ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Борисова А.В. 1, Пепик Л.А. 1
1Череповецкий Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профилактика социальной дезадаптации у младших школьников с нарушениями интеллекта является одним из направлений коррекционно-педагогической работы. Как известно нарушения психического развития у данной категории детей проявляются не только в недоразвитии интеллектуальной сферы, но и в патологии эмоциональной сферы,незрелости основных структурных компонентов личности, наличии разнообразных форм отклоняющегося поведения.

При проведении клинико-эпидемиологического исследования популяции умственно отсталых детей 8-14 лет, проживающих в крупном промышленном городе, нарушения поведения были выявлены в 31,1% случаев. Распространенностьданных нарушенийразлична в зависимости от степени снижения интеллекта: так, среди легко умственно отсталых детей и подростков 28,2% имеют нарушения поведения, среди умеренно умственно отсталых – 55,2%, а среди тяжело отсталых – 33,3% [2].

Как свидетельствуют исследования, к младшему подростковому возрасту процентное соотношение умственно отсталых лиц с нарушенным поведениемвозрастает. Появляется сексуальная расторможенность, пиромания, аутоагрессия, склонность к алкоголизации. Преобладающее нарушение – аффективная возбудимость, на втором месте уходы и бродяжничество, на третьем – агрессивно-садистические расстройства. Частота нарушений поведения у умственно отсталых детей, обучающихся в специальных учебных заведениях, может быть представлена следующими цифрами: побеги, бродяжничество – 72% случаев, агрессия – 50%, воровство – 43%, токсикомания, алкоголизация, наркотизация – 38%, непослушность, грубость – 43%, сексуальные девиации – 40%, участие в антисоциальных компаниях – 55%. Комбинация нескольких вариантов поведенческих нарушений обычно сочетается с более выраженными степенями недоразвития, с неврозологическими симптомами и экзогенией [4].

Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Культура поведения –неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе.

Под культурой поведения понимается совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя, с одной стороны, нравственные требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия человека. В культуре поведения проявляется единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Небрежность во внешнем виде, невнимательность, бестактность постепенно формирует соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому одной из основных задач развития личности и социализации ребенка является вооружение знаниями правил культурного поведения, формирование устойчивых привычек их выполнять.

Проблема формирования культурного поведения у детей на разных этапах онтогенеза нашла отражение во многих отечественных исследованиях (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, И.Н. Курочкина, Е.О.Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.). В качестве основных составляющих культуры поведения ребенка авторами выделяются: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. [1]

Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным и содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

Культурно-гигиенические навыки и привычки– не менее важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Изучение возрастных закономерностей культурно-нравственного воспитания детей указывает на то, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности в целом. Формирование культуры поведения на данном возрастном этапе должно осуществляться с учетом следующих компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. В исследовании O.A. Коряковцевой определено основное содержание данных компонентов для детей младшего школьного возраста:

когнитивный компонент составляют знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о законах общежития, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы и т.д.;

эмоциональный компонент характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности;

операционный компонент предполагает опыт культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников [3].

Анализ психолого-педагогических исследований показывает что, если дети с нормальным развитием постепенно усваивают принятые в обществе правила поведения и применяют их в различных жизненных ситуациях, то у детей с интеллектуальными нарушениями имеется целый ряд причин, препятствующих формированию нравственно-этических представлений, основ этической культуры. К ним, прежде всего, следует отнести низкую любознательность и слабую восприимчивость к новому, недостаточность мышления и других познавательных процессов, нарушения эмоциональной сферы и поведения. К числу неблагоприятных факторовтакже следует отнести низкий культурный уровень семей значительной части воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида, наличие отрицательного опыта внутрисемейных отношений, при котором ребенок достаточно рано сталкивается с негативными ценностями и образцами поведения.

Таким образом, достижения детей с интеллектуальной недостаточностью в социальном плане, успешность их последующей адаптации находятся в самой непосредственной зависимости от того, насколько эффективно используется воспитательный потенциал той среды, где они проводят основную часть времени, то есть среды коррекционного образовательного учреждения. Если школа не поможет приобрести необходимые привычки и навыки культурного поведения, самостоятельно дети не смогут восполнить этот пробел.

Библиографический список

1. Бархатова А. Воспитание культуры поведения //"Дошкольное воспитание"- 2006.- №11.

2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.

3. Коряковцева O.A. Теоретический аспект культуры поведения школьников // Актуальные проблемы современной науки и практики: сборник статей и материалов семинара молодых ученых и аспирантов / Под ред. Н.С. Александровой. — М.: Московский гуманитарный университет, 2002.- с. 94-97.

4. Крыжановская И. Л. Значение средовых факторов в формировании нарушений поведения у детей с легкой умственной отсталостью// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.

5. Шипицина Л.М., Исаев Е.С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы./ Российский государсвенный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Уллес, Великобритания,1992.

Просмотров работы: 2972