS CO)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная теория финансового менеджмента основывается на той предпосылке, что главной целью бизнеса является улучшение материального благосостояния собственников (акционеров), то есть максимизация рыночной стоимости организации, которая для акционерного общества выражается в повышении курса обыкновенных акций. На практике финансовый менеджмент сводится к управлению финансовыми потоками с целью увеличения материального благосостояния собственников организации. Но поступления и выплаты денежных средств тесно взаимосвязаны, так что недостаточность одного из этих элементов может повлиять на стабильность всей системы управления финансами организации.

Достижение главной цели управления финансовыми потоками организации, то есть максимизации благосостояния ее собственников в краткосрочной и долгосрочной перспективе, связано с:

– формированием достаточного объема финансовых ресурсов, необходимых для нормальной хозяйственной деятельности;

– оптимизацией распределения сформированных финансовых ресурсов по направлениям инвестирования;

– обеспечением эффективного контроля процессов формирования и использования финансовых ресурсов.

Реализация инвестиционной стратегии относится к числу слабо изученных тем российской экономической науки. Большая практическая значимость при недостаточном теоретическом осмыслении этих сюжетов обуславливает актуальность разработки организационно-экономического механизма процесса формирования и реализации инвестиционной стратегии, выявления объективной значимости и возможности создания системы принципов реализации инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия организации – относительно новое понятие для российских экономистов. Однозначный подход к определению сущности инвестиционной стратегии и последовательности ее формирования пока не сложился. Некоторое представление об инвестиционной стратегии находим в работах К.Т. Бясова, Л.С. Шеховцова, В.А. Горемыкина, Н.И. Лахметкиной и др.

Однако исследования в этой области недостаточно учитывают потребности теории и практики инвестиционной деятельности, что оставляет простор для дальнейших теоретических и практических разработок и еще раз подчеркивает актуальность данной темы.

Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью организации, подчиненным задаче реализации целей ее общего развития в условиях динамичных макроэкономических процессов, наличия системы государственного регулирования, изменения конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенности, становится инвестиционная стратегия.

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритетные направления и формы инвестиционной деятельности, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.

И.А. Бланк считает, что инвестиционная стратегия есть «система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения».1 Однако данное определение близко к понятию политики и несколько противоречит определению стратегии как таковой. Ведь стратегия представляет собой детальный, комплексный, всесторонний план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей.

Главная особенность стратегии – последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей. Стратегические решения, связанные с изменением потенциала организации, имеют важные последствия, которые возникают как результат выбора, повышения эффективности по мере накопления опыта.

Понимание инвестиционной стратегии Т.Н. Даниловой ближе к нашему. Она определяет инвестиционную стратегию как «систему инвестиционных решений, обеспечивающих выбор и реализацию инвестиционных целей».2

На наш взгляд, инвестиционная стратегия есть система инвестиционных решений, разрабатываемых в рамках общей системы целеполагания организации и обеспечивающая определенную норму прибыли на вложенный капитал.

Актуальность разработки инвестиционной стратегии организации обуславливается предстоящим этапом ее жизненного цикла. Каждому этапу присущи свои уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов. Наличие инвестиционной стратегии позволяет заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

Разработка инвестиционной стратегии современной российской организации должна быть основана на концепции стратегического менеджмента, активно внедряемой с начала 70-х гг. в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического менеджмента отражает четкое стратегическое позиционирование организации (включая инвестиционную позицию), находящее отражение в системе принципов и целей функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структур и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.3

Таким образом, разработка инвестиционной стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития организации, поскольку:

– обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей экономического и социального развития организации в целом и отдельных ее структурных единиц;

– позволяет реально оценить инвестиционные возможности организации, обеспечить максимальное использование ее внутреннего инвестиционного потенциала и способность маневрирования инвестиционными ресурсами;

– создает основу для быстрой реализации новых инвестиционных возможностей, возникающих в процессе изменения факторов внешней инвестиционной среды;

– учитывает возможные вариации развития неконтролируемых организацией факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия;

– отражает сравнительные преимущества организации в части инвестиционной деятельности в сопоставлении с конкурентами;

– обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью;

– становится фундаментом для программы организационного поведения в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений;

– задает значения основных критериальных оценок для выбора реалистичных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования;

– разработанная инвестиционная стратегия становится одной из базовых предпосылок для стратегического изменения общей структуры управления и организационной культуры.

В основе разработки инвестиционной стратегии организации лежат принципы новой управленческой парадигмы — системы стратегического управления. К числу основных из этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений в процессе разработки инвестиционной стратегии организации, относятся:4

· Принцип инвайронментализма.

· Принцип соответствия.

· Принцип инвестиционной предприимчивости и коммуникабельности.

· Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности.

· Инновационный принцип.

· Принцип минимизации инвестиционного риска.

· Принцип компетентности.

Таким образом, основополагающее значение для создания эффективной инвестиционной стратегии имеет использование основных принципов, на которых строится система стратегического управления. В случае пренебрежение одним из данных принципов существует реальная и подчас неизбежная угроза адекватному действию разработанной инвестиционной стратегии.

Разработка инвестиционной стратегии на примере компании Nissan.

Компания Nissan Motor Co была создана в декабре 1933 года. Заводы компании расположены в 16 странах, официальные продажи осуществляются в 190 странах мира. В компании работает более 180 000 человек. В глобальном модельном ряду компании - более 60 различных моделей. Компанию возглавляет Карлос Гон – президент и старший исполнительный директор в одном лице. Компания располагает 11 научными центрами и 7 дизайн студиями в разных странах мира. 44,4 % акций компании принадлежат французской компании Renault S.A..

Под маркой Nissan выпускается широкий ассортимент легковых и коммерческих автомобилей. Также компания продаёт автомобили класса «люкс» под маркой «Infiniti».

Модельный ряд автомобилей Nissan в России включает в себя 15 моделей: Note, Almera Classic, Tiida, Teana, Juke, Qashqai, Qashqai+2, Murano, X-Trail, Pathfinder, Navara, Patrol, GT-R, а также коммерческие автомобили NP300 и Cabstar.

В 2009 году компания открыла собственный завод в Санкт-Петербурге.

Стратегическими целями компании для усиления рыночной позиции являются увеличение доли на российском рынке до 10% к 2016 году и локализация производства.

Цель SWOT-анализа – разработка мероприятий, которые позволят увеличить рыночную долю Nissan на российском рынке.

С этой целью был проведен анализ факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают влияние на деятельность компании и на достижение поставленных целей.

Анализ факторов внешней среды

1. Динамика и структура автомобильного рынка- данным за январь-сентябрь 2013 года продажи легковых автомобилей снизились на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В дальнейшем ожидается рост российского рынка легковых автомобилей на 5%.

2.Стоимость владения автомобилем. Стоимость владения автомобилем в абсолютном выражении в России выше, чем в таких развитых странах, как Великобритания и США, что является одним из ключевых факторов, сдерживающих дальнейший рост автомобильного рынка в России.

3.Стабилизация рынка- на автомобильном рынке стали заметны признаки стабилизации. Так, продажи новых легковых автомобилей увеличилась на 10% в штучном выражении и на 21% в денежном выражении по сравнению с прошлым годом.

4.Изменения в законодательстве, регулирующее отрасль. Рассматривается проект закона «Об утилизации». Утилизационный сбор (базовая ставка для легковых машин – 20 тыс. рублей) взимается с 1 сентября 2012 года со всех продаваемых в России автомобилей. Законопроект «О внесении изменений в п. 1 ст. 24 федерального закона “Об отходах производства и потребления”». Его разработка обусловлена необходимостью адаптации российского законодательства к условиям членства в ВТО. С принятием документа Россия исполнит свои обязательства по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров.

5. Политические факторы – российское Правительство рассматривает систему мер для поддержания конкурентоспособности отечественного автопрома.

6.Потребительские предпочтения населения- граждане России изъявляют все большее желание покупать более дорогие, высокотехнологичные, безопасные автомобили. Предпочтения на рынке отдается иномаркам.

7.Общеэкономические факторы – продолжается рост ВВП в России, снижается безработица, относительно стабильный курс доллара, наблюдается тенденция роста уровня дохода населения– все эти факторы способствуют росту автомобильного рынка. Рекордные инвестиции направляются на развитие автомобильной промышленности.

8.Конкуренты – компания Nissan занимает на российском автомобильном рынке одну из лидирующих позиций. Основными конкурентами Нисан являются в первую очередь производители японских марок Toyota, Mitsubishi, а также европейские бренды, такие как Ford, BMW, Audi, Volvo.

Анализ факторов внутренней среды

Сильные стороны:

1.Сервис. Дилеры Nissan осуществляют продажу новых автомобилей Nissan, гарантийное и сервисное обслуживание, а также кузовной ремонт. Комплексное обслуживание клиентов позволяет прямо в салонах застраховать приобретенное транспортное средство, оформить кредит.

2.Степень удовлетворенности клиентов - компания Ниссан ориентирована на потребителей, принадлежащих к разным социальным классам, с различными вкусами и пристрастиями, варьирующимся уровнем дохода. Отмечено хорошее знание марки среди потребителей, устойчивый рост продаж на протяжении нескольких лет.

3.Ценовая политика - Ниссан продолжает чётко следовать принципам честного и последовательного ценообразования в условиях финансовой нестабильности и непредсказуемого поведения курса российской валюты на финансовом рынке. Существует так называемая дисконтная программа Club-Nissan.ru. Наличие программы Ниссан для корпоративных клиентов. NISSAN представляет новую программу лизинга от NISSAN FINANCE для покупателей автомобилей NISSAN.

4.Инновации и технологии - научно-исследовательские центры компании работают над созданием новейших технологий, которые бы позволяли автомобилям быть конкурентными, и в то же время несли дополнительную ценность для покупателей.

5.Ассортиментная линейка - широкий модельный ряд от самых маленьких до внедорожников 4х4, что позволяет соответствовать потребностям большого числа покупателей.

6.Качество и безопасность автомобилей - акцент на качестве и безопасности автомобилей Ниссан: компания имеет собственную Политику обеспечения качества продукции Nissan (NPQP) и Методику гарантирования качества Nissan NQAW.

7.Производство и сбыт - наличие своей дилерской сети в России, которая постоянно расширяется. Улучшилось качество обслуживания покупателей. Наличие собственного завода в Санкт-Петербурге.

8.Структурные сдвиги . Что касается результатов продаж Nissan на ключевых рынках, можно отметить, что продажи в США выросли на 5,4%, достигнув 1,14 миллиона автомобилей. За прошедший финансовый год Nissan упрочил свою лидирующую позицию в производстве электромобилей и развитии транспортной системы с нулевым уровнем токсичных выбросов.

9. Стратегический альянс Renault-Nissan - взаимное сотрудничество позволяет партнерам по Альянсу добиваться роста на вновь появляющихся рынках. Альянс французского и японского авто производителей Renault-Nissan за прошлый год продал больше автомобилей, чем когда-либо прежде.

В связи с вышеизложенным, можно выделить слабые стороны:

1.Положение компании на мировом рынке - концерн объявил об 11%-м снижении прибыли из-за отсутствия новой модели в США. Также Nissan стал еще одним автопроизводителем, объявившем о падении продаж в Европе - в июне реализация автомобилей японской марки снизилась на 1,6% до 57196 машин.

Как и большинство автоконцернов, Nissan пытается компенсировать свои проблемы за счет усиления продаж на новых рынках, в частности, в России.

2. Доля рынка в России. В настоящее время на долю Ниссан приходится чуть более 5%.

3. Жесткие корпоративные правила и консерватизм в культуре.

Основным проектом для увеличения доли рынка компании в России является расширение производственных мощностей завода в Санкт-Петербурге, что позволит увеличить конкурентоспособность и объем продаж.

С этой целью следует увеличить мощность завода в Санкт-Петербурге вдвое до 100 000 единиц. Для дальнейшего увеличения мощностей завода необходимо существенно расширить его территорию, построить новые цехи, в том числе новый штамповочный цех и цех по производству пластиковых деталей. После этого ряд выпускаемых на заводе автомобилей можно будет расширить до пяти. В настоящее время завод выпускает четыре модели.

Помимо основного проекта можно провести следующие мероприятия:

1)разработка продукта: включает разработку новых моделей Ниссан для новых и существующих рынков;

2) развитие рынка: включает выяснение и использование новых сегментов автомобильного рынка;

3) модификация продукта: включает незначительные модификации существующих моделей Ниссан, в результате которых они приобретают новые функции или становятся привлекательными для других покупателей;

4) инвестиции на улучшение качества обслуживания, развитие и совершенствование дилерской сети;

5) необходимо на заводе АвтоВАЗа в Тольятти запустить производство автомобилей Datsun, так как такая возможность реально есть. Бренд будет играть основную роль в планах компании по расширению бизнеса в России: ожидается, что продажи Datsun могут составить до трети от общих продаж компании Nissan в России.

Россия – это самый большой для Nissan рынок в Европе, и в среднесрочной перспективе он будет значительно расти как в объемах, так и по значимости, и может составить до трети европейских продаж к 2016 году

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, формирование инвестиционной стратегии является ключевым фактором повышения эффективности стратегического финансового менеджмента. Формирование инвестиционной стратегии предполагает определение стратегических направлений инвестиционной деятельности и выделение приоритетных направлений инвестирования. Такой подход позволит в полной мере учесть возможности стратегического развития организации, включая диверсификацию инвестиционной деятельности по формам, отраслям и регионам.

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию, поскольку она представляет собой один из наиболее важных аспектов его функционирования. Круг вопросов, решаемых этим видом функционального управления предприятием обширен, так как инвестиционные решения неразрывно связаны со всеми остальными видами деятельности предприятия и всеми стадиями его жизненного цикла, формируют его перспективную организационную структуру и инвестиционную культуру.

Исследование места инвестиционной стратегии в системе стратегий предприятия показало, что инвестиционная стратегия является функциональной, комбинированной стратегией. Она занимает ведущее место в системе стратегий предприятия. Представляет собой генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности предприятия, определяющий приоритеты ее направлений и форм, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Лахметкина, Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия : учеб. пособие / Н. И. Лахметкина. – 6-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2012. – 230 с.

2.Теплова, Т. В. Инвестиции : учеб. для бакалавров / Т. В. Теплова. – М. : Юрайт, 2012. – 724 с.

3.Экономическая оценка инвестиций : учебник / под ред. М. И. Римера. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2011. – 425 с.

4.Филиппова И.А. Инвестиционная деятельность и тенденции ее развития в условиях современной России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 4. - С. 10-15

5.Янковский К. П. Инвестиции: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010 г. — 368 с.

1 Лахметкина, Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия : учеб. пособие / Н. И. Лахметкина. – 6-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2012. – с.132

2 Экономическая оценка инвестиций : учебник / под ред. М. И. Римера. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2011. – с.125

3 Филиппова И.А. Инвестиционная деятельность и тенденции ее развития в условиях современной России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 4. - С. 10-15

4 Янковский К. П. Инвестиции: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010 г. — с.248

Просмотров работы: 4330