ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Рябова Д.Н. 1, Левшина Н.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях у детей, в особенности, дошкольников, выявляется все больше речевых нарушений, которые заметно ограничивают их общение со сверстниками и взрослыми: бедный словарный запас, недостаточное понимание значения и смысла слов, преобладание в активном словаре детей глаголов и существительных и малое использование слов, характеризующих признаки, качества и состояния предметов. Необходимо учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и интересным для них. И в такой работе одним из ведущих направлений развития речи детей дошкольного возраста является заучивание стихотворений.

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является средний – 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребенка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет можно целенаправленно учить дошкольника запоминанию стихотворений наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного участия в событиях. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. В классических стихотворениях, рекомендованных для чтения детям, встречается огромное количество устаревших, редких слов, необычных для разговорной речи морфологических форм и синтаксических конструкций. В конечном итоге, при чтении таких стихотворений, дошкольники «слышат» знакомые слова на месте устаревших и редких слов и при воспроизведении стиха неизвестное ранее и непонятное слово могут заменить своим собственным, новым. Например, «Затянулась Буратиной (бурой тиной) гладь старинного пруда» в песенке черепахи Тортиллы. [4]

У дошкольников определенную трудность в освоении и восприятии художественного текста вызывает нарушение обычного порядка слов, даже при условии того, что ребенку известны их значения. Детьми неправильно понимается смысл высказываний, в которых определение следует за определяемым словом, нарушается порядок «субъект – действие – объект» и т.д.

Еще одним важнейшим компонентом в работе по заучиванию стихотворений с детьми пятого года жизни, кроме знаний особенностей восприятия и отбора произведений, является использование определенных методов и приёмов, способствующих лучшему запоминанию и четкому воспроизведению заученного материала дошкольниками.

Перед заучиванием стихотворения наизусть перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Добиться хорошего запоминания стихов – развивать у детей способность к длительному удержанию произведения в памяти.

  2. Учить детей выразительно читать стихотворения.

Обе выделенные задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него.

Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

В последнее время большую популярность в методике развития речи получила мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании, в т.ч. и содержание поэтических произведений.

Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа или стихотворения. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, используются при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8-10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить в дальнейшем. С помощью мнемотаблиц-схем возможна материализация содержания стихотворения для детей. Поэтому использование в работе по заучиванию стихотворных произведений мнемосхем значительно помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память ребенка: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

Еще одним интересным методом заучивания стихотворений с дошкольниками среднего возраста является «рассказывание» стихов руками.

Рассказывать стихи можно не только руками, но и всем телом в процессе движений. Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. [2]

Использование такого метода на занятиях по развитию речи в процессе совместной деятельности дошкольников со взрослыми и сверстниками снимают у детей зажатость, неуверенность, часто связанные с речевым или другим дефектом и личностными комплексами.

Педагог может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. [2]

Посредством заучивания стихотворений наизусть у детей развивается память, речь, воспитывается любовь к художественному слову, обогащается восприятие детей лучшими образцами поэзии. Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворению помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

Литература

  1. Алексеева, М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду : Учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998. – 400 с.

  2. Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи: метод. пособие/ Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 96 с.

  3. Градусова Л.В. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста/ Л.В.Градусова, Н.И. Левшина, И.С. Дементьева: учеб. пособие / под ред. Л.В.Градусовой.- Магнитогорск: МаГУ, 2010.-96с.

  4. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высших учебных заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 313 с.

  5. Круглякова, Т. Как дети читают стихи: восприятие стихотворного текста дошкольником/Т. Круглякова//Детский сад: теория и практика. – 2013. - №6.

Просмотров работы: 3987