ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема сохранения здоровья подростков приобрела особую актуальность и внесена в приоритетное направление федеральной политики государства в области национальной безопасности России. Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем растет число детей, которым необходима специализированная медицинская и психологическая помощь, а также, щадящая здоровье организация образовательного процесса. Данная ситуация обусловлена рядом социально-экономических факторов, которые в течение последних 10-ти лет неблагоприятно влияли на условия жизни и развития подростков. В связи с общими тенденциями ухудшения здоровья подростков необходимо развитие мотивации к учебной деятельности в контексте формирования здоровой личности подростка, а также формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья подростков через освоение ими здоровьесберегающих технологий [1, 34].

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем подростков.

Здоровый образ жизни - привычки правильного питания, движения, целесообразный режим дня - не является привычным для большей части населения, профилактика заболеваний не осознается как составляющая общей культуры личности. Как показывают исследования физиологов и педагогов, большая часть населения не владеет самыми элементарными знаниями по профилактике заболеваний и созданию здорового образа жизни, не сформирована культура движений, отсутствует потребность в занятиях физической культурой.

Несмотря на ярко выраженный оздоровительный эффект физической культуры, она до настоящего времени еще не получила широкого распространения среди населения и прежде всего в системе диспансеризации при решении задач, связанных с уменьшением заболеваемости, профилактикой патологических состояний, в том числе с утомлением после работы. Более 80 % взрослого населения не имеют представления об уровне своего физического развития и работоспособности, не знают, где можно получить подобную информацию. 

На состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд причин: снижение уровня жизни в целом по стране, ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Нарушение здоровья подростков негативно сказывается на их способностях к освоению программ общего образования. Сама система образования в настоящий момент рассматривается как фактор, негативно влияющий на здоровье обучающихся.

В настоящее время реализуются образовательные, образовательно-оздоровительные программы, информацией о здоровом образе жизни дополняется содержательная часть уроков физической культуры, естественных предметов.

Однако эти программы чаще носят односторонний характер, недостаточно учитывая личностные аспекты формирования здорового образа жизни конкретного подростка.

Цель данного исследования: изучение влияния занятий физической культурой (на примере занятий тяжелой атлетикой) на формирование  здорового образа жизни подростков.

Объект исследования - формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры.

Предмет исследования - показатели психологического состояния подростков, отношение школьников к ценностям физической культуры.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия тяжелой атлетикой позволят повысить интерес к ценностям физической культуры и будут способствовать формированию  здорового образа жизни подростков.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи  исследования:

  1. Проанализировать понятие «здоровый образ жизни» и выделить его компоненты, определить возможности физической культуры в формировании здорового образа жизни и здоровья подростков.
  2. Определить показатели психоэмоционального состояния (самочувствия, активности, настроения) подростков, занимающихся тяжелой атлетикой, и лиц, не занимающихся спортом.
  3. Выявить отношение к ценностям физической культуры подростков, занимающихся тяжелой атлетикой, и учащихся, не занимающихся спортом.

            Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования.

Психологическое состояние у обследуемых оценивали с помощью теста дифференцированной самооценки функционального состояния организма: самочувствие (С), активность (А) и настроение (Н) по предлагаемой методике В. П. Загрядского и Э. К. Сулимо - Самуйло (1991) [38]. Анкета «САН» заполнялась в начале и в конце эксперимента, где учитывалось семь градаций эмоционального состояния наблюдаемых, которые оценивались баллами от 3 до 0: 3 - сильное повышение (снижение); 2 - отчетливое повышение (снижение); 1 - небольшое повышение (снижение). Значение, равное нулю свидетельствует об отсутствии динамики по отношению к исходным данным (табл. 1).

Таблица 1

Схема анкеты самооценки

Общая активность

Бодрый

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Усталый

Интерес к учебе

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Безразличие к учебе

Внимательный

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Рассеянный

Общая комфортность

Хорошее настроение

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Плохое настроение

Общее самочувствие хорошее

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Общее самочувствие плохое

Эмоциональное равновесие

Спокойный, уравновешенниый

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Взволнованный, напряженный

Уверенный

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Неуверенный

 

Методика оценки результатов: обработка заполненных карт проводилась по шкале, где каждая ее составляющая выражается в баллах:

Таблица 2

Шкала оценки результатов

 

Оценка по шкале

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Оценка в баллах

7

6

5

4

3

2

1

 

Отношение школьников к ценностям физической культуры оценивалось с помощью опросника, который включал вопросы, направленные на выявление интересов к повышению уровня знаний о физической культуре, закаливающих процедурах; а также вопросы об умении организовать подвижную игру; вопросы, выясняющие физическую подготовленность, владение основами техники и тактики спортивных упражнений [38].

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилась с использованием Пробы Руфье (проба с приседаниями)[33]. При проведении этого эксперимента, учащимся необходимо глубоко приседать с частотой 30 в течение одной минуты (20 приседаний).

Результаты тестирования оцениваются по измерению частоты пульса: за 15 сек в состоянии условного покоя - ЧП1, за первые 15 сек первой минуты восстановительного периода - ЧП2, за последние 15 сек первой минуты восстановительного периода - ЧП3.

Показатель сердечной деятельности (ПСД) высчитывается по формуле:

                                

ПСД

Оценка результатов тестирования

0,1 - 5,0

Отлично

5,1 - 10,0

Хорошо

10,1 - 15,0

Удовлетворительно

15,1 - 20,0

Неудовлетворительно

 

Полученные результаты были обработаны при помощи программы «Statistica». Определены средние значения, ошибка среднего значения. Достоверность различий устанавливалась по критерию Стьюдента (Р <0,05, Р<0,01, Р<0,001).

В соответствии с поставленными задачами были обследованы 2 группы: 1-я группа учащихся общеобразовательных школ г. Кемерово (контрольная), не занимающихся спортом (20 человек) и 2-я группа занимающихся тяжелой атлетикой в зале тяжелой атлетики стадиона «Химик» (экспериментальная), (18 человек). Исследование проводилось в начале и в конце учебного года: в сентябре - октябре 2013 года и в апреле-мае 2014 года. Оценивались вышеуказанные показатели. Возраст обследуемых составил 14 лет.

На третьем этапе проведена обработка полученных данных с помощью методов математической статистики и осуществлен анализ результатов исследований, завершено оформление работы.

При оценке психологического состояния обнаружено, что у школьников, не занимающихся спортом в начале эксперимента низкие средние значения баллов выявлены по показателям «спокойный, уравновешенный» (3,9  1,55), «бодрый», «интерес к учебе», т. е. по общей активности, которые составили (4,2  1,90) и (4,5  1,49) соответственно.

По остальным позициям средние значения параметров колебались в пределах от 5,3  1,92 до 5,9  1,29 баллов (табл. 3).

Результаты наблюдений показали, что у обследуемых (1-й группы) с низкой двигательной активностью к концу эксперимента средние баллы психофизического состояния были несколько ниже (но статистически недостоверно) исходных данных, особенно в категориях «самочувствие» и «активность». Это свидетельствует о повышении уровня утомления у учащихся данной группы к концу учебного года (табл. 3).

Общеизвестно, что правильное построение занятий физической культурой, снижение гиподинамии школьников за счет введения дополнительных занятий в секциях ведет к улучшению многих параметров психоэмоциональной сферы.

Снять напряжение, развивающееся утомление к концу учебного года помогают различные средства и методы физической культуры.

О том, что для школьников 4-х часовая физическая нагрузка в неделю недостаточна, утверждают разные специалисты, в частности, (В. В. Пономарева, 1998), изучавшая психофизиологическую адаптацию, функционирование центральной нервной системы в зависимости от уровня двигательной активности [20].

Учитывая выше сказанное, а также принимая во внимание полученные нами результаты, можно констатировать, что малый объем физических нагрузок ведет к тенденции снижения показателей настроения, самочувствия и активности.

Таблица 3

Динамика психологического состояния у обследуемых 1-й группы

(учащихся, не занимающихся спортом) в баллах

Позиция

В начале обследования (Mm)

В конце обследования (Mm)

Достоверность (Р)

1

4,2 1,90

3,7  1,92

-

2

4,5  1,49

4,0  1,50

-

3

5,7  1,12

5,6  1,53

-

4

5,3  1,92

4,9  1,88

-

5

5,9  1,29

5,8  1,45

-

6

3,9  1,55

3,5  1,65

-

7

5,8  1,53

5,8  1,62

-

 

Таблица 4

Динамика психологического состояния у обследуемых 2-й группы

(учащихся, занимающихся тяжелой атлетикой) в баллах

Позиция

В начале обследования (Mm)

В конце обследования (Mm)

Достоверность (Р)

1

4,0 1,10

6,3  1,05

Р < 0,05

2

3,9  1,38

4,0  1,45

-

3

5,3  1,90

5,9  1,91

-

4

4,0  1,46

6,8  1,39

Р < 0,05

5

4,8  1,10

6,9  1,09

Р < 0,05

6

3,9  1,71

4,7  1,69

-

7

5,0  1,28

6,3  1,34

-

 

Оценка данных параметров «самочувствия, активности, настроения» у лиц 2-й группы установила, что в начале эксперимента средние значения составили в пределах от 3,9  1,71 до 5,3  1,90 баллов, а к концу исследования значения увеличились и колебались в пределах от 4,0  1,45 до 6,9  1,09 баллов. Достоверные различия (р < 0,05) выявлены по показателям «бодрый», «хорошее настроение», «хорошее самочувствие» у школьников 2-й группы относительно данных показателей в начале года.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что у учащихся, занимающихся тяжелой атлетикой к концу эксперимента прослеживалось качественное улучшение показателей «общей активности», «общей комфортности», «эмоционального равновесия».

Физические упражнения оказывают положительное влияние на мобилизацию функциональных резервов для преодоления утомления. Высокая способность к волевому преодолению развивающегося утомления у юных спортсменов обеспечивается более мощными рабочими доминантами в центральной нервной системе, высокой возбудимостью симпатической нервной системы, высокой продукцией адреналина, нейропептидов.

Существуют многочисленные исследования, подтверждающие благоприятное влияние рациональной физической нагрузки на психофизиологический статус организма. Адекватная физическая нагрузка ведет к положительным эмоциям, усилению активности, улучшению внимания, хорошему настроению, бодрому самочувствию [20].

Анализ результатов оценки «Отношения школьников к ценностям физической культуры» позволил определить, что у учащихся контрольной группы не были выявлены существенные различия по изучаемым показателям в конце года относительно начала обследования (табл. 5). Так, незначительно увеличилась доля учащихся, занимающихся утренней гимнастикой, умеющих организовать спортивную игру со сверстниками; владеющих основами техники и тактики спортивных упражнений (табл. 5).

Таблица 5

Результаты опроса «Отношение школьников к ценностям

физической культуры» 1-й группы обследуемых

(учащихся, не занимающихся спортом), в % от числа опрошенных

Качественные показатели уровня физической культуры

В начале наблюдения

В конце наблюдения

Утренняя гимнастика

5

9

Содержание, назначение и выполнение закаливающих процедур

4

4

Умение организовать спортивную или подвижную игру со сверстниками

3

15

Постоянный интерес к повышению уровня своей физической подготовленности и закаливанию организма

2

2

Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов

15

58

Владение основами техники и тактики различных спортивных упражнений, приемов, действий

8

11

 

Таблица 6

Результаты опроса «Отношение школьников к ценностям

физической культуры» 2-й группы обследуемых

(учащихся, занимающихся тяжелой атлетикой), в % от числа опрошенных

Качественные показатели уровня физической культуры

В начале наблюдения

В конце наблюдения

Утренняя гимнастика

6

49

Содержание, назначение и выполнение закаливающих процедур

5

25

Умение организовать спортивную или подвижную игру со сверстниками

2

63

Постоянный интерес к повышению уровня своей физической подготовленности и закаливанию организма

2

62

Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов

18

83

Владение основами техники и тактики различных спортивных упражнений, приемов, действий

11

75

 

На вопрос о разносторонней физической подготовленности на уровне возрастных нормативов в начале наблюдения ответили 15 % школьников, к концу наблюдения количество учащихся, обладающих разносторонней физической подготовленностью на уровне возрастных нормативов составило 58 %. Такие полученные данные можно объяснить общим онтогенетическим ходом развития физических качеств.

Низкая доля опрошенных, проявляющих интерес к повышению уровня своей физической подготовленности, знающих о назначении и выполняющих закаливающие процедуры наблюдалась как в начале наблюдения так и в конце года.

Итак, полученные в ходе опроса данные свидетельствуют о том, что значительное увеличение доли лиц, имеющих физическую подготовленность на уровне возрастных нормативов обусловлено возрастным изменением физических качеств. Другие же качественные показатели уровня физической культуры отражают отсутствие у большинства учащихся мотивации на умения, знания об утренней гимнастике, закаливающих процедурах, т.е. о составляющих образа жизни школьников.

Иная ситуация прослеживается в экспериментальной группе школьников. К концу учебного года существенные изменения претерпевают все рассматриваемые качественные показатели, особенно разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных нормативов и владение основами техники и тактики различных спортивных упражнений. Количество учащихся, положительно ответивших на эти вопросы составило 83 % и 75 % соответственно (табл. 6).

Также, значительная доля учащихся (63 % и 62 %) зарегистрирована при опросе на вопрос об умении организовать спортивную игру со сверстниками, вопрос о поддержании постоянного интереса к повышению уровня своей физической подготовленности и закаливанию организма.

На основании полученных нами данных, можно полагать, что занятия тяжелой атлетикой благоприятно воздействуют на качественные показатели уровня физической культуры. Выявленное положительное отношение школьников к ценностям физической культуры и в целом к своему образу жизни обусловлено дополнительными занятиями физической культурой.

Проанализировав литературные источники по теме исследования, можно констатировать, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) как обновленное научное и бытовое понятие охватывает собой объективную потребность современного общества в здоровье, физическом совершенстве человека, в физической культуре личности.

Средние значения баллов по параметрам психомоционального состояния «бодрый», «хорошее настроение», «общее хорошее самочувствие» у лиц, занимающихся тяжелой атлетикой в конце года были достоверно больше по сравнению с исследуемыми параметрами в начале года. У школьников, не занимающихся спортом не установлены статистически значимые различия по семи изучаемым градациям психоэмоционального состояния в конце эксперимента относительно указанных показателей в начале исследования.

Существенные различия выявлены при оценке отношения школьников к ценностям физической культуры: все рассматриваемые качественные показатели уровня физической культуры были выше у учащихся, занимающихся тяжелой атлетикой в конце наблюдения по сравнению с изучаемыми параметрами в начале эксперимента. У школьников, не занимающихся спортом к концу эксперимента заметное улучшение наблюдалось по такому показателю уровня физической культуры, как разносторонняя физическая подготовленность.

Достаточная двигательная активность (не менее 6 - 8 часов в неделю), направленная на борьбу с гиподинамией и гипокинезией способствует укреплению здоровья подрастающего поколения, препятствует развитию утомления, корректирует психоэмоциональные перегрузки, повышает адаптивные резервы организма.

Многочисленные работы, посвященные влиянию уровня двигательной активности на показатели здоровья демонстрируют, что адекватные физические нагрузки с учетом возрастных особенностей организма приводят к снижению количества заболеваний и их продолжительности, к снижению риска осложнений после перенесенной болезни.

На основании вышеизложенных комплексных исследований, а также результатов нашей работы, можно рекомендовать тренерам, педагогам учитывать гормональные и структурные перестройки в организме подростков, которые приводят к неустойчивости, к действию ускорений, недостаточной способности к сохранению равновесия на подвижной опоре, нарушению оценки временных интервалов, юношеской гипертонии, замедлению кругооборота крови.

Следует учитывать временное снижение физической работоспособности организма в период полового созревании (особенно в III фазе). Необходимо ограничить повышенные силовые статические нагрузки в период полового созревания.

 

Список использованной литературы

  1. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография [Текст] / Э. М. Казин, С. Б. Лурье, В. Г. Селятицкая и др.; отв. ред. Э. М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008. - 299 с.
  2. Анастасова, Л. П. Формирование здорового образа жизни подростков [Текст] / Л. П. Анастасова, 1998. - 196 с.
  3. Апанасенко, Т. Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? [Текст] / Т. Л. Апанасенко //  Валеология. - 1996. - № 2. - С. 9 - 15.
  4. Визитей, Н. Н. Образ жизни. Спорт. Личность [Текст] / Н. Н. Визитей. - Кишинев, 1980. - 206 с.
  5. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебник [Текст] / П. А Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. - М.: Владос, 1996. - 142 с.
  6. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебник [Текст] / П. А Виноградов. - М.: Владос, 1990. - 90 с.
  7. Воложин, А. И.  Путь к здоровью: учебник [Текст] / А. И. Воложин, Ю. К. Субботин, С. Я. Чикин. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.
  8. Грибков, Д. А. Современный подросток и условия его жизнедеятельности как культурная необходимость возвращения к вопросу о здоровом образе жизни [Текст] / Д. А. Грибеов. - М.: Просвещение, 1995. - 230 с.
  9. Гулько, Я. Н. Социально-биологические основы физической культуры: учебное пособие [Текст] / Я. Н. Гулько. МГСУ, 1996. - 90 с.
  10. Доклады д.м.н., профессора, академика РАМН, заслуженного деятеля науки РФ А. Г. Сухарева [Текст] / А. Г. Сухарев. - М., 160 с.
  11. Дубровский, В. И. Валеология - Здоровый образ жизни: учебник [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Retorika-A, 2001. - 560 с.
  12. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Владос, 2003. - 509 с.
  13. Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология : учеб. пособие [Текст] / Л. Б. Дыхан. - М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. - 527 с.
  14. Жолдак, В. И. Социология физической культуры и спорта. Кн. I. [Текст] / В. И. Жолдак. - М.: Спортакадемпресс, 1992. - 260 с.
  15. Зайцев, В. П. Здоровье человека и профилактика заболеваний: учеб. пособие [Текст] / Зайцев В. П.  - Белгород: ГТАСМ, 1998. - 120 с.
  16. Зайцев, В. П. Валеология - формирование и укрепление здоровья: учеб. пособие [Текст] / В. П. Зайцев. - Белгород: ГТАСМ, 1998. - 110 с.
  17. Здоровое питание. Здоровый образ жизни [Текст] / - М. : Астрель, 2005. - 237 с.
  18. Здоровый образ жизни: Сборник сценариев областного конкурса [Текст] / - Кемерово: [б. и.], 2002. - 83 с.
  19. Качан, Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни : научно-методическое пособие [Текст] Л. Г. Качан. - Санкт-Петербург: Институт образования взрослых, 2005. - 183 с.
  20. Коваленко, В. А. Физическая культура: учеб. пособие [Текст] / В. А. Коваленко - М.: АСВ, 2000. - 140 с.
  21. Кокшаров, А. А. Двигательная активность в процессе формирования здорового образа жизни студентов [Текст] / А. А. Кокшаров // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой.: Материалы IV Международной научно-практической конференции - Томск, ТГПУ, 2001, С. 307 - 309.
  22. Крылова, Л. М. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие [Текст] / Л. М. Крылова. - М.: МГСУ, 1997. - 86 с.
  23. Медведков, В. Д. Технологии валеолого-экологической реабилитации детей [Текст] / В. Д. Медведков // Актуальные проблемы физической культуры, Т.5 Медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта: материалы региональной научно-практической конференции РГЭА, Ростов на Дону: РГЭА, 1995. - С. 134 - 137.
  24. Медицина. Культура. Философия [Текст] / Санкт-Петербург: Петербургский педиатрический медицинский институт (ППМИ), 1994. - 142 с.
  25. Международный терминологический словарь «Санитарное просвещение» [Текст] / М.: Медицина, 1996. - 376 с.
  26. Пономарева, В. В. Степень адаптированности и умственная работоспособность в зависимости от двигательной активности [Текст]  / В. В. Пономарева // Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 1998. - С. 166.
  27. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике: научно- практическое издание [Текст]  - М.: Генезис, 2001. - 215 с.
  28. Рахманов, Р. С. О влиянии образа жизни и экологических факторов на состояние здоровья молодежи допризывного возраста [Текст] / Р. С. Рахманов, А. В. Покровский, А. А. Дюдяков // Гигиена и санитария, 1999, № 2. - С. 19 - 21.
  29. Савкив, Т. Г. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания: учеб. пособие [Текст] / Т. Г Савкив. - М.: МГСУ, 1995. - 90 с.
  30. Савкив, Т. Г. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием организма студентов в вузе: учеб. пособие [Текст] / Т. Г Савкив. - МГСУ, 1997. - 125 с.
  31. Савкив, Т. Г. Врачебный контроль за физическим развитием, подготовленностью и функциональным состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом в вузе: учеб. пособие / Т. Г. Савкив. - МГСУ, 1995. - 240 с.
  32. Садовский, В. В. Физическая культура в вопросах и ответах: учеб. пособие [Текст] / В. В. Садовский, В. З. Суровнцкий. - Пенза: ГАСА, 1999. - 68 с.
  33. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): научно-методическое пособие[Текст] / Новокузнецк: ИПК, 2004 - 169 с.
  34. Сухарев, А. Г. Формирование здорового образа жизни у детей: учеб. пособие [Текст] / А. Г. Сухарев. - Москва.: 2006. - 156 с.
  35. Трча, С. Искусство вести здоровый образ жизни [Текст] / С. Трча. - М.: Медицина, 1985. - 232 с.
  36. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие [Текст] / Г. С. Туманян. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 334 с.
  37. Украинец, О. В. Диагностика здоровья: психологический практикум [Текст] / Под ред. С. Н. Герман. - С-Пб.: Речь, 2007. - 949 с.
  38. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» [Текст] / Э. М. Казин [и др.]; отв. Ред. Г. Г. Солодова, Э. М. Казин, С. И. Петухов; ГОУ ВПО «КемГУ» [и др.]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 279 с.
  39. Хажилина, И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги,
  40. Сценарии [Текст] / И. И. Хажилина. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 226 с.
  41. Щепотов, М. М. Методические подходы к проведению занятий со студентами по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах: учеб. пособие [Текст] / М. М. Щепотов. - Пенза: ГАСА, 1999, - 220 с.
Просмотров работы: 3468