СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс — наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случаев возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. Нынешние методики управления и оценки факторов финансовой устойчивости промышленных предприятий не учитывают отраслевую специфику конкретного бизнеса, а также нюансы жизненного цикла нововведений, внедряемых субъектом хозяйствования. Необходимость в методическом обеспечении устойчивого развития предприятий промышленного комплекса определяется все более важной на фоне посткризисной стабилизации, которая отражается в увеличении объемов промышленного производства при одновременном снижении объема инвестиционных расходов. Это характеризуется инфляционными рисками, выявлением низкого качества ресурсного потенциала хозяйствующих субъектов.

Этапы формирования стратегии устойчивого развития предприятия

Стратегия развития предприятия промышленного комплекса предназначена как совокупность целевых установок, благодаря которым формируется миссия (то что движет предприятие для достижения цели); стратегическая концепция развития (концепция стратегического наступления, соответствующая уровню турбулентности внешней среды); цели (производственная, маркетинговая (рыночная), инновационная, финансовая устойчивость) и механизмы их реализации (базисные и функциональные стратегии), что в условиях реализации потенциала множественности траекторий движения рынка позволяет разработать систему управления поступательной динамикой субъекта хозяйствования, которая направлена на снижение изменчивости, амбивалентности, пороговых и эмерджентных эффектов, определяющих нелинейность магистрали движения и неизбежность кризисов, обеспечивает формирование положительных синергетических эффектов.

Процесс формирования стратегии стабильного развития промышленного предприятия характеризуется тремя фазами:

– анализ стратегии;

– разработка стратегического плана;

– управление стратегическими задачами (проектами).

Стратегический анализ предполагает SWOT-анализ региональной экономики, позволяет показать и формировать факторы внешней среды (политические (P), экономические (Е), социальные (S), технологические (Т), факторы рыночного окружения (М)), ощутимо действующие на стратегию развития. [2]

Производственная и инновационная стратегии

Производственная стратегия – это свод правил, которые используют промышленные предприятия при принятии решений по приобретению и использованию факторов производства в процессе производства и реализации продукции.

Производственная стратегия при большом уровне производственной устойчивости может повлиять на повышение независимости от поставщиков; увеличение уровня обновления основных фондов; использование нового оборудования и современных технологических процессов; сбор и анализ информации о потенциальных потребителях продукции; увеличение ассортимента продукции из за требований рынка; снижение издержек производства; увеличение качества продукции; доступность послепродажного сервисного обслуживания и ремонта продукции; уменьшение отходов, брака; при низком коэффициенте производственной устойчивости – повышение эффективности применяемых технологий благодаря уменьшения времени реализации бизнес-процессов, внесение технологических нововведений; усовершенствование устаревшего работающего оборудования; исследование автоматизированного контроля запасов и внутрипроизводственного оборота вещей; увеличение эффективности использования собственного оборудования; внесение системы повышенного уровня контроля качества.

Инновационная стратегия – это свод правил, которыми руководствуется промышленные предприятия при принятии решений касающихся реализации процессных и продуктовых нововведений.

Инновационная стратегия при высоком коэффициенте инновационной устойчивости вносит в себя совершенствование ранее исследованных продуктов и технологии; внедрение, освоение и использование новых продуктов и процессов; увеличение качественного уровня технико-технологической базы производства; повышение качественного уровня НИОКР; реализация конкурентных преимуществ инновационного продукта на внутреннем и внешнем рынках, при низком коэффициенте инновационной устойчивости – повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала; совершенствование организации и управления инновационной деятельностью; рациональное использование ресурсной базы; активизацию соотношения «затраты/результат» в инновационном процессе; примыкание к узким отделам рынка путем изготовления новой или усовершенствованной продукции с необычными характеристиками. [1]

Финансовая и маркетинговая стратегии

Характеристика типов стратегий основывается на структурировании факторов устойчивого развития предприятия. К важным стратегиям устойчивого развития относятся стратегия лидера, стратегия нововведения, стратегия улучшения финансовой устойчивости, стратегия выхода из кризисного состояния. К функциональным стратегиям относятся: финансовая, маркетинговая, производственная и инновационная.

Финансовая стратегия – это набор правил, осуществление которых позволяет обрести независимость от внешних источников финансирования и высокую платежеспособность предприятий.

Финансовая стратегия при высоком уровне финансовой устойчивости предлагает мероприятия, поставленные на повышение инвестиционной привлекательности предприятия; привлечение новых фирм; применение лизинговых схем, снижение дебиторской задолженности на основании диверсификации бизнеса;; оптимизация отношений с акционерами, что может позволить получение прибыли в долгосрочном периоде; увеличение эффективности пользования капитала предприяятия; повышение доли собственных средств в общей величине оборотных средств; при низком коэффициенте финансовой устойчивости – снижение запасов и затрат (реализация неиспользуемого и устаревшего оборудования, материалов); снижение величины кредиторской задолженности; использование возможности получения льготных кредитов, усовершенствование налогового планирования; увеличение эффективности контроля за издержками с целью их снижения.

Маркетинговая стратегия – это свод правил, которыми основываются экономические предприниматели при определении субъектного состава и направлений развития инфраструктуры рынка, при соглосвагнии решений относительно определения номенклатуры конечных товаров и услуг. Маркетинговая стратегия при достаточном коэффициенте рыночной устойчивости может предложить сбор необходимой информации о состоянии рынка, определение необходимости потенциальных покупателей; совокупное изучение рынка и приспособление производства к его требованиям; усовершенствование мероприятий по содействию товара на рынок, определение рекламной позиции предприятия; подготовку мероприятий по увеличению социального имиджа предприятия; увеличение репутации и качества выпускаемой продукции; повышение удерживаемой доли рынка; при низком коэффициенте рыночной устойчивости – распространение номенклатуры производимых товаров и услуг; поиск новых мест распространения продукции; проведение гибкой ценовой политики; усовершенствование процедур установления обратной связи с рынком, исследование общественного мнения о развитии новых продуктов потребления, услуг; сервисное обслуживание и отслеживание проданного товара.

Таким образом проведенные исследования делают возможным выбор стратегии устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, позволяющей сократить негативное влияние производственных и инвестиционных рисков. [1]

Библеографический список1.Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Градова. – СПб.: Специальная литература, 1996.2. Эткинсон Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры / Пер с англ. под ред. профессра Ю.А. Цыпкина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.3. Якупова Н.М. Стратегическое управление стоимостью предприятия / Казань: Издательство КГТУ, 2003.

Просмотров работы: 3689