РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Производство представляет собой процесс создания товаров и услуг, т.е. является основой любого бизнеса. В ходе производственного процесса посредством переработки ресурсов создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами. При этом в ходе преобразования ресурсов в продукт должна создаваться добавленная стоимость, которая показывает разницу между стоимостью вложений и стоимостью или ценой конечного продукта. Естественно, что чем выше образующаяся в процессе производства добавленная стоимость, тем выше прибыльность организации, тем больше возможностей для её роста и развития.

Процесс преобразования ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все виды ресурсов – капитал, материалы, технологии, людей и информацию, для получения конечного результата. Поэтому говоря о производстве, мы будем подразумевать все его возможные варианты.

Определение наиболее эффективной организации производства и регулирование производственного процесса от самого начала до получения конечного продукта и его реализации относится к сфере управления производством. Майкл Мескон определяет управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Любой организации, даже самой маленькой, необходимо заниматься управлением. Для того чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха в бизнесе, необходимо организовать высокоэффективное производство. Поэтому задача менеджера заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать, оценить, принять ряд важных стратегических решений, от которых зависит уровень организации производства [1]. Основополагающими решениями при создании предприятия будут способ организации процесса производства, размер предприятия, способ организации рабочей силы, технология и место расположения предприятия. Однако решением этих вопросов управленческая деятельность не заканчивается. Повседневная деятельность компании также требует постоянного руководства – от постановки задач до осуществления контроля за их выполнением и оценки результатов.

Основной обязанностью любого менеджера является принятие решения. Процесс управления производством на любой стадии развития организации можно подразделить на три функциональных процесса: сбор информации (учет), анализ собранных данных и принятие решений на основании анализа (планирование) [2]. Для принятия оптимального решения необходимо наиболее полно изучить состояние объекта (организации производства) и внешних факторов. Следовательно, для эффективного управления производством большое значение имеют своевременность, достоверность и полнота информации.

В своей деятельности руководитель анализирует полученную информацию, строит модели развития ситуации, прогнозирует, определяет перспективные направления деятельности, выделяет приоритеты.

По мере роста организации приходится координировать деятельность все большего количества людей, управление занимает все больше времени, поэтому задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда [3]. Под вертикальным разделением труда понимается разделение координирования действий от самих действий. Работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Управление производством осуществляют руководители предприятия и его структурных подразделений (цехов, бригад, отделов, филиалов и т.д.), но независимо от отрасли производства, от уровня руководителя в работе всех управленцев прослеживаются общие аспекты. Исследования показывают, что управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от неуправленческой. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего звена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда», что в повседневной работе руководителю приходится решать всегда разные задачи, потому как абсолютно одинаковых условий не существует [3]. Принимая решения и распределяя задания, руководитель должен учитывать не только внешние факторы и внутренние ресурсы, но также характер и способности своих подчиненных. В каждом случае, руководитель производства координирует использование ресурсов через процесс управления, планирования, организации, подбора кадров, контроля за производством.

Кроме того общими чертами любой управленческой работы также являются роль руководителя и стиль руководства. Роль руководителя – определенные поведенческие правила, обусловленные должностью, занимаемой менеджером в организации, её уровнем в горизонтальной структуре управления, полномочиями. При этом роль руководителя – это статические условия, которые не зависят от личности менеджера, в отличие от стиля руководства, который управленец может выбирать сам. В содержании стиля руководства синтезированы различные методы управления, средства воздействия на поступки и поведение людей, этические правила. В нем соединены профессионализм и опыт руководителя, его понимание стратегии управления и способность к самостоятельному решению задач, умение работать с людьми. Поэтому стиль руководства можно определить как привычную меру поведения руководителя по отношению к подчиненным, способность оказывать влияние на их деятельность и побудить к достижению цели организации[4].

В зависимости от порядка принятия управленческих решений и способа взаимодействия с подчиненными выделяют следующие стили руководства: авторитарный и демократический, бюрократический и либеральный. Авторитарный стиль руководства подразумевает жесткую централизацию управления, тотальный контроль не столько за результатом, сколько за четкостью исполнения приказов, при этом исключается возможность инициативы и творчества для коллектива исполнителей. Демократический стиль напротив широко использует активность исполнителей, при этом руководитель играет направляющую роль, предлагая подчиненным открытые формы обсуждения принимаемых решений. Промежуточное положение между авторитарным и демократическим стилем занимает бюрократический стиль управления. Бюрократический стиль при централизации принятия решений старается принимать во внимание и мнение подчиненных, однако часто такой «демократизм» носит формальный характер, для соблюдения установленной процедуры. Либеральный же стиль напротив не признает никаких специальных процедур, руководитель обозначает задачу, вариант решения которой, исполнитель выбирает самостоятельно. По сути, исполнителю предоставляется неограниченная свобода в принятии управленческих решений. Однако такой стиль управления возможен только в команде высокоотвественных профессионалов, поэтому в большинстве организаций не может быть применим. Выбирая стиль управления, руководитель должен учитывать как свои личные качества и предпочтения, так и характер, и профессионализм подчиненных.

Сегодня сложно переоценить значение управления производством. В настоящее время действует ряд факторов, очень существенных для развития бизнеса, поскольку они оказывают сильнейшее влияние на планирование производства и систему принятия решений. Многие из этих факторов связаны с понятием конкуренции, в особенности с иностранной. Уровень развития общества, экономики, технологий требует изменений и в процессе управления производством. Тот руководитель, который успевает оперативно и грамотно реагировать на происходящие изменения является более успешным. Современный руководитель должен легко ориентироваться в большом количестве информации как экономической, так и специальной, знать сильные и слабые стороны своей организации, учитывать развитие технологий, искать новые способы для улучшения работы компании – разрабатывать стратегию производства, сокращении времени выполнения различных производственных задач, чтобы повысить конкурентоспособность. Для организации эффективной деятельности компании необходимо быстро подстраиваться под изменяющиеся условия рынка.

Все больше и больше компаний опускают ответственность за принятие решений и разрешение производственных проблем на нижние уровни организационной структуры. Причины такой тенденции – в признании компетентности рабочего в вопросах производственного процесса и его способности внести вклад в совершенствование системы производства. Руководители стали осознавать ценность не просто отдельно взятого специалиста, а хорошо слаженной команды профессионалов. Управление персоналом встало в один ряд с управлением непосредственным производством. Все большее внимание стало уделяться корпоративной культуре. Каждый человек обладает правом свободно использовать свой труд, выбирать наиболее выгодные условия его применения. Экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так: "В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция." [5].

Таким образом, управление производством является важнейшей составляющей успешного предприятия, поскольку отвечает за планирование и координацию использования ресурсов предприятия в процессе преобразования вложений в конечный продукт.

Библиографический список

  1. Максимцова М.М., Горфинкеля В.Я.. МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА. М.: Вузовский учебник. - 269 с., 2007 г. — ISBN 978-5-9558-0016-5.

  2. Алексеев А.А. Технология и организация сельского строительства. – М.:«Стройиздат», 1983 г. [электронный ресурс]. – режим доступа: http://catalog.orenlib.ru/cgi/irbis64r_01/cgiirbis_64

  3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. – Основы менеджмента - Перевод с английского. Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И.Евенко. Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации - Москва: Издательство "Дело", 1997. - 704 с.

  4. Казанник А.И. – Научная организация управленческого труда в государственных и муниципальных учреждениях России. – Омск: ОАО «Омский дом печати», 2004. – 400 с. С. 147.

  5. Поршнев А.Г., Ефремов В.С. Менеджер 21-го века: кто он? – Менеджмент в России и за рубежом. - № 4- 1998 г.

Просмотров работы: 4893