ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВУЗОВ (HR-МЕНЕДЖМЕНТ) В Г. БЕЛГОРОД - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА РАБОТЫ СТУДЕНТАМИ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ВУЗОВ (HR-МЕНЕДЖМЕНТ) В Г. БЕЛГОРОД

Хареба Е.В. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ "БелГУ")
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассмотрены особенности организации поиска работы среди молодых людей – выпускников вузов г.Белгород по специальности «Управление персоналом». Выявлены тенденции в поведении выпускников вузов г.Белгорода при осуществлении поиска работы либо подготовки к нему. Поднята проблема неопределенности в области дальнейшего трудоустройства среди выпускников вузов г.Белгорода.

Ключевые слова: занятость, технологии описка работы, молодежь, студенты, управление персоналом.

Тема трудоустройства выпускников вузов не перестает быть актуальной на протяжении последних лет: экономический кризис, стартовавший в 2008 году, нестабильная политическая роль Российской Федерации на мировой арене, скачки производства последнего года и многое другое проводит, в том числе, и к уменьшению количества рабочих мест, а значит, конкуренция в области трудоустройства становится все жестче. [1] Выпускникам необходимо не только, обучаясь на последних курсах, активно заниматься поиском места последующего трудоустройства, но и во время всего процесса обучения максимально эффективно использовать свое время на получение и усвоение актуальных умений и навыков в области выбранного направления подготовки. [2]

Область поиска работы выпускниками вузов является объектом исследования большого количества специалистов, но в связи с процессами, протекающими в обществе, данная сфера очень гибка и самоизменяема, а значит, требует постоянной актуализации данных. [3 ]Проблемами трудоустройства молодежи занимались такие исследователи как В. В. Водзинская, А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, В. Т. Лисовский, В. JI. Оссовский, К. К. Платоноа, М. Н. Руткевич, Г. А. Чередниченко, С. Н. Чистякова, В. Н. Шубкин и другие.

Для определения проблем, возникающих при поиске работы студентами вузов г.Белгород, был проведен социологический опрос среди 100 студентов-выпускников вузов г.Белгород по специальности «Управление персоналом» в возрасте от 20 до 22 лет с использованием авторской методики по определению особенностей технологий поиска работы, а также основных сопутствующих этому проблем.

В рамках выборки мужчины составляли 22%, а женщины – 78%, что отражает среднее соотношение половозрастной категории в образовательной данной группе, а значит, мы можем говорить о ее репрезентативности. Главную цель исследования можно определить, как изучение специфики поиска работы выпускниками высших учебных заведений города Белгород в области управления персоналом.

Выпускникам было предложено ответить на несколько вопросов, первый из которых был направлен на определение предпочитаемой сферы деятельности выпускника, а именно планирует ли студент работать в рамках полученной профессии. Среди всего числа опрошенных лишь 9% с уверенностью утверждали, что не станут продолжать свою деятельность в кадровой сфере. Были названы даже некоторые причины, например, низкий уровень оплаты труда, разочарование в профессии за время обучения, а также открытие собственного бизнеса и другое.

В свою очередь 63% респондентов поделились тем, что будут заняты в области управления персоналом, так как находят эта работу интересной и перспективной для себя. Оставшиеся 28% не смогли точно ответить о сфере своей будущей деятельности, так как в случае отсутствия подходящей вакансии в сфере управления персоналом (что, по их мнению, вполне вероятно) они смогут работать и в других смежных профессиях.

Для определения территории, привлекающих будущих работников, был задан вопрос о предпочитаемом регионе дальнейшего трудоустройства. Среди всех опрошенных в г. Белгород и Белгородской области желает остаться 83% студентов, были выявлены различные причины: поддержка близких, развитая инфраструктура города, наличие успешных предприятий в регионе, а также страх перед переменой места жительства (19%) и многие другие. Пожелали сменить место жительства 17%, большая часть их которых городом для дальнейшего проживания и трудоустройства называли Москву и Санкт-Петербург. Данные студенты высказывали следующее мнение: несмотря на то, что в больших городах сложнее условия проживания на первоначальном этапе, дальнейший уровень оплаты труда в сфере управление персоналом более высок, нежели в Белгородской области.

Из представленных 83% предпочитающих работать в нашем регионе 21% респондентов уже нашли работу (либо уже работают, либо имеют договоренности о вступлении на должность после окончания обучения). Из этого следует, что 79% опрошенных, обучаясь на последнем курсе, еще не определились с местом своей дальнейшей работы. При этом менее половины - лишь 44% из всех студентов активно изучают имеющийся рынок труда в области управления персоналом, отслеживают вакансии, размещенные, например, в интернет-ресурсах. Некоторые из опрошенных признались, что испытывают трудности в поиске работы, так как не знают источники информации о вакансиях в своем городе, поэтому полагаются на «случай» либо знакомства родителей и родственников.

Для оценки собственной конкурентоспособности на рынке труда респондентам были представленные некоторые характеристики, которые могут увеличить их конкурентоспособность на рынке труда (респондентам было необходимо указать те, которыми они обладают).[4] (Рис. 1)

Рис.1 – Характеристики студентов, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности на рынке труда

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что:

- треть из всех опрошенных (33%) имеет все возможности получить «диплом с отличием», что показывает их высокий уровень теоретических знаний у выпускников;

- 16% опрошенных имеют собственные проекты и разработки в области управления персоналом, которые можно в последствие внедрить в организации работодателя;

- почти треть опрошенных (32%) имеет уровень английского находится на среднем уровне (intermediate) и выше. На сегодняшний день важным качеством успешного работника и руководителя является уверенное владение иностранным языком (английский в приоритете), что для российских предприятий способно расширить круг партнеров и клиентов, а для иностранных необходимо как средство общения с головным офисом;

- как средство актуализации имеющейся информации выступают участие в различных форумах, школах, тренингах, семинарах, объектом которых является не только личностное развитие управленца, как руководителя, но и совершенствование знаний в области профессиональной деятельности, общего менеджмента, экономики и юриспруденции. Доля студентов, участвующих в подобных мероприятиях, среди респондентов составляет 39%, а значит, их знания выходят за рамки образовательной программы вуза;

- 4% среди всех опрошенных студентов признались, что обучаются либо уже имеют дополнительное образование (второе высшее либо специализированные курсы повышения квалификации) по смежным с управлением дисциплинам и профессиям. Как и участие в тренингах и семинарах, данная характеристика специалиста показывает, что он обладает дополнительными компетенциями и может выполнять более сложную работу;

- хорошие теоретические знания, которыми обладает работник, выгодно дополняются и практическими навыками, которые студенты получают в течение стажировок и практик. Все опрошенные стажировались на отечественных предприятиях и организациях различного типа в рамках производственных практик, организованных вузами, но лишь 2% проходили обучение и стажировки за границей (США и Голландия).

Таким образом, студенты обладают некоторым набором качеств, который в разной степени способствует их успешному трудоустройству в будущем, но при этом тем студентам, которые обладают большим количеством представленных качеств, но не заняты поиском работы, впоследствии будет найти ее намного сложнее.

Изучив особенности поиска работы выпускниками высших учебных заведений города Белгород в области управления персоналом, мы выявили некоторые проблемы, сопутствующие этому.

Во-первых, низкий уровень мобильности работников, обусловленный страхом смены места жительства, отсутствия поддержки семьи, боязнь финансовых трудностей. Для решения этой проблемы необходимо увеличивать уровень мобильности студентов в рамках учебного процесса, а также более активно взаимодействовать с организациями, расположенными в больших городах.

Во-вторых, за полгода до окончания обучения лишь 65% озабочены поиском будущего места трудоустройства, что означат, что более трети выбрали пассивную тактику, а значит, существует вероятность, что они не смогут найти перспективное место работы.

В-третьих, в исследовании были представлены качества, необходимые эффективному сотруднику. Не все студенты на протяжении своего обучения в университете обращали внимание на свое развитие как специалиста, что снизит их уровень конкурентоспособности на рынке труда. Вузам следует уделять больше внимания данному вопросу в начале обучения студентов, подчеркивать важность параллельного и дополнительного образования в вузе и вне его.

Таким образом, у опрошенных выпускников имеются проблемы с поиском работы, которые они смогут решить, лишь тесно сотрудничая с вузами.

Использованная литература

1.www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139916801766 – «Труд и занятость в России». Федеральная служба государственной статистики

2. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры[Текст] : Учебное

пособие / Под ред. С.Д. Резника - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

3. Рыкова Е.А. Технология поиска работы: Учеб. пособие для учащихся учреждений НПО и общеобразовательных школ [Текст] / Е.А. Рыкова. – М.: ПрофОбрИздат, 2011.

4. Федосеев В.Н. Методы управления персоналом [Текст] / В.Н.Федосеев , С.Н. Капустин. – М. : изд-во «Экзамен» , 2006. – 528 с.

Просмотров работы: 1632