ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном боксе скоростно-силовая подготовка юных спортсменов приобретает весьма актуальное значение, так как многофакторная структура боевого поединка предъявляет особые требования к движениям спортсмена, уровню его физической и функциональной подготовленности. Специфика содержания двигательной деятельности в боксе обусловлена высокой динамичностью, постоянной сменой стрессовых ситуаций различного характера, необходимостью поддержания оптимального веса, позволяющего обеспечить рациональное соотношение компонентов двигательного акта и согласованность их основных параметров [9].

Высокая скорость действий боксера, насыщенность разнообразными движениями различной сложности создают жесткие условия ведения поединка: в десятые доли секунды найти эффективный прием для проведения нейтрализующего или опережающего удара. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма. Такие резервы заложены в развитии и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность, гибкость, подвижность, равновесие  [1].

Традиционная система подготовки боксеров предусматривает формирование скоростных  способностей, однако при этом не конкретизируются особенности ее проявления в различных ситуациях, не уточняются средства и методы решения технико-тактических задач, возникающих в процессе ведения боксерского поединка [12].

В настоящее время достаточно глубоко изучены многие аспекты видов подготовки боксеров, однако большая часть публикаций в научно-методической литературе по данному вопросу относится преимущественно к тренировке взрослых спортсменов. Вместе с тем, современная практика показывает, что именно на ранних этапах (этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) необходимо формировать рациональную технику движений, основанную на сопряженном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств юных боксеров. Это непосредственно связано с переводом общепедагогической доктрины тренировки в русло индивидуальной подготовки в избранном виде спорта [15].

Однако до настоящего времени остаются неизученными вопросы сопряженного применения целенаправленных средств скоростно-силовой направленности в процессе формирования спортивной техники у юных боксеров 13-14 лет. Не разработаны критерии определения общей и специальной физической подготовленности и показателей межмышечной координации групп мышц верхних и нижних конечностей в процессе освоения технических приемов [9].

Процесс многолетней подготовки спортивного резерва подчинен общим закономерностям обучения и воспитания, на него также распространяются и основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации. В то же время, приступая к разработке модели многолетней подготовки юных спортсменов, необходимо учитывать общие методические положения теории юношеского спорта. Это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей спортсмена, соразмерность развития основных психофизических качеств [9].

Проблема исследования состоит в том, что тренеры-преподаватели по боксу зачастую испытывают затруднения при построении процесса воспитания скоростных способностей юных боксеров13-14 лет, так как в имеющихся источниках научно методической литературы не в полной мере отражены особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей юных боксеров 13-14 лет, их взаимосвязи с другими физическими способностями.

Цель исследования заключается в раскрытии особенностей методики воспитания скоростно-силовых способностей юных боксеров 13-14 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности развития скоростно-силовых способностей юных боксеров 13-14 лет.

2. Выявить отличительные черты эффективной методики воспитания скоростно-силовых способностей юных боксеров13-14 лет.

3. Исследовать преимущества индивидуализации спортивной тренировки в юношеском возрасте.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увели­чением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см, главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см [6].

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным обра­зом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет [26].

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания дево­чек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что и подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сер­дечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у де­тей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юноше­ском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее эконо­мично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем ды­хания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кисло­рода, в то время как взрослый 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способ­ны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом [26].

Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного со­вершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 1, 2.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улуч­шаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [10].

 

Таблица 1

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

 

 

Мальчики

Девочки

Маль-

чики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79

92

Общая выносливость

3,3

2,1

13

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1

16,4

4

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

31,1

           

Таблица 2

Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11-14 лет (%)

Суставы

Гибкость

 

 

Активная

Пассивная

 

 

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

 

 

 

 

-0,1

-1,4

-0,8

-1,7

 

 

 

 

Подвижность в тазобедренных,    коленных   и   голеностопных суставах

 

 

 

 

-1,7

-2,6

-3,4

-2,3

 

 

 

 

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

 

 

 

 

 

 

 

 

- тазобедренный сустав при                             

  сгибании туловища

 

 

 

 

3,4

10,4

-

-

- нижнегрудной отдел

5,1

20

-

-

- верхнегрудной отдел

11,6

6,4

-

-

  шейный отдел

6

4,1

-

 

 

Согласно данным Р.С. Фарфеля (1975) увеличение мышечной силы в условиях малого сопротивления наблюдается только с 8 до 13-14 лет. В период от 12 до 15 лет происходит значительный прирост массы тела в основном за счет мышц, рост мышц в свою очередь способствует повышению силы [2].

Исследования профессора В. Фарфеля показали, что в возрасте 13-15 лет у человека заканчивается формирование двигательного анализатора. В связи с этим появляется возможность примерно с 15 лет начинать целенаправленное развитие силы. Этому способствует заметный рост поперечных размеров тела [10].

Как показывает опыт и исследования, тренировка с тяжестями в возрасте 13-14 лет при индивидуальной рациональной дозировке может давать полезный эффект, в том числе для развития опорно-связочного аппарата [7].

Gодбор силовых упражнений для подростков и юношей 17-18 лет должен предусматривать гармоничное развитие мускулатуры и достаточное развитие у них мышечной силы соответствующими для этого возраста средствами. По данным Ф.Г. Козаряна (1956), систематическая тренировка способствует развитию силы для всех групп мышц, о чем свидетельствует наличие достоверной корреляционной связи между силой различных мышц во всех их отношениях. Занятия спортом, стаж тренировки особенно влияют на развитие тех групп мышц, сила которых в процессе естественного развития возрастает слабо [7].

Исследования А.В. Малькова (1948), Леонтьева (1977), Н.В. Зимкина (1966), С.П. Летунова, Ф.А. Тышлера и др. были направлены на выявление возрастной динамики развития мышечной силы. Как показали исследования И.М. Яблонского (1966), рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 15 лет темп её увеличения возрастает [7].

По Н.В. Зимкину (1966) с 8 до 18 лет сила мышц увеличивается весьма значительно: сила мышц кистей рук в 2,5 раза, становая сила в 3,6 раза. В дальнейшем прирост силы оказывается небольшим: для мышц кистей рук на 1,2%, для становой силы на 12%. А.В. Коробков (1962) отмечает значительное увеличение силы в 12-15 лет и в ряде случаев в 15-18 лет. По данным Н.В. Зимкина (1966), А.В. Коробкова (1962), С.И. Гальперина и др. к 17-20 годам максимальная сила приближается к уровню её развития у взрослых. По С.К. Гальперину (1965), сила мышц является большой в 20-30 лет, что в значительной мере зависит от тренировки. Как показали исследования А.В. Коробкова (1973), функциональные возможности различных групп мышц у одного и того же человека возрастает не одинаково. Одна группа мышц достигает довольно высокого уровня развития уже к 10-12 годам, другая к 15 годам. По его данным, показатели мышечной силы на 1 килограмм собственного веса к 12-14 годам при сгибании и разгибании большинства мышц близки к соответствующим показателям у людей 20-30 лет. Наибольший темп изменения максимальной силы был обнаружен им в возрасте с 13-14 до 16-17 лет. Увеличение с возрастом мышечной силы обусловлено увеличением мышечной массы тела. Об этом свидетельствует постоянство показателя отношений силы к весу тела [6].

Исследования А.В. Малькова (1948), Н.Н. Леонтьева (1977), Н.В. Зинкина (1966), С.П. Летунова, Ф.А. Тышлера показали, что рост силовых показателей обусловлен ростом мышечной массы. Существенное возрастание силы у детей в период полового созревания так же связан с повышением скорости сокращения мышц: с совершением способности их к длительным напряжениям статического характера [6].

На возрастной этап с 12 до 15 лет приходится период полового созревания, когда в организме происходят сложные изменения в работе различных физиологических систем и органов. В этот период (особенно с 13-14 лет) у мальчиков сильно увеличивается рост. Его прирост может достигать 7-9 см в год. Особенно быстро удлиняются руки и ноги.

Применение слишком больших физических нагрузок может ускорить процесс окостенения скелета и вызвать замедление роста костей в длину. В этот период у некоторых подростков рост сердца и сосудов не совсем успевает за ускоренным ростом размеров тела. В ряде случаев наблюдается повышение возбудимости нервной системы, иногда возникает неустойчивость поведения и наряду с этим переоценка своих сил и возможностей. Вот почему подросткам при занятиях спортом и физическими упражнениями следует использовать только допустимую нагрузку.    

По классификации В.М. Зациорского (1976) выделяют следующие виды силовых способностей: собственно-силовые, скоростно-силовые. Скоростно-силовые способности человека подразделяют на преодолевающие, уступающие и способность проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени.

Как указывает С.П. Летунов (1965), актуальность изучения проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. Создание правильной системы силовой подготовки может являться фактором повышения спортивных достижений в большинстве видов спорта.

У детей младшего школьного возраста и у подростков период с 11-15 лет упражнения с отягощениями должны иметь преимущественно скоростно-силовую направленность, т.е. характеризоваться не столько собственно-силовыми проявлениями (статический режим и медленные силовые напряжения), сколько сочетанием силы и быстроты. Воспитание силы в этот период в целом подчинено воспитанию скоростно-силовых способностей, у юношей старшего возраста создаются наиболее благоприятные возрастные предпосылки направленного прогрессирования силовых способностей [19].

Анализ литературных данных показывает, что весьма актуальным вопросом является разработка обоснования экспериментальных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств.

Скоростные способности юных боксеров - это способности к быстрому выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. О скорости боксёра свидетельствует его активность от начала и до конца боя, с сохранением частоты эффективных действий, быстроты, точности как в нанесении ударов, так и в применении защит, в маневренности и качественном выполнении тактических замыслов [7].

Скоростные способности можно определить как способность противостоять утомлению. Основой скоростных способностей у боксёров является хорошая общая физическая подготовка, отлично поставленное дыхание, умение расслабить мышцы между активными ударными «взрывными» действиями и совершенствование технических приемов, так как чем больше они автоматизированы тем меньше групп мышц включаются в выполнение движения [7].

К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений [9]. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с [9].

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т. д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т. п.) [13].

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др. [6].

Для достижения высокого уровня скорости необходима определенная система выбора упражнений и их организации. Экспериментальные исследования показали, что общая скоростная способность боксёра улучшается, если в тренировке используются специальные упражнения, которые вызываю наибольшие энергетические сдвиги и выполняются при значительной «пульсовой стоимости», равной примерно 180 уд/мин. (спарринги, вольные и условные бои, работа в парах по совершенствованию технико-тактического мастерства, работа на мешках). Эффективное средство повышения выносливости в тренировке - увеличение раунда до 5 минут и более [3].

Для совершенствования скоростных способностей боксеров 13-14 лет, которые проявляются в способности боксёра выполнять интенсивную работу максимальной мощности, в основном применяются специальные и специально-подготовительные упражнения (спарринги, условные и вольные бои, упражнения на снарядах, «бой с тенью», упражнения с партнером в парах без перчаток, с набивными мячами, в передвижениях и др.) [6].

Скоростные способности юных боксеров и элементарные формы проявления быстроты значительнее проявляются у лиц, имеющих слабую нервную систему, лабильность, подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения по внешнему балансу [9].

Но в реальной спортивной деятельности разные стороны скоростных проявлений будут зависеть у спортсменов от разных типологических особенностей: в частности, при слабой нервной системе, чаще можно наблюдать более короткую реакцию на световой раздражитель, в то время как максимальная частота движений будет ниже у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу. Подобное можно отметить и в отношении латентного времени напряжения и расслабления мышц, выигрывая в скорости расслабления (при наличии инертности торможения), спортсмен может отставать от других в скорости сокращения [9].

Время сложной двигательной реакции оказалось самым большим у спортсменов со средней силой нервной системы, а меньше - у лиц с сильной и слабой нервной системой. Чаще всего это связано с тем, что время сложной реакции складывается из двух компонентов: времени простой реакции и времени «центральной задержки», причем эти два компонента имеют разные связи с одним и тем же свойством нервной системы. Так, центральная задержка длительнее у лиц со слабой нервной системой в сравнении с лицами, имеющими более сильную нервную систему [9].

В отличие от прежних исследований выявлена связь быстроты реагирования юных боксеров на одиночные раздражители с максимальной частотой движений, однако для этого потребовалось значительно увеличить интенсивность стимула (света, звука). Вероятно, в этих условиях большую значимость приобретает нейродинамическая основа быстрого реагирования, которая обуславливает и максимальную частоту движений [15].

Изучение индивидуальных проявлений в структуре силовых способностей выявило наибольшие связи среди таких свойств нервной системы, как ее сила, подвижность торможения и лабильности. При этом существо связи определяется типом мышечного сокращения. В частности, спортсмены, имеющие инертность возбуждения, показывают более высокий результат во взрывном баллистическом типе напряжения. Медленная изометрическая сила значительнее проявляется у спортсменов с сильной нервной системой, подвижностью торможения и меньшей лабильностью [15].

Таким образом, наличие разных типологических особенностей или их определенные комбинации, входящие в структуру того или иного двигательного качества, и обуславливает то, что у одних занимающихся более развиты скоростные способности, у вторых - силовые и скоростно-силовые, у третьих - выносливость [30].

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1. Состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;

2. Морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);

3. Силы мышц;

4. Способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

5. Энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат - КТФ);

6. Амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;

7. Способности к координации движений при скоростной работе;

8. Биологического ритма жизнедеятельности организма;

9. Возраста и пола;

10. Скоростных природных способностей человека [24].

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

- возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

- передачи возбуждения в центральную нервную систему;

- перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

- проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

- возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. она зависит от лабильности нервных процессов [12].

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа [12].

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза [12].

Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10% [12].

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью [12].

Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%) [12]

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений [12].

Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет [15].

Для боксера очень важно усовершенствовать правильную скоростную форму тренировки и доводить до совершенства быстроту, точность двигательных навыков и реакций во всех их разнообразных формах [15].

Как показали физиологи - профессора Н. Зимкин, Н. Яковлев, А. Крестовников и др., - скоростная форма тренировки должна быть основной формой в любой спортивной специализации, так как только такая форма занятий может правильно ориентировать тренеров в подборе средств разносторонней физической подготовки спортсменов [15].

Однако, как показали дальнейшие исследования (и анализ практического опыта, чрезмерное увлечение узконаправленной скоростной формой тренировки может привести к отрицательным результатам - к раннему переутомлению и даже ухудшению функциональных возможностей организма боксера [15].

При этом, что очень важно, ухудшается приспособляемость организма к скоростным нагрузкам (при целенаправленной скоростной или скоростно-силовой тренировке). Все это приводит к снижению спортивной работоспособности, к прогрессивному росту возбудимости, раздражительности и т. д. [15].

Сложность решения задачи заключается еще и в том, что надо не просто развивать быстроту в различных ее формах, а развивать так, чтобы это важнейшее качество боксера могло сохраняться на высоком уровне в течение определенного времени в условиях тех больших нервных и физических напряжений, которые испытывает боксер в ходе соревнований.

Поэтому необходимо говорить не просто о быстроте боксера, а об устойчивой быстроте, которой нельзя добиться без развития специальной выносливости боксера. Кроме того, можно быть выносливым, быстрым, но без точности эффективность действий боксера не будет высокой [15]. Следовательно, устойчивая быстрота и точность действия - главные факторы в спортивной технике боксера, которые обеспечивают ему высокую результативность и эффективность [15]. Только при сочетании этих качеств можно говорить о высоком уровне тренированности боксера [24].

Скоростные способности юных боксеров напрямую связаны с быстрой реакции. Различают общую и специальную быстроту спортсмена [24]. Общая быстрота - это способность проявления скорости в самых разнообразных движениях, например в спринтерском беге, спортивных играх и т.д. Общая быстрота проявляется в быстром начале движения, скорости неспецифического пере движения спортсмена, быстром выполнении одиночных и частых движений, в способности мгновенно переключаться от одних движений к другим [24].

Специальная быстрота боксёра проявляется в латентном времени реакции, времени выполнения одного удара, максимальном темпе выполнения серии ударов, скорости передвижения. Тесная связь между общей и специальной быстротой обычно проявляется у спортсменов младших разрядов на ранних этапах их спортивного становления. По мере роста спортивного мастерства и квалификации спортсмена «перерос» тренированности с общеразвивающих упражнений на специальные уменьшается [24].

В условиях поединка боксёр обычно сталкивается с комплексным проявлением всех форм быстроты (быстротой одиночных и серийных ударов, передвижений, быстротой принятия защиты) [22].

Между перечисленными формами скорости боксёра не существует пере носа тренированности [22]. Тренировка, направленная на совершенствование скоростных возможностей в движениях одной формы, будет мало влиять на скорость выполнения движений, относящихся к другим формам. Условия же соревновательного боя требуют от соперников максимального проявления скоростных качеств одновременно всех перечисленных форм [22].

В основе аналитического метода воспитания быстроты боксёра лежит избирательное и целенаправленное совершенствование отдельных форм быстроты: так называемой быстроты одиночных ударов, серии ударов, скорости передвижения, времени защитной реакции и т. д. [9]. Целостный метод направлен на комплексное улучшение этих скоростных качеств боксёра при выполнении им сложных технических действий в условиях непосредственного контакта с противником.

Силу человека определяют как способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений [9].

Мышечная сила - одно из важнейших физических качеств боксера. Сила мышц в значительной мере определяет быстроту движений, а также выносливость и ловкость. Большое разнообразие движений боксера с определенными задачами привело к необходимости количественно и качественно оценивать компонент силы. Характерное проявление силы у боксера - в мгновенных (импульсных) действиях, часто повторяющихся на протяжении довольно продолжительного времени [9].

Поэтому можно сказать о проявлении «взрывной» силы и о силовой выносливости [9].

Таким образом, у юных боксеров проявляются силовые качества в сочетании с быстротой и выносливостью. Проявление этих качеств зависит от деятельности центральной нервной системы, поперечного сечения мышечных волокон, их эластичности, биохимических процессов, происходящих в мышцах. Немаловажная роль в проявлении мышечной силы принадлежит волевым усилиям [9].

Во время тренировок и боев боксер производит большое количество скоростных действий, поэтому можно говорить о специфике его силовой подготовленности [9].

Под быстротой понимают способность осуществлять движения и действия с определенной скоростью благодаря высокой подвижности нервно-мышечных процессов [9].

Качество быстроты в спорте включает собственно скорость движений, частоту их и быстроту двигательной реакции. Важную роль в быстроте движений и действий играют волевые усилия спортсмена, его психологическая настроенность [9].

Скоростные способности  боксера 13-14 лет характеризуются его способностью к эффективному осуществлению простой и сложной реакции [9].

Простая реакция в боксе - это ответ заранее известным движением на заранее известные, но внезапно появляющиеся действия противника. Во время боя «чистая» простая реакция почти не встречается, а только в процессе обучения и тренировки [9].

В бою проявляются сложные реакции двух типов: реакция на движущийся объект, т.е. на противника, и реакция выбора [9].

В первом случае в доли секунды надо действовать ударами по передвигающемуся противнику, а следовательно, находить нужную дистанцию, выбирать определенные технические средства и вместе с тем самому беспрерывно двигаться [9].

Во втором случае боксер реагирует своими действиями на действия противника, причем, как правило, успех зависит от преимущества в скорости, а сложность реакции выбора - от ситуаций, создаваемых действиями боксеров. В обстановке боя требования к сложной реакции очень велики, так как действия происходят быстро и часто с ощутимым результатом для боксеров [9].

Преимущество имеет тот боксер, который раньше обнаружит замысел своего противника, быстрее среагирует на его действия. Способность выполнять движения и действия быстро - одно из важнейших качеств боксера [9].

Информацию человек получает через рецепторы органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, рецепторы мышечного чувства (проприорецепторы) в мышцах, сухожилиях и суставно-связочном аппарате, рецепторы вестибулярного аппарата, воспринимающие изменения положения и движение тела в пространстве [9].

По чувствительному центростремительному нерву возбуждение передается от рецептора в центральную нервную систему. В результате поступившего из центральной нервной системы импульса (ответ на раздражение) в рабочем органе возникает специфическая для него рефлекторная деятельность, допустим, сокращение той или иной мышцы или группы мышц [9].

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты [9].

В обстановке боя требования к сложной реакции спортсменов очень велики: противник наносит различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности. Для достижения высоком скорости сложной реакции и обучении и тренировке следует придерживаться педагогического правила: от простого к сложному, постепенно увеличивая количество упражнений. Например, сначала обучают защите в ответ на заранее обусловленный удар, затем ученику предлагается реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. [9].

Таким образом, развитие скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет связаны с «взрывными» действиями, а они зависят от силовых качеств. Эти два качества взаимодействуют, частота взрывных действий определяется скоростной выносливостью [9].

Быстрому выполнению действий препятствует излишнее напряжение, которое возникает в начале формирования навыков; потом, по мере их • совершенствования, быстрота увеличивается. При утомлении также возникают излишние напряжения, замедляющие выполнение уже заученных действий. Для развития быстроты целесообразно чередовать ускоренное выполнение упражнения с более плавным (например, нанесение серии ударов с одним или двумя акцентированными) [9].

Развитие и совершенствование скоростных качеств является одной из первостепенных задач в практике подготовки боксеров [9].

Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. О выносливости боксера свидетельствует его активность от начала и до конца боя, с сохранением частоты эффективных действий, быстроты, точности как в нанесении ударов, так и в применении защит, в маневренности и качественном выполнении тактических замыслов [4].

Выносливость можно определить как способность противостоять утомлению. Во время тренировок и особенно боев организм боксера испытывает как физическое, так и умственное утомление (в результате напряженной деятельности анализаторов, например, зрительных) [3].

В бою боксер решает тактические задачи, его зрительные анализаторы работают очень интенсивно, все время фиксируя движения противника, боксер испытывает высокую эмоциональную нагрузку (особенно при длительных турнирах). Во время боя в активной работе участвуют не менее 2/3 мышц, что вызывает большой расход энергии и предъявляет высокие требования к органам дыхания и кровообращения [15].

Известно, что о состоянии и возможностях развития выносливости можно судить по минутному объему дыхания, максимальной легочной вентиляции, жизненной емкости легких, минутному и ударному объему сердца, частоте сердечных сокращений, скорости кровотока, содержании гемоглобина в крови [15].

Основой выносливости у боксеров является хорошая общая физическая подготовка, отлично поставленное дыхание, умение расслаблять мышцы между активными ударными «взрывными» действиями и совершенствование технических приемов, так как чем больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц включается в выполнение движения [15].

Выносливость в значительной мере определяется волевыми качествами боксера. В поединке следует проявить большие волевые усилия, чтобы использовать все возможности выносливости своего организма. Только силой воли можно заставить себя поддерживать требуемую мощность работы, несмотря па наступающее утомление (здесь на первый план выходит психологическая подготовка, уровень которой определяет способность к проявлению волн) [15].

Для приобретения выносливости у боксеров 13-14 лет чрезвычайно важна высокая функциональная способность органов и систем, обеспечивающих потребление кислорода и утилизацию его с наибольшим эффектом. Поэтому, как было сказано выше, правильное дыхание боксера создает условия для развития выносливости. Быстрое восстановление позволяет уменьшить интервалы отдыха между повторениями работы, увеличить их число и выполнять активные действия на протяжении всего боя [15].

На процесс скоростных способностей юного боксера влияют несколько факторов: 1) интенсивность действий; 2) частота их повторений; 3) продолжительность действий; 4) характер интервалов между ними; 5) стиль и манера ведения боя противником; 6) сила сбивающих факторов, в том числе и полученных ударов [17].

Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что выносливость является одним из главных компонентов мастерства боксера, развития его скоростных способностей [9].

Средства для развития выносливости у боксеров разнообразны и включают упражнения, обеспечивающие развитие специальной выносливости (переменный бег, перебрасывание набивного мяча в передвижении), координацию, скорость, точность. Упражнения на боксерском мешке обеспечивают развитие специальной выносливости, частые «взрывные» действия в нанесении серии ударов - это быстрота, точность и сила и т. п. [22].

В настоящее время все имеющиеся специальные упражнения боксера для развития-быстроты, силы и выносливости можно разбить на две большие группы:

1. Средства специальной подготовки, направленные на развитие определенных мышечных групп и тех качеств, которые особенно необходимы для избранной спортивной деятельности, а также направленных на совершенствование техники боксера. Сложность подбора специальных упражнений заключается в обеспечении этого сопряженного воздействия. Специальные упражнения этой группы подразделяются на следующие:

- упражнения с отягощениями, имеющие значительное сходство по характеру нервно-мышечных усилий и структуре с боксерскими ударами и защитными движениями: упражнения с гантелями, резиновыми жгутами, блоками с грузом, с набивными мячами, колка и пилка дров, земляные работы с лопатой, киркой, забивание свай молотом и другими тяжестями [22].

Здесь наряду с выработкой двигательного навыка, схожего с ударным движением в боксе, развиваются и физические качества (особенно скоростно-силовые) в более специализированном направлении и усложненных отягощениями условиях [22].

Подготовительные специальные упражнения по своей структуре и характеру выполнения эти упражнения аналогичны боевым движениям боксера и способствуют совершенствованию специальных движений, а также развитию физических качеств специфичных для бокса. Сюда относятся простые и сложные имитационные упражнения: подготовительные упражнения; упражнения для совершенствования боксерских передвижений (специальный «боксерский шаг», маневрирование), ударов, защит и контрударов, атак и контратак, боев с тенью; сюда же относятся и все упражнения на боксерских снарядах: боксерском мешке, груше, стенке, лапах и т. д. [22].

Боевые упражнения с партнером, условный и вольный бой, соревнования являются основными упражнениями в совершенствовании тактического мастерства и техники бокса. Эти упражнения служат также и средством совершенствования физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости) [22].

Разнохарактерные специальные упражнения предназначены для комплексного развития силы, быстроты, выносливости и ловкости. Этот комплекс средств физической подготовки, а точнее метод, широко применяется боксерами всего мира: это так называемая «работа на дороге» или «прогулка боксера». Эти упражнения наиболее полно решают сложные задачи в физической подготовке боксера, и поэтому им следует уделять больше внимания, чем это наблюдается у нас в практике, и особенно ведущим боксерам [22].

Гибкостью называют способность выполнять движения с большой амплитудой. Несмотря на то, что в боксерской деятельности амплитуда движений относительно небольшая по сравнению с другими видами (например, гимнастикой или легкой атлетикой), в систему физической подготовки боксеров упражнения на гибкость следует вводить, так как они, развивая гибкость, одновременно укрепляют суставы, связки и мышцы, повышают их эластичность (способность к растягиванию), что является действенным средством предупреждения мышечных травм [9].

Гибкость у юных боксеров 13-14 лет способствует и быстроте сокращения мышц, а это необходимо для своевременного выполнения уклонов, нырков, поворотов туловища и т. д. Чем лучше растягиваются мышцы, тем большая подвижность в суставе, тем меньшее сопротивление оказывают мышцы-антагонисты. Предварительное растягивание мышц увеличивает их сократительную силу; кроме того, упражнения с большой амплитудой быстро нагревают мышцы и подготавливают их к основной работе. Поэтому в разминку боксеров следует включать и упражнения на гибкость [15].

Гибкость улучшается с возрастом, достигая наибольшего развития к 15 годам, после чего некоторое время удерживается на одном уровне, а затем постепенно снижается [13].

Ловкость - это способность выбирать и выполнять нужные движения (действия) правильно, быстро, находчиво, умение координировать свои движения, точно решать внезапно возникающие двигательные задачи. В основе ловкости лежит подвижность двигательных навыков [20].

Ловкий боксер умело выбирает время и место для решительных ударных действий, использует положение защиты для контратак, своевременно уходит от ударов противника и остается неуязвимым. Чем больше арсенал технических средств у боксера, тем легче он овладевает и применяет в бою новые движения и действия, тем выше его ловкость. Для проявления ловкости боксер должен не только искусно владеть техникой и тактикой, но и обладать физическими качествами, такими как быстрота, сила, координация, выносливость, остро чувствовать время и пространство [30].

Основной путь в воспитании ловкости у юных боксеров 13-14 лет - это овладение новыми разнообразными техническими и тактическими навыками и уменьями в разных ситуациях боя. Это приводит к увеличению запаса технических приемов и положительно сказывается на функциональных возможностях совершенствования спортивного мастерства [9].

Для воспитания ловкости (как способности быстро и целесообразно перестраиваться в процессе боя) применяются упражнения, требующие мгновенной реакции на внезапно меняющуюся обстановку. Например, в учебном бою партнер меняет левостороннее положение на правостороннее или, ведя бой на контратаках, внезапно атакует с решительным наступлением и т. п. [15].

Сложные реакции при внезапно меняющихся ситуациях сильно утомляют боксера, поэтому в учебном процессе следует предусматривать соответствующие перерывы для отдыха. Из общефизических упражнений для боксера наиболее подходящими являются спортивные и подвижные игры (гандбол, баскетбол, теннис), эстафеты [3].

Существует множество упражнений для развития координации. Наиболее эффективными являются упражнения с партнером. Упражняясь в парах, следует учиться действовать из всех положений и стремиться создать во время защиты удобное исходное положение для нанесения ударов [9]. Уровень координации определяется и в обманных действиях, в быстрых подходах к противнику во время атак и опережений его действий своими контратаками [30].

 

Заключение

Скоростные способности юных боксеров - это способности к быстрому выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. О скорости боксёра свидетельствует его активность от начала и до конца боя, с сохранением частоты эффективных действий, быстроты, точности как в нанесении ударов, так и в применении защит, в маневренности и качал венном выполнении тактических замыслов.

Скоростные способности можно определить как способность противостоять утомлению. Основой скоростных способностей у боксёров является хорошая общая физическая подготовка, отлично поставленное дыхание, умение расслабить мышцы между активными ударными «взрывными» действиями и совершенствование технических приемов, так как чем больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц включается в выполнение движения.

У юных боксеров проявляются силовые качества в сочетании с быстротой и выносливостью. Проявление этих качеств зависит от деятельности центральной нервной системы, поперечного сечения мышечных волокон, их эластичности, биохимических процессов, происходящих в мышцах. Немаловажная роль в проявлении мышечной силы принадлежит волевым усилиям.

Развитие скоростных способностей юных боксеров 13-14 лет связаны с «взрывными» действиями, а они зависят от силовых качеств. Эти два качества взаимодействуют, частота взрывных действий определяется скоростной выносливостью. Развитие и совершенствование скоростных качеств является одной из первостепенных задач в практике подготовки боксеров.

Основой выносливости у боксеров является хорошая общая физическая подготовка, отлично поставленное дыхание, умение расслаблять мышцы между активными ударными «взрывными» действиями и совершенствование технических приемов, так как чем больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц включается в выполнение движения.

Основной путь воспитания ловкости юных боксеров 13-14 лет - это овладение новыми разнообразными техническими и тактическими навыками и уменьями в разных ситуациях боя. Это приводит к увеличению запаса технических приемов и положительно сказывается на функциональных возможностях совершенствования спортивного мастерства.

 

Список использованной литературы

  1. Бакулев, С. Е. Генеалогические аспекты прогнозирования быстроты тренируемости единоборцев [Текст] / С. Е. Бакулев // Теория и практика физ. культуры : Тренер : журнал в журнале. - 2006. - N 10. - С. 30-31.
  2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. - СПб.: Питер, 2000 - 400 с.
  3. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 528 с.
  4. Богуславский, В. Г. Методика сопряженного развития специальной выносливости и технического совершенствования юных боксеров: учебно-методическое пособие /  В. Г. Богуславский. - Киев, 2009. - 37 с.
  5. Виноградов, М. Н. Физиология трудовых процессов: учебное пособие / М. Н. Виноградов.  - 2-е издание - М.: Медицина, 2006. - 228 с.
  6. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст] / Л. В. Волов. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
  7. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков [Текст] / Л. В. Волков. - Киев: Здоровье, 2001. - 207 с.
  8. Волков, Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена: учебник / Н. И. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 250 с.
  9. Градополов, К. В. Бокс: учебник для ИФК. - 4-е издание [Текст] / К. В. Градополов.  - М.: Физкультура и спорт, 2005. -  338 с.
  10. Губа, В. П. Прогнозирование двигательных способностей и основ ранней ориентации в спорте  [Текст] / В. П. Губа. - М.: Олимпия-пресс, 2007. - 160 с.
  11. Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсмена [Текст] / В. М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 310 с.
  12. Ждан, А. Б. Анализ особенностей личности спортсменов, занимающихся боксом [Текст] / А. Б. Ждан, В. А. Сутула, Н. Г. Самойлов // Физическое воспитание студентов. - 2005. - №7. - С. 18-23.
  13. Железняк, Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Учебное пособие для ВУЗов. Изд-е 2-е, испр. [Текст] / Ю. Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
  14. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания: учебник /  Е. П. Ильин.  - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 83 с.
  15. Ким, В. В. Методика тренировки и оценки специальной выносливости студента-боксера: методическое пособие /  В. В. Ким. - Свердловск, 2005. - 14 с.
  16. Колесник, И. С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий боксом [Текст] / И. С. Колесник // Теория и практика физ. культуры : Тренер : журнал в журнале. - 2007. - N 5. - С. 46-48.
  17. Колесник, И. С. Новые подходы к развитию ловкости у боксеров И. С. Колесник // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №5. - С.
  18. Колесник, И. С. Самовоспитание как фактор повышения эффективности спортивной подготовки боксера [Текст] / И. С. Колесник // Теория и практика физ. культуры : Тренер : журнал в журнале. - 2008. - N 7. - С. 49-51.
  19. Кузнецов, В. С. Силовая подготовка детей школьного возрста: Методическое пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: НЦ Энас, 2003. - 200 с.
  20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. [Текст]:учебник/ Под. Ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
  21. Мелихова, Т. М. Пути реализации принципов и технологий спортивного отбора и ориентации / Т. М. Мелихова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №2. - С. 26-31.
  22. Морозов, О. С. Формирование технических приемов у юных боксеров / О. С. Морозов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 2. - С.
  23. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 864 с.
  24. Полиевский, С. А. Возрастная граница начала занятий боксом [Текст] / С. А. Полиевский, Б. А. Подливаев, Н. А. Худадов, В. А. Киселев, М. В. Мартынов // Теория и практика физической культуры. 2002. - №4. - С. 28-32
  25. Самборский, А. Г. Современные инструментальные и компьютерные технологии оценки скоростно-силовых способностей спортсменов / А. Г.  Самборский // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С.
  26. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
  27. Теория и методика физического воспитания. Том 1 [Текст] / Под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
  28. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр Академия, 2003. - 480 с.
  29. Шварц В. Б. Медико-биологические аспекты спортивного отбора [Текст] / В. Б. Шварц, С. В. Хрущев. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 178 с.
  30. Шундеев, А. А. Многофакторная система оценки в смежных видах единоборств (бокс, кикбоксинг) у спортсменов в возрасте от 10 до 18 лет [Текст] / А. А. Шундеев // // Физическое воспитание студентов. - 2009. - №2. - С. 149-159.
Просмотров работы: 10064