Для большинства дошкольников семейные условия (условия проживания в семье, близкие взрослые, предметно-развивающая окружающая среда) являются более привычными и поэтому комфортными для развития. Если с этой точки зрения проанализировать семью, то можно с уверенностью сказать, что семья призвана «построить фундамент» развития познавательной сферы личности. Мыслительные способности – это особый вид познавательных способностей, проявляющийся в любознательности и направленности на понимание сущности предметов и явлений, характеризующийся асимметричной гармонией форм, операций и свойств мышления [1, 11]. Мыслительные способности человека имеют индивидуальную степень выраженности.
В сотрудничестве с педагогами родители могут раскрыть огромные потенциальные возможности ребенка. Активизировать познавательный интерес через различные виды деятельности с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка. Однако для этого необходимо, чтобы родители обладали достаточными знаниями и умениями:
- знали специфику развития мышления в дошкольном возрасте;
- знали и умели играть в дидактические и подвижные игры, развивающие мыслительные операции, самостоятельность и креативность мышления;
- находили время на разнообразное общение с ребенком, поощряя его любознательность;
- формировали первичный понятийный аппарат ребенка, уделяя особое внимание воспитательному воздействию со стороны взрослого.
Обязательное разделение функций взрослых в образовании детей дошкольного возраста предполагает соблюдение особых именно для этого возраста требований к взаимодействию образовательного учреждения и семьи. Основными задачами семьи в развитии мыслительных способностей ребенка являются: совместная работа с педагогами ДОУ по определению возможных способов развития мыслительных способностей детей и реализация полученного педагогического опыта на практике, т.е. непосредственно в семье.
В свою очередь дошкольное образовательное учреждение ставит следующие задачи:
1) сформировать представление родителей о мышлении детей старшего дошкольного возраста;
2) уяснить возможные стратегии развития мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3) отработать доступные в практике семейного воспитания приемы развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Разнообразные методы работы воспитателей с родителями по развитию мыслительных способностей старших дошкольников должны быть направлены на активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, а значит на работу в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Необходимо использовать различные приемы и формы активизации родителей при развитии мыслительных способностей их детей:
- психологическое просвещение (мини-лекции, электронные письма, тематические стенды, папки-передвижки);
- педагогические беседы и консультации;
- тренинги совместно с детьми и родителями;
- творческие домашние задания для совместной деятельности с детьми;
- фестиваль опытов и экспериментов (совместно с дошкольным учреждением);
- конкурса ребусов, изготовленных детьми и родителями.
В качестве примера приведем комплекс игр и упражнений для развития мыслительных способностей старших дошкольников:
1. Упражнение Чем похожи? Чем отличаются? (развивает умение сравнивать).
2. Игра Кто назовёт больше признаков? (умение выделять существенные признаки).
3. Упражнение «Формулирование определений» (развивает способность выделять главное, учит чёткости и стройности мышления).
4. Упражнение «Поиск аналогов» (умение классифицировать по признакам, свойствам).
5. Подвижная игра «Поиск предметов по заданным признакам».
6. Упражнение «Скрепка» (совмещение движения с практическим мышлением).
7. Программированное упражнение по развитию понятия «Дружба».
8. Упражнение «Решение проблемных ситуаций»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Тугулева Г.В. Развитие мыслительных способностей дошкольников и младших школьников : учебно-методическое пособие.- Магнитогорск : МаГУ, 2006. – 50с.