Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение кризиса, а также эффективное его преодоление. Современный менеджер должен быть постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров [3].
Усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нормально функционировать не может [1].
Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях [1].
Глубина кризиса, скорость преодоления переломов во многом определяются уровнем антикризисного управления – методами смягчения, предотвращения кризисных ситуаций, стабилизации экономических процессов. Последствиями кризиса могут быть оздоровление социально –экономической системы, ее обновление. В то же время обнаружение признаков кризиса на поздних стадиях, неэффективное антикризисное управление могут привести к разрушению систему, возникновению новых кризисов, наслаивание одного кризиса на другой. Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования. В периоды подъема регулирование может сводиться преимущественно к фискальным функциям. В кризисной ситуации нужна законодательная помощь и финансовая поддержка. Целю антикризисного государственного финансового регулирования является формулировка, выявления и помощь тем предприятиям, которые возможно вылечить, и эффективное проведение банкротство тех, кого вылечить нельзя [5].
Государство проводит различные антикризисные реформы, они направлены на:
-преодоление убыточности предприятий;
-создание высокоразвитой конкурентной экономики;
-осуществление структурной перестройки экономики;
-обеспечение социальной защиты и увеличения уровня жизни;
-увеличение устойчивости финансово-банковской системы;
-укрепление положения страны в международном сообществе;
-переобучение на всех уровнях правления для адаптации к рыночным условиям [2].
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики в кризисных ситуациях.
Традиционно такими мерами выступают методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.
Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они: - не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации; - базируются на силе и авторитете государственной власти; - включают меры запрещения, разрешения и принуждения.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов: - государственного экономического прогнозирования; - государственного экономического программирования; - бюджетно - налоговой системы; - денежно - кредитной политики; - валютной политики; - таможенной политики [5].
Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия [6].
Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей - на его ликвидацию [4].
Библиографический список
1. Абалкин Л.И. К цели через кризис / Л.И. Абалкин.- М.: Луч, 2009.-223 с.
2. Коротков Э.М. Антикризисное управление / Э.М.Коротков.- М.:ИНФРА-М, 2009.- 432с.
3. Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту / М.Л.Шаккум.- М.: Глобус, 2009.-234 с.
4. Згонник Л.В. Учебник. Антикризисное управление / Л.В.Згонник .-М.: Дашков и К, 2010.-314 с.
5. Государственное регулирование кризисных ситуаций [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-online.com/125/357.html (дата обращения 15.12.2014)
6. Государственное регулирование кризисных ситуаций [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik-online.com/125/50.html (дата обращения 15.12.2014)