ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Ильина, Н.В. 1, Леханова О.Л. 2
1Череповецкий государственный университет
2Череповецкий государственный университет , кафедра дефектологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Темперамент – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов [2].

Актуальность исследования. Темперамент является фундаментальной характеристикой в описании психологической организации человека, стоящий в одном ряду с такими понятиями как «характер» и «личность». «Темперамент» занимает человечество уже 25 столетий. Интерес связан с очевидностью существования психических различий между людьми - различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту.

Темперамент изучали и изучают в настоящее время множество ученых психологов, физиологов, педагогов и дефектологов как отечественных, так и зарубежных. К ним относятся: Я. Стреляу, В.М. Русалов, И.П. Павлов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, Б.М.Теплов, В.Н. Мясищев, Ю.И.Савченков, Е.Ю. Петросян, П.К.Анохин, В.Г.Колпаков, Э.И.Маствилискер, Э. Кречмер, А.Томас, С.Чесс и многие др. Но, тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и не решенной проблемой. Нет согласия, как по некоторым частным, так и по кардинальным вопросам.

До сих пор дискутируются вопросы о физиологическом базисе темперамента, смешиваются его физиологические и психологические свойства. Неоднозначно понимается роль среды и воспитания в формировании темперамента, его место в структуре индивидуальности, специфика его собственной роли в регуляции деятельности и др. Не говоря уже о темпераменте и его особенностях у детей с нарушением речи. Об этом и вовсе очень редко, расплывчато упоминается в литературе. Однако с все большим единодушием ученые и практики соглашаются с Небылициным В. Д. в том, что темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей [8].

С целью изучения особенностей темперамента у детей с нарушениями речи нами было проведено экспериментальное исследование.

Цель: выявление особенностей темперамента у детей с нарушением речевого развития.

Объект исследования: Особенности темперамента у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Особенности темперамента у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Гипотезой данной работы стало предположение о том, что у детей с нарушением речи имеются специфические проявления свойств темперамента, в частности преобладание слабого типа нервной системы, повышенная замкнутость, изолированность, тревожность, беспокойство.

В соответствии с целью и гипотезой нами были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- осуществить отбор методик для экспериментального исследования и определить критерии оценки результатов;

- провести изучение особенностей темперамента у детей дошкольного возраста;

- осуществить интерпретацию полученных результатов экспериментального исследования;

- проанализировать результаты и выявить особенности темперамента у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Нами использовались следующие методы исследования: теоретический; экспериментальный (констатирующий эксперимент); статистический (количественный и качественный анализ полученных результатов).

Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Непоседы» г. Череповца. В эксперименте приняли участие 8 детей в возрасте 6-7 лет с нормальным речевым развитием и 8 детей в возрасте 6-7 лет с речевыми нарушениями.

Структура курсовой работы:

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

В приложении содержатся списки детей с нормальным речевым развитием и детей с нарушением речи, протоколы.

I. Анализ пихолого-педагогической литературы по проблеме исследования особенностей темперамента у детей с нарушениями речи

  1.  
    1. Понятие темперамента в психологической литературе

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых, устойчивость и постоянство свойств; во-вторых, проявление в разнообразных видах деятельности (в отличие от психических состояний) [5].

Данилова Н. Н. Крылова А. Л. считают, что создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, лимфа, желчь и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном- болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это и определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

В дальнейшем в развитии учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. до н. э.), немецкий философ И.Кант ( конец ХVIII в.), немецкий психолог В.Вундт (конец ХIХв.), немецкий психиатр Э.Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи [16].

По мнению многих ученых, среди них и А.В. Батаршев, считают, что темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т. е основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека ( его конституцией), с обменом веществ в организме. По мнению И.П. Павлова в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно – рефлекторной деятельности человека – свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению [1].

Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.

Выделяется четыре типа. Три из них И.П. Павлов отнес к сильным типам, один – к слабому.

Сангвиник – это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменяющимся условиям жизни. Он живо и с большим возбуждением откликается на все, привлекшее его внимание. У него подвижная мимика и выразительные движения. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может его сильно.

Обладает повышенной активностью. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен, быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Сангвиника отличают быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменении чувств, настроений, интересов и стремлений. Он без усилий не только переключается на новую работу, но и переучивается, овладевая новыми знаниями. Как правило, такой человек в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и о будущем, он экстраверт. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Это в высшей степени подвижный, общительный человек, он легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности.

Холерик – это человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Он отличается большой жизненной энергией, но ему не достает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу самозабвенно, со страстностью, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго. И как только они истощаются, у него появляется «слюнявое настроение». Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене активности и бодрости. Увлекшись каким-нибудь делом, он нерационально расходует силы и в конце концов истощается больше, чем следует, дорабатывается до того, что все ему невмоготу. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т. д. В общении он вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив.

Флегматик – это человек, реагирующий спокойно и медленно, несклонный к переменам. Он хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он однообразен и невыразителен в мимике и интонации, даже о своих чувствах говорит недостаточно эмоционально, и это затрудняет общение с ним. Флегматик обладает малой чувствительностью и эмоциональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Ему присуща замедленность реакции, круг общения его менее широк, чем у сангвиника. Флегматик отличается постоянством общения с одними и теми же людьми, даже если он поссорится с ними, даже если они его обидят. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что флегматик такой всепрощающий, совершенно безопасный в общении человек. В неблагоприятной для него обстановке он долго впитывает в себя, поглощает, накапливает энергию неудовольствий, и когда она достигает определенного уровня, критической величины, неминуем сильный разряд по самому, казалось бы, незначительному поводу, нередко весьма неожиданный для его собеседника.

Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. Воздействие сильных стимулов на него может привести к нарушениям поведения. У меланхолика нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать обиду и слезы. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий. Он склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик не энергичен, не настойчив, не общителен. Его пугает новая обстановка, новые люди – он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов [3].

Следует отметить, что нет деления типов высшей нервной деятельности на «хорошие» и «плохие», точно также как и адекватных им типов темперамента. Каждый из типов ВНД и типов темперамента обладает определенными достоинствами. А некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагаются до 16 промежуточных форм, как вариация основных типов [2].

Характерными особенностями темперамента являются:

  1. Сравнительно – целостное постоянство индивидуально – психологических свойств личности ( скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания. Темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.)

  2. Свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности.

В. Д. Небылицин выделяет в темпераменте три главных, ведущих, компонента: общая активность индивида, его моторика и его эмоциональность.

Первый компонент заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

Второй компонент двигательный, или моторный. Ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента, является «эмоциональность». В качестве ее основных характеристик выделяют - впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Основные компоненты темперамента, считает В. Д. Небылицин, позволяют говорить о целостности проявлений темперамента и дают возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др. [19].

В своих исследованиях многие авторы выделяли разные свойства темперамента и использовали различные их наборы для характеристики темперамента. Основными из описанных свойств являются: сенситивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, доминантность, мужество, уверенность в себе, спокойствие, общительность, рефлексивность, депрессивность, эмоциональность, сдержанность, беспристрастность, доброжелательность, терпимость, энергичность, импульсивность, стабильность, соцеабильность [1].

Таким образом, темперамент является формально-динамической составляющей поведения человека, проявляющейся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

  1.  
    1. Основные закономерности формирования свойств темперамента в онтогенезе.

Многие ученые, такие как Я. Стреляу, Русалов В. М., Павлов И. П., Мерлин В. С., Небылицин В. Д., Теплов Б. М., Мясищев В. Н., Савченков и тд., считают, что темперамент у людей формируется в процессе онтогенеза [15].

Онтогенез (от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение, рождение) – индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

По мнению Я. Стреляю, наследственность и окружающая среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма, каждый из этих факторов, может играть большую или меньшую роль в формировании индивидуальных различий в поведении или свойствах темперамента. В целом можно считать доказанным, что наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте [11].

Пломин Р. отмечает, что в отличие от других психических свойств и образований темперамент характеризуется наибольшей устойчивостью в течение длительных отрезков времени, высокой корреляцией со свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами, а так же наследуемостью.

По мнению Я. Стреляу, темперамент является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды. Другими словами, воспитание в принципе не влияет на темперамент. Изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данному индивиду темперамент. Другие ученые считают, что все же существуют возможности преобразования темперамента в процессе воспитания, однако надо с большей осторожностью подходить к данным, свидетельствующим якобы о значительных возможностях изменения темперамента под воздействием воспитания [8].

Темперамент подобно всем свойствам организма подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения, вытекающими главным образом из анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма. Это подтверждается результатами исследований, проведенных как с животными, так и с людьми [12].

Изучение типов нервной системы у детей различного возраста подтверждает существование возрастных изменений темперамента (свойств нервной системы), обусловленных, прежде всего созреванием центральной нервной системы и эндокринного аппарата. Такие наблюдения проводили еще в 30-х годах нашего столетия, и в настоящее время дают примерно такие же результаты. Наиболее систематично они изложены в работах психологов: В. Э. Чудновского, Н. С. Лейтеса и Э. И. Маствилискер. Из них выводятся некоторые закономерности. Рассмотрим некоторые из закономерностей возрастных изменений темперамента:

На раннем этапе своего развития дети обладают слабой нервной системой; это в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения. Слабость процесса возбуждения проявляется, прежде всего в малой выносливости нервной системы. Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение, которое выражается в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. Такое торможение проявляется еще в младшем школьном возрасте, например, когда мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает внимание учащихся от школьных занятий. Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность школьника, что, в частности, выражается в моторных и эмоциональных реакциях, неадекватных силе раздражителей.

Помимо того, что эти реакции очень сильны, они имеют короткий латентный период. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, еще малая в дошкольном возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7 - 8-му году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми младше школьного возраста и взрослыми уже не отмечается.

Общепринято мнение, что сила процесса торможения, выражающаяся прежде всего, в способности к образованию и устойчивости различных условных, тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения. Есть данные, полученные, правда, в основном в опытах с животными, из которых следует, что сила процесса торможения в большей мере, чем сила процесса возбуждения, подвержена влиянию тренировок, особенно в раннем онтогенезе. Слабость процесса торможения в первые годы жизни ребенка, по мнению психологов, проявляется главным образом в пониженной способности сдерживать различные реакции, в склонности к нарушению запретов, в преждевременных реакциях и т. п.

Возрастная характеристика уравновешенности нервных процессов вытекает, собственно, из специфики возбуждения и торможения в соответствующих периодах жизни. Принимая во внимание более длительный процесс созревания силы торможения в нервной системе, в первоначальный период развития наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Коломенский Я. Л. и Панько Е. А. отмечают, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста своим поведением в известном смысле напоминает холерика. Затем эта неуравновешенность, вызванная большей слабостью торможения в сравнении с возбуждением, постепенно уменьшается, и в возрасте около 12 лет ребенок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого. Преобладание возбуждения над торможением проявляется, прежде всего, в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка. Для него типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением (то есть действующими в данный момент стимулами). Однако аналогичное поведение, считают психологи, может быть вызвано не только недостаточно зрелой способностью к торможению и, следовательно, преобладанием возбуждения, но и слабостью возбуждения при одновременной слабости торможения. Слабость процесса возбуждения является фактором, вызывающим такие формы поведения, которые напоминают неуравновешенных индивидов. Это объясняется неадекватностью силы реакции силе раздражителей или в более общем случае - значению ситуации, на которую реагирует школьник.

Что касается подвижности нервных процессов, то в зависимости от того, какие показатели этого свойства принимаются во внимание, его возрастная динамика может выглядеть по-разному. Это свидетельствует о давно уже отмеченной неоднородности этого свойства нервной системы. В раннем онтогенезе наблюдается большая неустойчивость и изменчивость реакций, что выражается в затруднениях при выполнении заданий, в изменениях реакций под влиянием перемен в обстановке, в неустойчивости условно-рефлекторной деятельности и т. п. С возрастом поведение становится все более стабильным, благодаря чему оно в меньшей мере зависит от непосредственных стимулов [23].

Если учитывать классические показатели подвижности, считает Я. Стреляу, в особенности способность к переделке сигнального значения пары раздражителей и легкость образования динамических стереотипов, то можно сказать, что в раннем онтогенезе подвижность сравнительно невелика и возрастает с развитием индивида. Это проявляется, в частности, в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Так понимаемая подвижность снова явно снижается в пожилом возрасте, для которого типична пониженная адаптируемость к изменениям обстановки, значительная ригидность форм поведения [6].

Итак, чем младше ребенок, тем больше его отличают некоторые признаки слабости типа нервной системы. Это не только маленькая выносливость, но и повышенная чувствительность, яркость восприятия, детская впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность. Характерны также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость (стремительные переходы от слез к улыбке). Слабость нервной системы удивительным образом сочетается с быстрым возобновлением энергии.

В связи со всем вышесказанным нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента. В каждом возрасте, отмечает Я. Стреляу, своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте - это легкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, что связанно со слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата ее ценных детских свойств [20].

S.G. McClowry считает, что темперамент влияет на развитие детей в течение их школьного возраста.

Более того, A. Caspi and P.A. Silva, а также A Caspi, H Harrington et al. утверждают, что возрастные особенности детского темперамента определяют черты индивидуальности и во взрослой жизни. Они провели длительное исследование от рождения до 26 лет, и обнаружили, что, став взрослыми, плохо контролируемые дети показывали высокие значения импульсивности, поиска опасности, агрессии, и межличностного отчуждения; заторможенные дети демонстрировали низкие значения импульсивности, поиска опасности, агрессии, и социальной потенции; уверенные дети имели высокую импульсивность. Сохранные дети показывали низкую социальную потенцию, а хорошо регулируемые дети продолжали показывать нормативные показатели поведения. Эти данные свидетельствуют о том, что рано проявляющиеся детские поведенческие стили могут предсказать характер поведения взрослых, и указывают на основы человеческой индивидуальности в ранние годы жизни. С этим согласны и Zimmermann LK and K Stansbury.

Вместе с тем, по мнению KS Mathiesen and K Tambs , факторная структура темперамента не изменяется существенно с возрастом детей, а Boer F and PM Westenberg считают, что такие черты темперамента, как эмоциональность, деятельность, и застенчивость независимы от возраста [19].

Ю. И. Савченков анализируя возрастную динамику изучаемых показателей черт темперамента по Томасу, выделяет, по крайней мере, четыре типа такой динамики.

Первый тип проявляется в прогрессирующем увеличении степени проявления той или иной черты темперамента с возрастом. К таким чертам относятся, настойчивость, ритм сна, еды и привычек, активность во сне.

Второй тип изменений черт темперамента характеризуется увеличением показателя в зрелом возрасте (25-45 лет) и снижением до исходных цифр, или даже меньше, у более старших лиц. Подобным образом по мере взросления человека изменяются общая активность и интенсивность, т.е. такие черты темперамента, которые характеризуют силовую, энергетическую составляющую деятельности.

Третий тип возрастной динамики показателей черт темперамента характеризуется прогрессирующим снижением соответствующей величины. Так, с возрастом и у человека падают значения гибкости, приближения и настроения.

Наконец, можно выделить и такие черты темперамента, показатели которых возрастают у пожилых людей. Так, такая черта темперамента, как отвлекаемость, после 45 лет жизни начинает резко увеличиваться, что не позволяет пожилым людям надолго сосредоточиться на какой-то одной деятельности.

Проведенные исследования у лиц разного возраста, позволяют сделать вывод о том, что по мере старения человека степень проявления черт темперамента закономерно меняется. Причиной таких изменений следует считать, по всей вероятности, те морфофункциональные перестройки в нервной системе, которые сопровождают старение [19].

Таким образом, можно сказать, что наследственность и среда совместно определяют любые свойства и деятельность организма, но наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте. Он является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания или среды.

Темперамент подобно всем свойствам организма подвержен возрастным изменениям, прежде всего связанным с процессом созревания или с изменениями поведения.

Кроме того, темперамент в любом возрасте является результатом взаимодействия между психобиологическими особенностями индивида и окружающей его среды, т. е. индивид в процессе развития активно формирует окружающую его среду в соответствии с особенностями своего темперамента. Однако значительно изменить темперамент невозможно, только в пределах определённых границ.

  1.  
    1. Состояние темперамента и его свойств у дошкольников с нарушением речи

По литературным данным направления исследований на изучение свойств темперамента у детей с нарушением речи практически не было. Но имеются ряд сведений физиологов, которые дают информацию о состоянии и свойствах нервной системы, которые являются основой темперамента. Обратимся к вопросу о нейрофизиологической концепции.

С материалистической точки зрения, не существует таких психических свойств, которые не зависели бы от физиологических свойств высших отделов мозга, т. е. от общего типа нервной системы. Общий тип нервной системы играет регулирующую роль в ВНД. От его свойств зависит динамика всех условно-рефлекторных процессов. Поэтому и свойства темперамента, обусловленные общим типом нервной системы, играют такую же регулирующую роль в психической деятельности. От них зависит динамика всех психических процессов [4].

В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:

1) Сила процессов возбуждения и торможения (связана с работоспособностью нервных клеток).

Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию, к дифференцированию допустимого, возможного от недопустимого и невозможного.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

2)Уравновешенность нервных процессов (связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе).

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией.

Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью (скороговоркой).

3) Подвижность процессов возбуждения и торможения (связана со способностью нервных процессов сменять друг друга).

Подвижность нервных процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

Инертность нервных процессов характеризуется: трудностью перехода к новому делу и переделки привычек и навыков; трудностью пробуждения; спокойным сном со сновидениями без кошмаров; замедленной речью [22].

На основе всевозможной комбинации трёх основных свойств нервных процессов происходит формирование большого разнообразия типов ВНД. По классификации И.П.Павлова выделяют четыре основных типа ВНД, отличающихся по устойчивости к невротизирующим факторам и адаптивным свойствам.

1) Сильный, неуравновешенный, («безудержный») тип характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Это человек увлекающийся; с высоким уровнем активности; энергичный, вспыльчивый, раздражительный; с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

2) Сильный, уравновешенный, подвижный (лабильный или живой) тип отличается сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к лёгкой смене одного процесса другим. Это человек с большим самообладанием; решительный; преодолевающий трудности; энергичный; умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке; подвижный; впечатлительный; с ярким выражением эмоций и лёгкой их сменяемостью.

3) Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) тип характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью, но низкой подвижностью нервных процессов. Это человек весьма работоспособный; умеющий сдерживаться; спокойный; медлительный; со слабым проявлением чувств; трудно переключающийся с одного вида деятельности на другой; не любит изменять свои привычки.

4) Слабый тип отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Это человек слабовольный; унылый; тоскливый; с высокой эмоциональной ранимостью; мнительный; склонный к мрачным мыслям; с угнетённым настроением; замкнут; пуглив; легко поддаётся чужому влиянию [18].

Исходя из исследований многих ученых, можно сказать что, у детей с нарушением речи не выделяется определенных особенностей темперамента, но выделяются свойства личности, которые по сути и являются основными характеристиками темперамента.

По мнению, Р.Е. Левиной, Л.И. Белякова и др. ученых, дети с речевыми нарушениями имеют основные особенности личности.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами [21].

Таким образом, в литературных данных нет исследований направленных на изучение особенностей темперамента у детей с нарушением речи, но есть информация о личностных особенностях детей с нарушением речи, которые и являются центральной характеристикой темперамента.

Делая вывод по первой главе, можно сказать что, темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, в основе которого его лежат свойства нервной системы. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют основные типы темперамента такие как: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.

Для изучения выраженности особенностей темперамента у старших дошкольников с нарушениями речи, а так же у нормально развивающихся старших дошкольников нами была проведена экспериментальная работа по диагностированию особенностей темперамента , которая будет раскрыта в следующей главе.

II. Экспериментальное изучение особенностей темперамента у дошкольников с нарушением речи

  1.  
    1. Цель, задачи и организацияисследования

Цель нашего исследования: выявление особенностей темперамента у детей с нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. Подобрать методики для изучения особенностей темперамента у детей дошкольного возраста и определить критерии оценки результатов. 2. Экспериментально изучить особенности темперамента у детей дошкольного возраста и осуществить интерпретацию полученных результатов.3. Проанализировать результаты экспериментального исследования и выявить особенности темперамента у детей с нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Непоседы» г. Череповца. В эксперименте приняли участие 8 детей в возрасте 6-7 лет с нормальным речевым развитием и 8 детей в возрасте 6-7 лет с речевыми нарушениями.

Данные по контингенту испытуемых представлены в приложении I, в таблице 1.

Для изучения особенностей темперамента у детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:

1.Теппинг – тест Е.П.Ильиной

2.Метод экспертных оценок (опросник для воспитателя)

3. Наблюдение

Данные по описанию методик представлены в приложении I в таблицах 2,3,4.

2.2 Результаты экспериментального изучения выраженности эмоциональных нарушений в поведении детей с речевой патологией

Анализ результатов теппинг - тест Е.П. Ильина.

Результаты изучения свойств нервной системы у дошкольников приведены в приложении II (см. таблица 2.1 – 2.16)

По тестовой методике 2 ребенка из обследуемой группы детей с нарушениями речи и 5 детей с нормой речевого развития имеют сильную нервную систему, то есть у них темп нарастает до максимального в первые 10–15 с работы; впоследствии, к 25–30 с, он может снизиться ниже исходного уровня; 1ребенок с нарушением речи и 1 ребенок с нормальным речевым развитием имеют нервную систему средней силы, так как максимальный темп у них удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; 1 ребенок с нарушением речи и 2 ребенка с нормальным речевым, развитием имеют средне – слабую нервную систему, так как у них темп работы снижается после первых 10–15 с; 4 ребенка с нарушением речи имеют слабую нервную систему, так как у них максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы.

Обобщенные данные представлены в приложении II (см. рис. 2.17).

Таким образом, исходя из исследования, можно сделать вывод о том, что у большинства обследованных детей с нарушением речи преобладает слабая нервная система, которая характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями.

Что касается детей с нормальным речевым развитием, то у большинства детей преобладает сильная нервная система, которая характеризуется сильными процессами возбуждения, которые преобладают над торможением. Детей со слабой нервной системой не оказалось.

На основе проведения данной методики, можно сделать вывод о том, что в результате проведенного нами исследования по методике теппинг-теста выявлена взаимосвязь между силой нервной системы и речевым развитием детей.

С помощью метода экспертных оценок мы получили следующие результаты: (см. приложение II, таблицу 3)

Экстраверсия: 2 ребенка из обследуемой группы детей с речевыми нарушениями и 3 ребенка с нормой речевого развития показали высокий уровень экстраверсии; 1 ребенок с нарушениями речи и 5 детей с нормой речевого развития показали средний уровень экстраверсии; 5 детей с нарушением речи показали низкий уровень, что говорит о наличии интроверсии.

Эмоциональность: 1 ребенок из обследуемой группы детей с речевыми нарушениями и 3 ребенка с нормой речевого развития показали высокий уровень эмоциональности; 4 ребенка с нарушением речи и 5 детей с нормой речевого развития показали средний уровень эмоциональности; у 3 детей с нарушением речи отмечается низкий уровень эмоциональности.

Тревожность: 5 детей из обследуемой группы с речевыми нарушениями и 1 ребенок с нормой речевого развития показали высокий уровень тревожности; 3 ребенка с нарушением речи и 7 детей с нормой речевого развития показали низкий уровень тревожности.

Таким образом, у детей с нарушением речи, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, отмечаются такие особенности как замкнутость, социальная пассивность, повышенная ранимость, тревога и беспокойство.

У детей же с нормальным речевым развитием наблюдается повышенная общительность, решительность, импульсивность, высокая социальная адаптивность.

Наглядный материал представлен в приложении I, в таблице 6

Подиагностике свойств темперамента с помощью наблюдения: мы получили дополнительную информацию о типах темперамента детей: у 4 детей из обследуемой группы с нарушением речи преобладает тип меланхолика; у 1 ребенка с нормой речевого развития преобладает тип холерика, у 2 детей с нарушением речи и у 5 детей с нормой речевого развития преобладает тип сангвиника; у 1 ребенка с нарушением речи и у2 детей с нормой речевого развития преобладает тип флегматика.

Наглядный анализ результатов наблюдения представлена в приложении II,таблица 4.1 – 4.2

Обобщенные результаты наблюдения представлены в приложении II рисунок 4.3

Таким образом, делая вывод по второй главе можно отметить , что с целью проведения исследования нами был подобран комплекс методик, таких как: темпинг – тест Е.П. Ильина, опросник для воспитателей, наблюдение.

Проведенные исследования по изучению особенностей темперамента у детей с нарушением речи, позволили выявить следующие сведения: дети с нарушением речи в отличии от детей с нормой речевого общения в основном имеют слабую нервную систему и к ним присущи такие качества как замкнутость, интровертированность, повышенная тревожность.

Заключение

Темперамент – индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Темперамент – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

При изучении особенностей темперамента у детей с нарушением речи были использованы: теппинг – тест Е.П. Ильина. Опросник для воспитателя по выявлению психологических особенностей темперамента старших дошкольников, наблюдение за изо – деятельность.

Было выявлено, что свойства темперамента зависят от типа нервной системы. Между ними имеется взаимосвязь и взаимозависимость.

По литературным данным, направлений исследований на выявление особенностей темперамента у детей с нарушением речи - нет. Но имеются данные о личностных особенностях развития детей с нарушением речи. Эти особенности и являются характеристикой темперамента.

По результатам исследования, было выявлено что, у детей с нарушением речи, в отличии от детей с нормальным речевым развитием, преобладает слабая нервная система. Отмечаются такие особенности как замкнутость, повышенная тревожность, беспокойство, трудности в социальной адаптации. У детей с нормальным речевым развитием, преобладают такие особенности как, общительность, решительность, целеустремленность, высокий уровень социальной адаптации. В тоже время, было выявлено, что у детей с нарушением речи преобладает такой вид темперамента, как меланхолик. У детей же с нормальным речевым развитием, преобладает такой тип темперамента, как сангвиник.

Благодаря проведенной работе, нам удалось достигнуть определенных результатов. А именно, выяснить особенности темперамента у детей с нарушением речи, по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием.

Список литературы

  1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.

  2. Батаршев А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  3. Банщиков В. М., Новинский Г. Д., Эфендиев О. М. О темпераменте человека. М, 1973.

  4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. 1999г.

  5. Дудин С. И. О связи темперамента с общими способностями // Психологический журнал. 1994. Вып. 15. № 2

  6. Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. 1999г.

  7. Жукова Н.С., Масюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2004.

  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001

  9. Ильина А. И. Общительность и темперамент школьников. Пермь, 1961.

  10. А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т. 1. Л., 1957.

  11. Колесников М. С. О развитии типологических свойств высшей нервной деятельности в онтогенезе. Труды института физиологии им. И. П. Павлова. Т. 1. Л., 1953.

  12. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. Л.: Медгиз, 1958.

  13. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 1992.

  14. Лейтес Н. С. Типы ВНД и темперамент // Психология. М.: Учпедгиз., 1962.

  15. Маствилискер Э. И. Развитие темперамента у детей. - В: Очерк теории темперамента / Под ред. В. С Мерлина, 1876.

  16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия» 2003.

  17. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.

  18. Небылицын В. Д. Темперамент. - В: Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.:Наука, 1976.

  19. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. М.: Изд-во Наука, 1973.

  20. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. -- В кн.: Основы обшей психологии. М. 1946.

  21. Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1992.

  22. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии М.: Прогресс, 1982.

  23. Трошихин В. А., Козлова Л. Н., Крученко Ж А., Сиротский В. В. Формирование и развитие основных свойств типа высшей нервной деятельности в онтогенезе. Киев, 1971.

  24. Чесс С., Томас А. Значение темперамента для психиатрической практики.// Детство идеальное и настоящее. Сб. работ современных западных учёных. Новосибирск, 1994.

  25. . Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопросы психологии. 1963, № 1

Приложение I

Таблица 1

Контингент испытуемых

Ф.И.

Возраст

Диагноз

Примечания

1

Родион Я.

7 лет

ОНР III

Компенсирующая группа

2

Дима Ф.

6 лет

ФФН

Компенсирующая группа

3

Вика В.

7 лет

ФФН

Компенсирующая группа

4

Степа П.

7 лет

ФФН

Компенсирующая группа

5

Данил Б.

6 лет

ФФН, заикание

Компенсирующая группа

6

Кирилл Р.

6 лет

ФФН с диз. комп

Компенсирующая группа

7

Руслан Т.

6 лет

ОНР III

Компенсирующая группа

8

Кирилл П.

6 лет

ОНР III

Компенсирующая группа

9

Настя Р.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

10

Сеня Р.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

11

Денис Ф.

7 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

12

Саша К.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

13

Леша К.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

14

Саша Р.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

15

Тимофей З.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

16

Сережа М.

6 лет

норм. реч. разв.

Общеразвивающ. группа

Таблица 2

Описание методики «Теппинг – тест» Е.П. Ильина

Методика

Темпинг – тест Е.П. Ильина

Цель

определение свойств нервной системы

Материал

Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на шесть расположенных по четыре в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Ход работы

По сигналу экспериментатора дети должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 с необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время дети работают в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка.

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 с дает команду: «Перейти на другой квадрат». По истечении 5 с работы в восьмом квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Тестирование осуществляется индивидуально, занимает не менее 2 мин.

Оценка результатов

включает следующие процедуры:

1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Интерпретация результатов

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

1. Выпуклый тип. Темп нарастает до максимального в первые 10–15 с работы; впоследствии, к 25–30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

2. Ровный тип. Максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

3. Нисходящий тип. Максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

4. Промежуточный тип. Темп работы снижается после первых 10–15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне - слабая нервная система.

5. Вогнутый тип. Первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне - слабой нервной системой.

Таблица 3

Описание метода экспертных оценок (опросник для воспитателя на выявление психологических особенностей темперамента у старших дошкольников)

Методика

Опросный лист для воспитателя по выявлению психологических особенностей темперамента старших дошкольников

Цель

Определение свойств темперамента

Материал

Опросник для воспитателей( см. таблицу 3.1)

Ход работы

Воспитателю предлагается ответить на вопросы. По характеру ответов делаются выводы об уровне интроверсии, эмоциональности, тревожности.

Инструкция

В анкете даны вопросы. Касающиеся поведения, чувств вашего ребенка. Ваши ответы помогут нам лучше узнать ребенка. Ваши ответы помогут нам лучше узнать ребенка, учесть в обучении и воспитании его индивидуальные особенности, применить к нему индивидуальный подход. Вы должны ответить «да» или «нет». Постарайтесь не пропускать вопросов. Здесь не может быть ответов правильных и неправильных. Это не изучение ума и способностей ребенка. А анкета о том, как ведет себя ребенок в обыденной жизни. Заранее благодарим вас.

Оценка результатов

Экстраверсия определяется путем суммирования баллов в соответствии с ключом. Да – 1,2.6.7,8,12,13,19.25,26.27;

Нет – 11,14,20,23,24,29

Чем больше сумма тем выше уровень экстравертированности, чем меньше сумма, тем выше интровертированность.

Эмоциональность определяется путем суммирования баллов в соответствии с ключом. да – 3,4,5,9,10, 16,17,22 ; нет – 18.

Чем больше сумма, тем выше уровень эмоциональности, чем меньше сумма, тем ниже уровень эмоциональности.

Тревожность определяется в соответствии с ключом.:

да – 14,15,21,22,28.

Чем выше сумма, тем выраженее уровень тревожности.

Таблица 3.1

Обработанный воспитателем опросник детей с нарушением речи

Вопросы

1.

Кирилл

2

Руслан.

3

.Кирилл

4.

Данил

5.

Степа

6.

Вика

7.

Дима

8.

Родион

1.Способен ли ребенок на отчаянный поступок?

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

2.Умеет ли он веселиться в шумной компании?

да

нет

нет

да

да

нет

да

да

3.Ваш ребенок веселый?

да

нет

нет

да

да

да

да

да

4.Бывает ли такое, что ребенок дуется на взрослых, сверстников?

нет

да

нет

да

нет

нет

нет

нет

5.Бывает, ли такое что, ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

да

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

6. Когда на него кричат, отвечает тем же?

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

7. Может ли действовать под влиянием минуты?

да

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

8.Любит ли поговорить с незнакомым взрослым?

да

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

9. Часто ли бывают подъемы и спады настроения в течении дня?

нет

нет

да

да

нет

да

да

нет

10.Обидчив ли ребенок?

нет

да

да

нет

нет

да

нет

нет

11. Узок ли круг его общения?

нет

да

да

нет

нет

да

нет

нет

12.Получает ли удовольствие от детской компании?

да

да

да

да

да

да

да

да

13.Быстро ли надоедает ребенку однообразная работа?

да

нет

нет

да

да

нет

нет

да

14.Долго ли переживает ребенок во время конфликта?

нет

да

нет

нет

да

да

да

нет

15. Тревожит ли ребенка иногда чувство вины?

нет

да

да

нет

нет

нет

да

нет

16. Легко ли ребенка задеть, если покритиковать за что - нибудь?

нет

да

да

нет

нет

да

нет

нет

17. Можно ли ребенка назвать нервным?

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

нет

18. Спокойно ли спит ребенок?

да

да

нет

да

да

да

да

да

19. Можно ли его назвать находчивым?

да

да

нет

да

да

да

нет

да

20. Обдумывает ли, прежде чем действовать?

да

да

да

да

да

да

да

да

21. Думает ли ребенок, о страхах и ужасах, которые могли бы пройти?

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

нет

22. бывает ли у него такое чувство, когда чего то хочется, но он не знает чего?

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

23.Любит ли играть в одиночестве?

нет

да

да

нет

нет

нет

нет

нет

24. Чувствует ли себя неловко в новой нарядной одежде?

нет

да

да

нет

нет

нет

Нет

нет

25.Всегда ли чувствует себя уверенно?

да

нет

нет

да

да

нет

нет

да

26.Можно ли его назвать легкомысленным?

да

нет

нет

да

нет

нет

нет

да

27.Проявляет ли инициативу. Когда находиться в обществе чужих детей7

да

нет

нет

да

нет

нет

да

Да

28. Теряется ли у ребенка сон из з тревожных мыслей?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

29. Любит ли ребенок мечтать?

да

да

да

да

да

да

да

да

Таблица 3.2

Обработанный воспитателем опросник детей с нормальным речевым развитием

Вопросы

1.

Сережа М.

2.

Денис

3.

Саша Р

4.

Саша К.

5.

Настя К.

6.

Сеня Р.

7.

Леша К.

8

Тимофей К..

1.Способен ли ребенок на отчаянный поступок?

нет

нет

да

да

нет

нет

нет

да

2.Умеет ли он веселиться в шумной компании?

да

да

да

да

да

да

нет

да

3.Ваш ребенок веселый?

да

да

да

да

да

да

да

да

4.Бывает ли такое, что ребенок дуется на взрослых, сверстников?

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

5.Бывает, ли такое что, ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

да

да

да

да

да

да

нет

да

6. Когда на него кричат, отвечает тем же?

Нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

7. Может ли действовать под влиянием минуты?

да

да

да

нет

да

да

да

нет

8.Любит ли поговорить с незнакомым взрослым?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

9. Часто ли бывают подъемы и спады настроения в течении дня?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Да

10.Обидчив ли ребенок?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

11. Узок ли круг его общения?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

12.Получает ли удовольствие от детской компании?

да

да

да

да

да

да

да

да

13.Быстро ли надоедает ребенку однообразная работа?

нет

нет

нет

нет

да

нет

да

да

14.Долго ли переживает ребенок во время конфликта?

нет

нет

нет

да

нет

нет

да

нет

15. Тревожит ли ребенка иногда чувство вины?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

16. Легко ли ребенка задеть, если покритиковать за что - нибудь?

нет

нет

нет

да

нет

нет

нет

нет

17. Можно ли ребенка назвать нервным?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

18. Спокойно ли спит ребенок?

да

да

да

да

да

да

да

да

19. Можно ли его назвать находчивым?

нет

да

да

нет

нет

нет

нет

да

20. Обдумывает ли, прежде чем действовать?

нет

да

да

да

да

да

да

да

21. Думает ли ребенок, о страхах и ужасах, которые могли бы пройти?

да

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

22. бывает ли у него такое чувство, когда чего то хочется, но он не знает чего?

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

да

23.Любит ли играть в одиночестве?

да

нет

нет

нет

нет

нет

да

да

24. Чувствует ли себя неловко в новой нарядной одежде?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

25.Всегда ли чувствует себя уверенно?

нет

да

да

да

да

да

нет

да

26.Можно ли его назвать легкомысленным?

Нет

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

27.Проявляет ли инициативу. Когда находиться в обществе чужих детей?

нет

да

да

да

да

да

нет

да

28. Теряется ли у ребенка сон из з тревожных мыслей?

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

29. Любит ли ребенок мечтать?

да

да

да

да

да

да

да

да

Таблица 4

Описание методики «Диагностика свойств темперамента с помощью наблюдения».

Метод

наблюдение

Цель

Выявление особенностей свойств темперамента у детей

Материал

программа наблюдения за ребенком

Ход работы

Пронаблюдать за поведенческими реакциями ребенка в изо деятельности,. выявить основные свойства темперамента, ориентировочно отнести ребенка к тому или иному типу темперамента.

Оценка результатов

1.реактивность (сила непроизвольных действий)

2.Сензитивность 9 степень эмоциональной возбудимости)

3. Активность (сила волевых действий)

4. Тревожность (беспокойство)

5.Пластичность,регидность

6.Экстраверсия

7.Интраверсия

8. Психический темп

9. Резистентность психической деятельности

Приложение II

Протокол исследования №1

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ____

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Кирилл П_____

Самочувствие испытуемого ____отличное____

Таблица 2.1

Результат теппинг – теста 1

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

24

21

2-й

6-10

22

20

3-й

11-15

25

21

4-й

16-20

30

21

5-й

21-25

23

20

6-й

26-30

20

20

Рис 2.1

Тип нервной системы средне - слабый

Протокол исследования №2

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

_ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____РусланТ____

Самочувствие испытуемого ____отличное____

Таблица 2.2

Результат теппинг – теста 2

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

25

20

2-й

6-10

21

19

3-й

11-15

20

19

4-й

16-20

20

17

5-й

21-25

19

16

6-й

26-30

16

15

Рис.2.2

Слабый тип темперамента

Протокол исследования №3

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ___________ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Кирилл Р.____

Самочувствие испытуемого ____отличное____

Таблица 2.3

Результат теппинг – теста 3

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

23

20

2-й

6-10

20

20

3-й

11-15

18

18

4-й

16-20

18

16

5-й

21-25

17

16

6-й

26-30

16

15

Рис. 2.3

Слабый тип нервной системы

Протокол исследования №4

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ___________ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Данил Б,____

Самочувствие испытуемого ____отличное____

Таблица 2.4

Результат теппинг – теста 4

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

20

18

2-й

6-10

23

19

3-й

11-15

26

20

4-й

16-20

21

20

5-й

21-25

25

17

6-й

26-30

23

16

Рис. 2.4

Сильный тип нервной деятельности

Протокол исследования №5

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ___________ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Степа П.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.5

Результат теппинг – теста 5

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

23

20

2-й

6-10

22

19

3-й

11-15

24

20

4-й

16-20

24

21

5-й

21-25

23

20

6-й

26-30

22

19

Рис. 2.5

Тип темперамента средней силы

Протокол исследования №6

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ___________ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Вика В.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.6

Результат теппинг – теста 6

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

20

18

2-й

6-10

29

19

3-й

11-15

24

20

4-й

16-20

22

19

5-й

21-25

20

17

6-й

26-30

20

15

Рис.2.6

Сильный тип темперамента

Протокол исследования №7

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ___________ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Дима Ф.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.7

Результат теппинг – теста 7

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

24

19

2-й

6-10

23

16

3-й

11-15

21

15

4-й

16-20

20

15

5-й

21-25

20

12

6-й

26-30

17

11

Рис. 2.7

Слабый тип нервной системы

Протокол исследования №8

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка ___________ Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Родион Я..____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.8

Результат теппинг – теста 8

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

25

24

2-й

6-10

24

20

3-й

11-15

23

20

4-й

16-20

20

19

5-й

21-25

20

19

6-й

26-30

20

19

Рис.2.8

Слабый тип нервной системы

Протокол исследования №9

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Сережа М..____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.9

Результат теппинг – теста 9

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

23

20

2-й

6-10

23

20

3-й

11-15

21

19

4-й

16-20

23

20

5-й

21-25

22

21

6-й

26-30

22

20

Рис.2.9

Средне – слабый тип нервной системы

Протокол исследования №10

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Денис Ф..____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.10

Результат теппинг – теста 10

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

26

24

2-й

6-10

25

24

3-й

11-15

25

25

4-й

16-20

25

24

5-й

21-25

26

23

6-й

26-30

24

23

Рис.2.10

Средний тип нервной системы

Протокол исследования №11

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Саша Р.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.11

Результат теппинг – теста 11

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

23

20

2-й

6-10

25

22

3-й

11-15

26

23

4-й

16-20

27

23

5-й

21-25

29

24

6-й

26-30

29

24

Рис.2.11

Сильный тип нервной системы

Протокол исследования №12

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Саша К.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.12

Результат теппинг – теста 12

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

20

18

2-й

6-10

23

20

3-й

11-15

23

20

4-й

16-20

24

21

5-й

21-25

23

20

6-й

26-30

21

19

Рис.2.12

Сильный тип нервной системы

Протокол исследования №13

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Настя Р.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.13

Результат теппинг – теста 13

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

21

18

2-й

6-10

21

18

3-й

11-15

24

20

4-й

16-20

21

19

5-й

21-25

20

18

6-й

26-30

20

17

Рис.2.13

Сильный тип нервной системы

Протокол исследования №14

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Сеня Р..____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.14

Результат теппинг – теста 14

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

26

24

2-й

6-10

24

23

3-й

11-15

24

23

4-й

16-20

25

24

5-й

21-25

24

23

6-й

26-30

23

21

Рис.2.14

Средне – слабый тип нервной системы

Протокол исследования №15

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Леша К.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.15

Результат теппинг – теста 15

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

24

20

2-й

6-10

25

22

3-й

11-15

26

23

4-й

16-20

27

23

5-й

21-25

28

24

6-й

26-30

29

24

Рис.2.15

Сильный тип нервной системы

Протокол исследования №16

Задание ____ проставить точки в каждом квадрате бланка

Дата _______26._11.12___

Испытуемый ____Тимофей З.____

Самочувствие испытуемого ____отличное___

Таблица 2.16

Результат теппинг – теста 16

№ квадрата

Промежуток времени работы (ВС)

Количество проставленных точек

Правой рукой

Левой рукой

1-й

0-5

22

20

2-й

6-10

23

21

3-й

11-15

22

23

4-й

16-20

21

20

5-й

21-25

20

20

6-й

26-30

21

19

Рис.2.16

Сильный тип нервной системы

Рис.2.17

Обобщение результатов по выявлению типов нервной системы

Таблица 3

Обобщенные результаты опросного листа по выявлению психологических особенностей темперамента у детей старшего возраста

Группы детей

Св-ва

темперамента

Дети с нормой

речевого развития

 

Дети с нарушением речи

 
 

Абсол.

%

Абсол.

%

Экстраверсия

       

Высокий уровень

3

37,5

2

25

Средний уровень

5

62,5

1

12,5

Низкий уровень

0

0

5

62,5

Эмоциональность

       

Высокий уровень

3

37,5

1

12,5

Средний уровень

5

62,5

4

50

Низкий уровень

0

0

3

37,5

Тревожность

       

Высокий уровень

1

12,5

5

62,5

Низкий уровень

7

87,5

3

37,5

Таблица 4

Анализ результатов наблюдения за детьми с нарушением речи по сравнению с нормальным речевым

Показатели темперамента

Проявления у детей в изо деятельности

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с нарушением речи

Реактивность

У большинства детей отмечаются бурные реакции на предложении нарисовать автопортрет (хлопанье в ладоши, фразы типа «Ура, ну хоть что - то новенькое»). Отмечается высокая импульсивность у детей, почти все сразу приступили к рисунку не обдумав его.

У большинства детей с нарушением речи отмечается сдержанность, послушание. Им что говорят, то они и делают, при этом не задавая никаких вопросов. Перед тем как начать рисовать, очень долго думают, не знают с чего начать.

Сензитивность

У детей отмечается умеренная степень эмоциональной возбудимости. Дети спокойно занимаются рисунком, при этом большинство сердиться если что то не получается, комментируя свои ошибки, произнося такие фразы как «ну блин!», «я не умею», «опять не получилось».

У большинства детей с нарушением речи отмечаются нейтральные реакции как на успех, так и на свои ошибки. Дети предпочитают не комментировать свои действия, тихо рисовать, не привлекая к себе внимания.

Активность

У большинства детей отмечается заинтересованность в своей работе, отмечается решительность, упорство , ребенок четко рисует рисунок до конца, при этом отмечается целеустремленность, высокая работоспособность.

У детей с нарушением речи отмечается сниженный уровень активности , но в тоже время отмечается высокая работоспособность, заинтересованность, целеустремленность. Почти все дети при рисовании рисунка высовывали кончик языка. Это говорит о их старательности, увлеченности.

Тревожность

Ни у одного ребенка не отметился повышенный уровень тревожности.

У большинства детей с нарушением речи отмечается повышенный уровень тревожности, многие из них боятся, что у них не получится нарисовать пальцы на руках, или одежду.

Пластичность

Дети легко переключаются с одного вида работы на другой. Однако с трудом можно их переубедить. При этом если им предложить что то нарисовать, они не соглашаются, при этом комментируя свои действия (например «нет я не буду маму рисовать, она на работе и тд.)

У детей же с нарушением речи мы отметили сильную внушаемость. Не все, но большинство детей со все соглашаются, например «поменяй цвет», «нарисуй рядом маму», «»Заканчивай».

Экстраверсия

У детей отмечается высокий уровень общительности. Рисуя рисунки, они все задавали вопросы ( «а как вас зовут?», « а сколько вам лет?», « вы еще к нам придете?» Отмечаются такие качества, импульсивность, порывистость, высокая адаптивность.

-

Интроверсия

-

У детей же с нарушением отмечается низкий уровень общительности. В основном большинство детей предпочитает рисовать молча, не задавая лишних вопросов. Отмечаются такие качества, как замкнутость, изолированность, самостоятельность.

Психический темп ( темп движений)

У детей отмечается повышенная порывистость движений ( правда не у всех, у некоторых линии плавные, аккуратно прорисованные).Дети очень энергичны, богато жестикулируют, помогая себе таким образом рассказывать о своем рисунке.

Дети с нарушением речи предпочитают рисовать плавные, паутинные линии, часто используют штриховку, что говорит о повышенной утомляемости, наличии тревожности.

У детей отмечается высокая степень отвлекаемости.

Резистентность психической деятельности

У большинства детей отмечается медленная утомляемость

Дети с нарушением речи, так же показывают медленную утомляемость. Отмечается отсутствие сопротивления стрессу.

Таблица 4.1

Анализ результатов наблюдения по выявлению свойств темперамента у детей с нормальным речевым развитием

Сережа

Денис

Саша Р.

Саша К.

Настя К.

Сеня Р.

Леша К.

Тимофей К.

Реактивность

Сильно выражена

+

+

+

+

+

+

Слабо выражена

+

+

Сензитивность

Сильно выражена

+

+

+

+

+

Слабо выражена

+

+

+

Активность

Высокий уровень

+

+

+

+

+

+

Низкий уровень

+

+

Тревожность

Высокий уровень

Низкий уровень

+

+

+

+

+

+

+

+

Пластичность

Повышенная

+

+

+

+

+

+

+

+

Пониженная

Экстраверсия

Высокий уровень

+

+

+

+

+

+

Интроверсия

Высокий уровень

+

+

Психический темп

Быстрый

+

+

+

+

+

+

Медленный

+

+

Резистентность психической деятельности

Высокая

+

+

+

+

+

+

+

+

Низкая

Предполагаемый тип темперамента

Флегматик

Холерик

Сангвиник

Сангвиник

Сангвиник

Флегматик

Сангвиник

Сангвиник

Таблица 4.2

Анализ результатов наблюдения по выявлению свойств темперамента у детей с нарушением речи

Кирилл

Руслан

Кирилл

Данил

Степа

Вика

Дима

Родион

Реактивность

Сильно выражена

+

+

+

+

+

+

Слабо выражена

+

Сензитивность

Сильно выражена

+

+

+

+

+

+

+

Слабо выражена

+

Активность

Высокий уровень

+

+

Низкий уровень

+

+

+

+

+

+

Тревожность

Высокий уровень

+

+

+

+

+

Низкий уровень

+

+

+

Пластичность

Повышенная

+

+

+

+

+

+

+

+

Пониженная

Экстраверсия

Высокий уровень

+

+

Интроверсия

Высокий уровень

+

+

+

+

+

+

Психический темп

Быстрый

+

+

Медленный

+

+

+

+

+

+

Резистентность психической деятельности

Высокая

+

+

+

+

+

+

+

+

Низкая

Предполагаемый тип темперамента

Флегматик

Меланхолик

Меланхолик

Сангвиник

Меланхолик

Сангвиник

Меланхолик

Меланхолик

Таблица 4.3

Обобщение результатов по типам темперамента

Просмотров работы: 4777