ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Градусова Л.В. 1, Косарева Ю.С. 2
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова
2Магнитогорский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является одной из важнейших ценностей, созданных человечеством. Современное общество нуждается в том, чтобы следовать традиционным семейным ценностям, включающим бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Актуальной становится подготовка к выполнению будущих семейных ролей, начиная с дошкольного возраста. Необходимость приобщения дошкольников к семейным ценностям отмечается в ФГОС ДО.

Известно, что социальная ориентация ребенка в общественной жизни начинается с образа семьи. «Образ семьи» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка, то что ребенок видит на примере собственной семьи .«Образ семьи» - своеобразное семейное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишина) [5].

Изучением проблемы формирования «образа семьи» у дошкольников занимались О.Г. Кулиш, Е.Ю. Макарова, H.A. Круглова, A.A. Нестерова, Л.Г. Попова, Т.Н. Пухова, Т.В. Кузнецова и др.

Значение «образа семьи» для дошкольника заключается в том, что в соответствии с образами родителей у ребенка складывается представление о себе, самооценка, через формирование «образа семьи» дошкольник усваивает жизненные ценности. Все это влияет на определенное отношение к людям, к окружающему миру в целом со стороны ребенка. «Образ семьи» влияет на построение детско-родительских отношений и оказывает влияние на родительскую позицию и поведение в семье уже в будущем взрослого человека[2,3].

Вместе с тем исследования показали, что стихийно складывающиеся представления детей о семье отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски».

Целью нашего исследования являлась разработка программы формирования «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска. На этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа с целью выявления содержания «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста.

Детям предлагалось ответить на вопросы: «Что означает слово семья?» «Кто такие родственники?». Ответы детей показали, что – смысловое значение слова «семья» многим детям (10 человек) непонятно, 8 детей ограничились лишь перечислением членов семьи. В ответах остальных детей обозначались: характеристика отношений в семье «просто дружба, хорошие отношения», факт коллективного проживания всех членов семьи «все вместе», «то есть много меня», «мама, папа, баба, деда», «мама, папа и я», «это взрослые и дети», «мама, папа и малыш». Еще большую трудность у дошкольников вызвало объяснение значения слова «родственники»: половина детей сказали, что слово знают, но не смогли объяснить, что оно значит. Ответы детей «ближайшие родственники это родственники, с которыми ты живёшь», «которые живут недалеко с твоим домом», «если ты не замужем, то родители и сестра», «я думаю еще бабушка и дедушка», «дети и родители»

На основе анализа результатов констатирующего эксперимента и методической литературы нами была разработана программа формирования «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста «Моя семья».

Цель программы - формировать у детей положительный образ семьи.

Задачи:

1. Формировать представления детей о семье, внутрисемейных отношениях, семейных традициях.

2. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к членам семьи, желание принимать активное участие в жизни семьи.

3. Способствовать формированию интереса к истории своей семьи.

Программа включает следующие блоки «Мой дом, моя семья», «Что такое родословная», «История моей семьи», «Наша дружная семья», «Традиции в моей семье».

Программа включает различные формы и методы работы. Обогащению представлений о семье, семейных ролях, взаимоотношениях в семье способствует чтение художественной литературы, отражающей семейную тематику (М. Родина «Мамины руки», Я.Аким «Моя родня», Г. Виеру «Мамин день», О. Ю. Липатова «Я люблю свою сестричку», В. Осеева «Три сына»); рассматривание картин соответствующего содержания ( Б. Кустодиев «На террасе», «Родовое дерево», Ф.Славянский «Семейная картина», и др.).

Важными методами, позволяющими пробудить у детей интерес к истории своей семьи и закрепить у детей знания своих родственников и близких являются: составление родословной семьи, создание книжек- альбомов о семье, изготовление семейного герба( который может отображать труд родителей, семейные традиции, семейные ценности, историю семьи).

Воспитанию чувства семьи способствует обращение к личному опыту ребенка, включение ребенка в деятельность, направленную на семью: изготовление поделок для украшения дома, подарков для близких, оформление поздравлений для членов семьи,

Уточнению и активизации представлений детей о семье способствуют разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры, домино, разрезные картинки, игры-кроссворды, отражающие различные стороны семейной жизни: хозяйство семьи, семейные праздники, труд родителей.

Особое значение в формировании образа семьи имеет взаимодействие с родителями: совместные проекты, конкурсы («Семейные традиции», «Моя родословная – образ моей семьи», Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Папа может все, что угодно», «Папа, мама, я – спортивная семья»).

Таким образом, дошкольный возраст имеет большое значение в становлении положительного образа семьи у дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Березина, Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика, 2011-№1-С.64-73.

  2. Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова // Детский сад от А до Я. – 2004. № 4. С. 79 – 83.

  3. Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер // Детский сад от А до Я. – 2007. - № 6. – С. 124 – 129.

  4. Градусова Л. В. Дошкольникам о семье (из опыта работы) / Л. В. Градусова, Л. А. Маколдина. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 36 с.

  5. Мишина Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи»//Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской.—Л., 1983.—С. 21—26.

  6. Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…племя молодое, незнакомое…»/ В.И.Турченко, Л.В.Градусова, Н.И.Левшина // Детский сад: теория и практика.- 2011-№1.- С.50-56.

Просмотров работы: 5143