РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У РЕБЁНКА С ОНР. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У РЕБЁНКА С ОНР.

Дорофеева Н.Г. 1, Галактионова Г.М. 1
1ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"...Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои исток..."[1]. Поэтому проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекает все большее внимание исследователей у нас в стране и за рубежом, так как основы отношений человека к окружающей действительности и людям закладываются именно в этот период, в период дошкольного детства, который отечественные психологи считают периодом первоначального становления личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)[1].

Данные положения позволяют подчеркнуть, что на развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Ведь взаимодействие ребенка со сверстниками — это не только прекрасная возможность совместно познать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, вступают в межличностные отношения, которые являются своеобразной школой социальных отношений. Кроме того, в отношениях со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

Известно, что в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на него, то есть в общении. А основой общения является речь. Поэтому наличие общего недоразвития речи у детей приводит к нарушениям межличностных отношений, а это в свою очередь создает серьезные проблемы на пути их развития.

Следует отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет семья, в которой воспитывается ребёнок. Семья благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций и т. д.

Способы осуществления целенаправленного педагогического влияния родителей на формирование личности детей не отличаются от общих методов воспитания, хотя и имеют свои особенности. К наиболее ярким специфическим характеристикам методов воспитания детей в семье относятся, во-первых, более индивидуальный подбор способов влияния и, во-вторых, зависимость такого выбора от педагогической культуры родителей. Педагогическая культура родителей, куда входят представления о семейных и воспитательных ценностях и традициях, содержание и степень осознанности родительской роли, стилевые особенности детско-родительских отношений и др., отличается от педагогической культуры профессиональных педагогов большей вариативностью ее компонентов, эмоциональными приоритетами, субъективизмом, основанным на индивидуальном опыте, и преобладанием фрагментарности над системностью в осуществлении воспитательного воздействия. Выбор и применение методов семейного воспитания опирается на ряд общих условий: знание родителями своих детей, личный опыт родителей и их культура. Воспитание в семье имеет те же направления, что и общественное воспитание (нравственное, физическое, интеллектуальное, трудовое, эстетическое), но отличается большей спонтанностью, субъективизмом и эмоциональностью.

При формировании личности ребенка с отклонениями в развитии речи значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Н.Г.Морозова утверждает, что при правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удаленными от первичного дефекта.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э.Эриксон считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением. Поэтому важно исследовать не только детей, но и их семьи. Только при комплексном исследовании межличностных отношений ребёнка со сверстниками, а также в семье мы получим полную картину их развития[2].

Для исследования межличностных отношений в семьях, имеющих детей с ОНР, мы рекомендуем использовать следующие методики:

1) анализ личных дел детей, дневников наблюдения, таблиц эмоционально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития;

2) изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учебной деятельности);

3) беседы с учителями и воспитателями;

  1. наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей

  2. Проективные методики (методика Рене-Жиля, кинетический рисунок семь, ЦТО и и др.)

  3. Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл)

  4. Методика «Фильм-тест» Р. Жиля

  5. Нарративное интервью

Семья является живой системой, которая имеет свою структуру, выполняет определенные функции и влияет на развитие межличностных отношений ребёнка с окружающими.

Литература:

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2001.

  2. Баженова О.В., Морозова Е.И. Практикум по патопсихологии. – М., 1987.

  3. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998

  4. Иванова Н.В., Денисова О.А., Виноградова М.А., Леханова О.Л. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования родителей в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ: учебное пособие. - Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ,2012.

  5. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – М.:Речь, 2005.-240 с.

Просмотров работы: 2880