МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ 12-13 ЛЕТ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БОРЦОВ 12-13 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мировые современные достижения в вольной борьбе сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность спортсмена в зрелом возрасте. Подготовка юных борцов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа вольной борьбы в стране. Вопросы подготовки юных борцов в настоящее время являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов.

Достижение высокого спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности и, в частности, в единоборствах, связано с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия. Высокий же уровень работоспособности, спортивного мастерства спортсмена любого вида единоборств достигается на базе развития специальной выносливости [17,21,22].

Характерной чертой современного подхода к развитию выносливости является стремление к совершенствованию аэробных и анаэробных механизмов энергообеспечения [9,21]. Однако динамика развития не определяется каким-то одним признаком и связана с совокупностью действующих факторов. В вольной борьбе, решающее значение для достижения спортивных результатов имеет высокий уровень развития скоростно-силовой выносливости, однако в имеющейся научно-методической литературе отсутствуют методические рекомендации по совершенствованию скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет.

В связи с этим, целью исследования является изучение,  систематизация  и оптимизация методических подходов к  совершенствованию скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет.

Гипотеза  исследования: Внедрение в практику методического подхода к повышению уровня развития скоростно-силовой выносливости на основе использова­ния специальных упражнений будет способствовать более эффективному раз­витию данного двигательного качества борцов 12-13 лет.

С целью решения поставленной проблемы были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить особенности развития скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет.
  2. Разработать методику развития скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет и оценить её эффективность.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы: теоретический анализ  и обобщение научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Изучение и обобщение имеющейся по данной проблеме научно-методической литературы позволило сформулировать концепцию, а на этой основе определить подходы к решению обозначенной проблемы.

Педагогическое тестирование. Метод педагогических контрольных испытаний используется для диагностики физического развития и контроля над динамикой изменения специальной выносливости борцов в ответ на заранее обусловленные воздействия. В целом в работе применялись стандартизированные тесты, применительно к специфике вида спорта. В процессе тестовых испытаний соблюдались основные требования по стандартизации и унификации.

Педагогический эксперимент. В соответствии с целью и гипотезой исследования эксперимент позволял выявить особенность предполагаемого варианта нагрузки на развитие того или иного проявления специальной выносливости.

Методы математической статистики. Результаты исследования анализировались с использованием количественных и качественных методов, наиболее полно соответствующих цели и задачам, сформулированным в работе. Одновременно проводили вычисление средней арифметической дисперсии, среднеквадратического отклонения. Принимая во внимание равное количество испытуемых в экспериментальных группах, достоверность различий между этими группами рассчитывались по методу Т-критерия Стьюдента.

Скоростно-силовые способности исследовались с применением тестов с использованием общих и специальных упражнений с максимальной частотой выполнения за 20 сек: бег на месте с высоким подниманием колен; отжимания от пола на кулаках;

подъем туловища (пресс); прыжки с подъемом колен к груди.

Исследование проходило на базе СДЮСШОР по борьбе г. Кемерово в период с 01 февраля по 30 апреля 2014 года с участием юных спортсменов-борцов 12-13 лет, имеющих 2-3 разряды.

Все спортсмены находились в одинаковых условиях, тестирование производилось с периодичностью в две недели. Первое тестирование позволило выявить исходные показатели спортсменов, все спортсмены  выполняли двух недельную втягивающую тренировочную программу под руководством своего тренера.

Первый этап - формирование основного направления работы. Теоретический анализ имеющейся литературы и ее обобщение, формирование на этой основе концептуальных подходов к решению выдвинутой гипотезы, поставленных задач и выбор основных методов и методик исследования. Определение предмета и объекта исследования.

Второй этап - педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте, проводившемся 6 месяцев, изучали закономерности развития скоростно-силовой выносливости. Планирование нагрузки проводилось в соответствии с разработанной нами программой.

На общеподготовительном этапе использовалась одна из форм интервального метода тренировки с применением средств ОФП, отражающих специфику вольной борьбы по физиологической направленности.

Упражнения для совершенствования скоростной выносливости при помощи бега:

Характер работы - повторный.

Длительность - 10 сек.

Количество повторений в серии - 4.

Отдых между повторениями - 3 мин.

Количество серий - 2.

Отдых между сериями - 6 мин.

Интенсивность максимальная.

Упражнения для совершенствования скоростно-силовой выносливости при помощи бега:

Характер работы повторный.

Длительность - 15 сек.

Длительность серии - 2 мин.

Количество в серии - 3-4.

Отдых между повторениями - 15 сек.

Количество серий - 3.

Отдых между сериями 6,4,2 мин.

Интенсивность субмаксимальная.

Упражнения для совершенствования общей выносливости при помощи бега:

Характер работы - переменный.

Длительность - 3 мин.

Количество - 10 (8 ускорений в серии).

Отдых между упражнениями - 1 мин.

Интенсивность - средняя (до 160 уд/мин).

Упражнения для совершенствования скоростной выносливости при помощи работы с манекеном:

Характер работы повторный.

Длительность - 20 сек.

Длительность серии - 2 мин.

Количество подходов в серии - 4.

Отдых между подходами - 3 мин.

Количество серий - 2.

Отдых между сериями - 6 мин.

Интенсивность максимальная.

В процессе практического применения средств и методов подготовки, способствующих развитию специальной выносливости, мы следовали правилу «изолированного тренирующего воздействия», то есть строили каждое тренировочное занятие так, чтобы в нем решалась преимущественно одна какая-либо задача (развивался один из компонентов выносливости). Необходимость такой «изоляции» тренирующего воздействия обусловлена тем обстоятельством, что при развитии одного компонента выносливости происходит угнетение других.

После статистической обработки были получены среднегрупповые показатели,  динамика которых отражена рисунках 1-4 . Анализ результатов показывает, что у спортсменов обеих групп  за период педагогического эксперимента, направленного на повышение уровня скоростно-силовой выносливости,  отмечено достоверное изме­нение показателей. Однако рост показателей происходил неравномерно. Обращает на себя внимания, что показатели общих упражнений возрастают в течение периода наблюдения равномерно, тогда как эффективность выполнения специальных упражнений на скоростно-силовую выносливость  значительно увеличивается во время второй половины периода наблюдений в обеих группах. 


 

 

Рис. 1. Динамика показателей в тесте «бег на месте с высоким подниманием колен» в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 2. Динамика показателей в тесте «отжимания от пола» в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 3. Динамика показателей в тесте «поднимание туловища (пресс)» в процессе проведения педагогического эксперимента

 

Рис. 4. Динамика показателей в тесте «прыжки с подъемом колен к груди» в процессе проведения педагогического эксперимента

 


При сравнении групп было выявлено, что  в целом темпы прироста результата в показателях выносливости на применение различной нагрузки различаются несущественно. По большинству  большинстве показателей экспериментальной группы  с направленностью тренировочного процесса на развитие скоростно-силовой выносливости, результаты были ниже результатов контрольной группы, тренировавшийся по общепринятой методике. Это относится, в первую очередь, к таким показателям, как количество подъемов туловища, прыжки с подъемом колен к груди. Но можно заметить, что эффективность выполнения упражнений на пресс (подъем туловища) изначально был ниже в экспериментальной группе, а к концу периода наблюдений показатели практически сравнялись, то есть можно говорить о более высоких темпах прироста. 

Как показывают результаты исследования, в процессе проведения педагогического эксперимента в контрольной группе произошли достоверные приросты двух тестовых показателей: «отжимания» (ро<0,01) и  «пресс» (ро<0,05). По другим показателям статистически значимых изменений мы не зафиксировали (ро>0,05).

В экспериментальной группе достоверные положительные изменения произошли в трех показателях из четырех изучаемых: «бег на месте с высоким подниманием колен» (ро<0,05), «отжимания» (ро<0,001) и  «пресс» (ро<0,05). В тесте «прыжки с подъемом колен к груди» между средними значениями первого и шестого измерения надежных статистических различий не выявлено (ро>0,05).

Таким образом, можно утверждать, что методика, применяемая в экспериментальной группе, была несколько эффективнее, так как за период проведения педагогического эксперимента статистически значимые приросты произошли в трех показателях из четырех, а в контрольной группе - только в двух.

В то же время между показателями контрольной и экспериментальной групп не наблюдалось надежных статистических различий ни после первого, ни после последнего (шестого) тестирования (ро>0,05).

Результаты исследования позволили выявить некоторые особенности развития скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет. Была разработана и экспериментально апробирована методика развития скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет.

Анализ результатов показывает, что у спортсменов обеих групп  за период педагогического эксперимента, направленного на повышение уровня скоростно-силовой выносливости,  отмечено достоверное изме­нение показателей. Однако рост показателей происходил неравномерно.

При сравнении групп было выявлено, что  в целом темпы прироста результата в показателях выносливости на применение различной нагрузки различаются несущественно. По большинству  большинстве показателей экспериментальной группы  с направленностью тренировочного процесса на развитие скоростно-силовой выносливости, результаты были ниже результатов контрольной группы, тренировавшийся по общепринятой методике. Это относится, в первую очередь, к таким показателям, как количество подъемов туловища, прыжки с подъемом колен к груди. Но можно заметить, что эффективность выполнения упражнений на пресс (подъем туловища) изначально был ниже в экспериментальной группе, а к концу периода наблюдений показатели практически сравнялись, то есть можно говорить о более высоких темпах прироста.

Таким образом, на основе полученных результатов исследования можно заключить, что используемая в экспериментальной группе методика не является оптимальной по сравнению с методикой, используемой в контрольной группе, данный вопрос требует дальнейшего более глубокого изучения.

Выводы.

Подростковый возраст  (12-13 лет) является сенситивным периодом в развитии выносливости, что обусловливает высокую актуальность проблемы совершенствования методических подходов к совершенствованию  скоростно-силовой выносливости для спортсменов данного возраста.

В  современной научной и методической литературе, посвященной подготовке спортсменов в различных единоборствах, наблюдается значительное разнообразие средств и методов  развития скоростно-силовой выносливости. Применение различных методик тренировки в конкретных условиях требует экспериментальной проверки. Изучение научной и методической литературы  по данному вопросу и обобщение собственного опыта способствовало разработке  методики развития скоростно-силовой выносливости у подростков.

Применение методики, основанной на приемах интервальной тренировки общей и специальной выносливости, способствовало более быстрому приросту показателей  в тестах на скоростно-силовую выносливость.

Эффективность тренировочного процесса повышается, если тренировки планируются и проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов и уровня их подготовленности.

 Полученные результаты исследования позволили изучить,  систематизировать  и оптимизировать некоторые методические подходы к  совершенствованию скоростно-силовой выносливости борцов 12-13 лет. Методика, применяемая в экспериментальной группе была несколько эффективнее, так как за период проведения педагогического эксперимента статистически значимые приросты произошли в трех показателях из четырех, а в контрольной группе - только в двух.

На основе полученных результатов исследования можно заключить, что используемая в экспериментальной группе методика не является оптимальной по сравнению с методикой, используемой в контрольной группе, данный вопрос требует дальнейшего более глубокого изучения. То есть наша гипотеза исследования, предполагавшая, что внедрение в практику методического подхода к повышению уровня развития скоростно-силовой выносливости на основе использова­ния специальных упражнений будет способствовать более эффективному раз­витию данного двигательного качества борцов 12-13 лет, подтвердилась лишь частично.

 

Список использованной литературы

  1. Благуш, П.К. К теории тестирования двигательных способностей: пер. с чешск./ П.К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 165 с.
  2. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. - М., 2004. - 224 с.
  3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкульутра и спорт, 1988. - 330 с. - (Наука - спорту).
  4. Виноградов, М.Н. Физиология трудовых процессов / М.Н. Виноградов. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1966. - С.228-238.
  5. Волков, Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена/ Н.И. Волков. // Теория и практика физической культуры. - 1967. - №3. С.15-21.
  6. Выносливость у юных спортсменов / по ред. Р.Е. Мотылянской. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 223 с.
  7. Гандельсман, А.Б. Условия достижения высокой работоспособности на дистанции/ А.Б. Гандельсман. // Теория и практика физической культуры. - 1964. - №4. - С. 15-19.
  8. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 188 с.
  9. Гублер, Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследований / Е.В. Гублер, Д.А. Генкин. - Л.: Медицина,1978. - 142 с.
  10. Дегтярев, Н.П. Исследование факторной структуры скоростных выносливостей боксеров в специальных заданиях: автореф. дис...канд. пед. наук/ Н.П. Дегтярева. - М., 1969. - 22с.
  11. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие. - Р-на-Д, Феникс, 2004. - 214 с.
  12. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004.-368 с.
  13. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология /Е.П. Ильин. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Питер, 2001. - 454 с.
  14. Кунат, П. Проблема нагрузки с точки зрения психологии спорта/ П. Кунат // Психология и современный спорт. - М., 1973. - С. 224-319.
  15. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции/А.Н. Макаров. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 235 с.
  16. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки/ Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
  17. Набатникова, М.Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимаьной и большой мощности: автореф. дис...д-ра пед. наук /М.Я. Набатникова. - М.: 1974. - 52 с.
  18. Огольцов, Н.Г. Тренировка лыжника-гонщика/Н.Г. Огольцов. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 128 с.
  19. Определение понятий выносливости// Специальная выносливость спортсмена. - М., 1972. - Гл.1. С. 5-24.
  20. Рузиев А. А., Ахмедшин Р. Г. Проблемы подготовки резерва сборных ко­манд в восточных единоборствах /У Научно-методический журнал «Теория и практика физической культуры» Москва, 2003. - 63 с.
  21. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки. В 4 - х книгах: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2000. - 384 с.
  22. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2-е изд., исправ. и доп./ Ж. К. Холодов, Н.А. Кузнецов. - М.: АCADEMA, 2003.
  23. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов. - М.: Физкультура и спорт, 1979-128 с.
  24. Шулика Ю.А. Вольная борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов. - М.: Финис, 2004. - 800 с.

 

Просмотров работы: 5132