ИННОВАЦИИ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИННОВАЦИИ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Кривошей В.И. 1, Голубевская И.А. 1
1«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в белгородской области недостаточно высококвалифицированных, способных работать в новых экономических условиях специалистов. В особенности критически это ощущается в агропромышленном комплексе, где в минувшие годы общий вид получило обширное совершенствование производства, внедрение новых технологий и оборудования. В данных условиях кадровая политика государства обязана строиться на привлечении в сельское хозяйство, молодых грамотных специалистов, свободно владеющих современными знаниями.

Белгородская область в течение нескольких лет согласно показателям агропромышленного производства занимает одно из главных мест в России. Произведенная руководством области политика дала возможность в короткие сроки обеспечить условия для создания интегрированных агропромышленных формирований, привлечь в аграрную отрасль миллиарды рублей инвестиций, развить высокотехнологичное и наукоемкое аграрное производство.

В области сформированы и действуют десятки агропромышленных формирований со значительными производственными показателями и соответствующей культурой производства, достойной заработной платой специалистов. Наиболее известными из них являются: ЗАО «Приосколье», ЗАО «РусАгро», ООО «Белгородский экспериментальный завод рыбных комбикормов», ОАО «Эфирное», ООО «Белсемена», АПК «Стойленская Нива», ассоциация «Агропромышленная корпорация «Стойленская Нива», группа компаний «Разгуляй-УКРРОс» и др.

Развитие высокотехнологичного сельскохозяйственного производства в регионе предъявляет с каждым разом все большие условия к трудовым ресурсам, к уровню и качеству подготовки специалистов и руководителей сельскохозяйственного производства, и в соответствии с этим к качеству обучения высшей школе. При этом ситуация складывается таким образом. Специалистов в университетах подготавливают довольно много. Также довольно низкий уровень трудоустройства, в том числе и по аграрным учебным заведениям. Агропромышленные комплексы все хуже и хуже обеспечиваются кадрами. Первой причиной этому служит то, что работодатели предлагают плохие условия, и в этом плане в Белгородской области дела обстоят несколько лучше. Другой причиной служит качество подготовки в особенности то, что затрагивает практические навыки у выпускников вузов. Правда и сами абитуриенты, поступив в аграрный вуз, первоначально никак не намереваются идти работать в деревню.

Таким образом, проблема эта сложная, и решаться обязана вместе с региональными органами власти.

Главный инструмент кадровой политики департамента агропромышленного комплекса Белгородской области - Институт переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса Белгородской ГСХА. Его деятельность основывается по двум направлениям: профессиональная переподготовка и повышение квалификации уже работающих специалистов.

Являясь главным вузом, подготавливающим высококвалифицированных специалистов для АПК региона, Белгородская сельскохозяйственная академия с содействием администрации области изобрела на собственной основе концепцию непрерывного аграрного образования, которая предполагает интеграцию образовательных учреждений всех уровней, научных организаций и организаций агропромышленного производства области, основных работодателей в единое образовательно-научно-производственное пространство, что позволило выполнить систему обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК наиболее эффективной, единой.

В рамках формирования данной концепции проводится деятельность по оптимизации сети имеющихся учреждений начального, среднего специального, высшего профессионального и дополнительного аграрного образования. Производится это с учетом потребностей региона в кадрах в кратчайшие десять лет, с какой целью формируется механизм координации структур АПК, нуждающихся в повышении квалификации и переподготовке собственных сотрудников.

В образовательной структуре данной концепции проводится работа на всех стадиях обучения - от агроклассов школ, ПУ, ВПУ, сельхозколледжей до получения высшего образования, в том числе включая и послевузовскую подготовку, с участием на договорной основе работодателей с учетом их пожеланий, включая и изучение спецкурсов. Это предоставляет возможность отрегулировать концепцию отбора абитуриентов и последовательно готовить высокопрофессиональных специалистов. В рамках концепции непрерывного образования установлена и реализуется областная программа подготовки кадров для АПК. Она постоянно улучшается и финансируется. На данный период времени в разных районах области действуют 16 агроклассов, где профессиональная направленность сочетается с подготовкой в академию.

На сегодняшний день в академии занимаются 166 человек из числа выпускников агроклассов, где с первого дня будущие специалисты понимают, где и в каких обстоятельствах они будут работать.

Ведется деятельность по введению компонентов дистанционного обучения заочников, этим самым расширяются образовательные услуги. В академии ведется подготовка студентов по заочной форме обучения в 5 представительствах, где обучаются 318 человек. В 2007 году в структуру БелГСХА вошел Институт повышения квалификации работников агробизнеса, что, по сути, замыкает цепь непрерывного аграрного образования и существенно расширяет способности академии по подготовке высококвалифицированных специалистов. Адаптируясь к потребностям регионального рынка труда, расширяется диапазон профессий и направлений подготовки.

Особое внимание уделяется повышению квалификации работающих на селе специалистов. За прошедшие 3 года прошли соответствующее обучение 5657 человек, проведены семинары по важнейшим проблемам аграрного производства, в которых участвовало 2435 человек. Основные категории слушателей - руководители, специалисты агрономических, зоотехнических, инженерных, экономических, ветеринарных и кадровых служб сельскохозяйственных формирований. Важное значение приобретает вопрос освоения специалистами самых современных информационных технологий, поскольку их использование сегодня - объективная необходимость.

Также в БелГСХА задействованы активные формы обучения. Проходят выездные занятия в передовых предприятиях области (колхоз имени Фрунзе, ЗАО «Должанское», ЗАО «Большевик»), ведущих агрохолдингах.

За минувшие 5 лет лицензировано 13 новых специальностей. Кроме того проделана значительная работа по переходу на блочно-модульную и кредитные системы обучения. Осуществляется переход на двухуровневую систему обучения. Проводится подготовка по программам бакалавриата. Одновременно с учебой основной специальности, учащиеся могут пройти обучение по экономическим специальностям по вечерней форме и в будущем получить два диплома высшего профессионального образования.

В 2007 году выполнен прием студентов по двум новым специальностям: "Биоэкология", "Прикладная информатика в экономике" и дополнительному образованию "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" совершенствуются материальная база, кадровая политика.

Так же созданы базовые хозяйственные академии, которые имеют производственное оборудование в учебных аудиториях. Насчитывается более 20 таких аудиторий, в том числе и на новейших предприятиях.

В 2005 году на базе академии был создан по новейшим технологиям Агротехнопарк. Он включает в себя: инновационно-консультационный центр, центр современных технологий в сельском хозяйстве (на его базе осуществляется практическое обучение студентов и проводятся мастер-классы лучшими специалистами в данной отросли), 23 бизнес-инкубаторий (в него входят все учебно-хозяйственные подразделения). В академии не останавливаются на достигнутом, а планируются создание и других подразделений с новыми направлениями.

В академии успешно развивается комбинат рабочих профессий. В прошлом году более 800 студентов прошли обучение и получили свидетельство о повышении квалификации. Перечень дополнительных курсов и рабочих профессий постепенно увеличивается. В институте успешно реализуется программа подготовки руководителей фермерских хозяйств. Занятия проводятся с выездами преподавателей, для удобства слушателя. Лекции проводят ведущие ученые, ответственные работники государственных структур.

Студент, который уже получил рабочую профессию, в период обучения имеет возможность подрабатывать и получать практический опыт на предприятии. Одним из наглядных примеров практического применения рабочих навыков – работа в студенческих профессиональных отрядов (ремонтных, строительных, механизированных и др.). Кроме того, студенты могут пройти производственную практику за границей: в Испании, США, Англии. В 2012 году 78 студентов академии прошли производственную практику за рубежом.

Белгородская ГСХА беспокоится о дальнейшем трудоустройстве студента, поэтому академия тесно сотрудничает с работодателями, которые определяют основные требования к выпускникам.

Академия использует обучение большей доли студентов на условиях целевой контрактной подготовки по трехстороннему договору (родители студента – вуз – работодатель). Причем, если раньше договор заключался только с родителями студента первого курса, то на данный момент чаще всего заключается договор на целевую подготовку непосредственно со студентами 3-4-х курсов, когда они приступают к изучению блоков общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Ежегодно в академии проходят «ярмарки вакансий», где студенты могут пообщаться с потенциальными работодателями. При личной встрече можно поближе познакомиться с молодым специалистом, узнать его мировоззрение, кругозор. В свою очередь работодатель может проинформировать потенциальных работников об условиях работы на его предприятии. На основе устного собеседования студента могут пригласить для прохождения практики в хозяйстве, после которой окончательно решается о заключении контракта на целевую подготовку. Обычно организация берет на себя обязанность по возмещению затрат на обучение, если студент обучался на платной основе. Так же в контракте оговариваются условия приема на работу (заработная плата, жилье, социальные льготы и т.д.). Студенты, которые заключили трехсторонный договор, чаще всего обучаются по индивидуальным планам, выполняя на базе предприятия курсовые проекты, дипломные работы, занимая по совместительству штатную должность в период производственной практики или в каникулярное время.

Ежегодно в Белгородской области растет спрос на специалистов различных специальностей. В Академии, как и говорилось ранее, создана служба содействия трудоустройства выпускников, которая занимается трудоустройством и мониторингом рабочих мест. Такая работа содействует развитие связей работодателей с академией.

В 2012 году из выпускников дневного отделения было трудоустроено в сельскохозяйственные организации 62%, в 2013 году – 69%, в 2014 году – 78%, в том числе 41% получили направления на работу в рамках целевой контрактной подготовки.

На сегодняшний день в нашей области увеличивается спрос на специалистов – выпускников БелГСХА, что свидетельствует о конкурентоспособности на рынке труда выпускников БелГСХА. В 2013 году в академию поступило 424 заявки от работодателей Белгородской области и 289 заявок из других областей.

За последний год в адрес академии пришло 85 отзывов от 20 сельскохозяйственных предприятий, свидетельствующих о высоком уровне теоретической и практической подготовки наших выпускников. Работодатели отмечают «инициативность» выпускников, «высокую мотивацию», «самостоятельность», а так же «профессиональные навыки».

По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, ежегодно проводящие мониторинг трудоустройства выпускников, Белгородская ГСХА является одним из самых благополучных высших образовательных учреждений региона по трудоустройству выпускников. В настоящее время всего 9 человек числятся на учете в службе занятости населения, что составляет менее 3% от общего числа выпускников, окончивших Академию в 2014 году. Этот факт можно оценивать, как один из самых важных показателей эффективности по комплексной программе подготовки кадров.

Литература

1. Сайт «Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина [Электронный ресурс]: http://www.bsaa.edu.ru/

2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"

Просмотров работы: 927