РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Минина Ю.И. 1, Минина Ю.И. 2, Степанова Н.А. 3
1Пожарная охрана
2пожарная охрана
3Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время потребность развивающих ориентиров в профессиональной деятельности нередко вступает в противоречие с реальной практикой образования, которой свойственны информационные перегрузки (многопредметность, сложность образовательных программ и т. д.), низкая степень самостоятельности детей (вызванная форсированным ранним обучением, искусственной акселерацией педагогами и родителями уже с дошкольной ступени образования). И как следствие – «синдром потухших глаз» уже с момента начала школьного обучения, школьная неуспеваемость, «школьная неприспособленность», «школьная дезаптация».

Адаптация – период приспособления к новым условиям. Результатом адаптации выступает адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности. Другими словами, от того, как пройдет период адаптации, сможет ли ребенок «вжиться» в новые условия, зависят его дальнейшие успехи в обучении [2].

По мысли Г. Кумариной, «под школьной дезадаптацией имеются в виду те нарушения и отклонения, которые возникают у ребенка под влиянием школы, школьных воздействий или спровоцированы учебной деятельностью, учебными неуспехами» [3].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о существовании ведущих факторов, которые становятся источником патогенного влияния на ребенка. Так, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный [2], в частности, обращает внимание на отрицательное воздействие на детей таких укоренившихся в школе традиций:

  • обедненная природными стимулами учебная среда: закрытые помещения, ограниченные пространства;

  • вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса: «книжное» изучение жизни, некритическое восприятие готовой информации.

Директор Института возрастной физиологии Российской академии образования М. Безруких [1] в числе негативных факторов, действующих на ребенка в школе, выделяет:

  • стрессовую тактику авторитарной педагогики;

  • интенсификацию учебного процесса;

  • раннее начало дошкольного систематического обучения;

  • несоответствие программ и образовательных технологий функциональным и возрастным особенностям школьников;

  • недостаточную квалификацию учителей в вопросах гигиены, физиологии и охраны здоровья;

  • недостаточный уровень компетентности родителей первоклассников в вопросах адаптации их к школьному обучению.

С поступлением ребенка в школу его состоятельность в статусе ученика, обсуждение оценок и оценочных суждений учителя определяет характер общения ребенка с родителями. Отрицательные оценки становятся источником конфликтов. Редки случаи, когда родители стараются помочь ребенку преодолеть трудности, сгладить отрицательные школьные впечатления, дискомфорт и неудовлетворенность. В подавляющем большинстве взрослые действуют прямо противоположно: угрожают, отменяют обещанное, бранят, лишают встреч с друзьями. Семейный разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от дома и родителей, становится дополнительным источником его травмирования, новых психических отклонений.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Для того чтобы ребёнок понимал и смысл, и логику учёбы, необходимо помогать ему. Надо встать на позицию своего ребёнка и дать ему шанс взрослеть и учиться легко и без принуждения.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Как правило, индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей. Это могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия. Могут возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности его психологической адаптации к школе.

Наблюдение за школьниками первого класса показали, что социально – психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и прочее.

Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем боле выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов этому организм вчерашнего школьника.

Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье, насколько резко отличался привычный для него режим от школьного. Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привыкшие к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения дети.

Отдельного внимания заслуживает режим дня – это старый и надежный способ поддержать здоровье первоклассника. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательное полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе.

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими. Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтные ситуации в семье, конфликты между родителями и учителями первого класса – все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.

Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, во многом зависит от родителей.

Таким образом, профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников во многом определяется достаточной степенью профессионального мастерства педагога и соответствующей компетентности родителей в вопросах адаптации, их эффективным взаимодействием, готовностью к реализации личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру ребенка.

Список литературы:

  1. Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М, 1991.

  2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Педагогический поиск, 1997.

  3. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2002. - №1. – С.111-121.

  4. Лусканова, Н.Г. Коробейников, И.А. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1993.

  5. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация // Школьный психолог. – Март 2000. - № 12. – С. 2-13.

Просмотров работы: 1315