ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО "ЧЕРНОГЛАЗОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР" ТАВРИЧЕСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ОАО "ЧЕРНОГЛАЗОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР" ТАВРИЧЕСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Гусакова Я.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Доход или прибыль предприятия является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов их производственно-коммерческой деятельности. Поэтому увеличение прибыли или доходов предприятий агропромышленного комплекса является определяющей целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятия на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов. Разработанный на предприятии годовой план доходов должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина которой покрывает все годовые расходы на производственную и социальную деятельность [1].

Рассмотрим планирование прибыли на примере ОАО «Черноглазовский элеватор» Таврического района Омской области. Предприятие занимает ведущее место среди заготовительных элеваторов южной зоны области. Основными видами деятельности являются приёмка и заготовка зерна, оказание услуг товаропроизводителям и отправителям зерна по хранению, подработке, сушке и его очистке, заготовка зерна для мельниц, подготовка помольных партий, отгрузка зерна.

В процессе планирования необходимо изучить динамику прибыли, долходов, затрат и рентабельности предприятия.

Таблица 1 – Динамика финансовых результатов деятельности ОАО

«Черноглазовский элеватор»

Показатель, тыс. руб.

2011 год

2012 год

2013 год

Отноше-ние в % 2013 г. к 2011 г.

Отклонение 2013 г. к 2011 г., +/-

Выручка

120389

232109

133754

111,1

+13365

Себестоимость продаж

53471

164084

61305

114,7

+7834

Валовая прибыль

66918

68025

72449

108,3

+5531

Коммерческие расходы

52066

54436

57836

111,1

+5770

Управленческие расходы

5438

5944

10634

195,5

+5196

Прибыль от продаж

9414

7645

3979

42,3

-5435

Проценты к получению

958

749

4745

495,3

+3787

Проценты к уплате

9079

7492

9121

100,5

+42

Прочие доходы

1473

1250

17652

1198,4

+16179

Прочие расходы

1332

1315

14522

1090,2

+13190

Прибыль до налогообложения

1434

837

2733

190,6

+1299

Налог на прибыль

266

184

2108

792,5

+1842

Чистая прибыль

1168

653

625

53,5

-543

За анализируемый период произошло увеличение выручки предприятия на 11,1% или на 13365 тыс. руб. (таблица 1). Но также произошёл рост себестоимости продаж на 14,7% или на 7834 тыс. руб. Чистая прибыль снизилась на 46,5%и составила 625 тыс. руб.. Налог на прибыль повысился на 1842 тыс. руб. Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод о том, что в целом наблюдается отрицательная тенденция финансовой деятельности предприятия. Эффективность основной деятельности предприятия понизилась под влиянием опережающего темпа увеличения себестоимости продаж по отношению к темпу роста выручки.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность работы предприятия.

Таблица 2 – Показатели рентабельности ОАО «Черноглазовский элеватор», %

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

Отношение 2013 г. к 2011 г., в процентных пунктах

Рентабельность продаж

0,97

0,28

0,47

-0,5

Рентабельность затрат

2,18

0,39

1,02

-1,16

Рентабельность собственного капитала

2,34

1,29

1,21

-1,13

Рентабельность основных производственных фондов

2,57

1,64

1,55

-1,02

Рентабельность всех активов

0,78

0,59

0,39

-0,39

Все показатели рентабельности имеют невысокие значения, что говорит о соответствующей эффективности финансовой деятельности предприятия. Рентабельность продаж в 2013 году составила 0,47%. После уплаты всех налогов и процентов, в каждом заработанном рубле осталось лишь 0,47% прибыли. Рентабельность затрат за весь период уменьшилась на 1,16 п.п., что означает снижение прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию. Таким образом, наблюдается отрицательная тенденция, в основном происходит снижение показателей из года в год.

ОАО «Черноглазовский элеватор» в 2014 году планирует произвести приёмку зерна на 9000 тонн больше (на 8%), чем в 2013 году, а себестоимость планируется уменьшить примерно на 2786 тыс. руб. (на 4%), исходя из этого были произведено обоснование производственного плана элеватора.

Таблица 3 – План доходов и затрат ОАО «Черноглазовский элеватор» на 2015 г.

Показатель

Планируемое значение, тыс. руб.

Валовой операционный доход

233088

Совокупные операционные затраты

222966

Переменные операционные затраты

151009

Постоянные операционные затраты

10895

Сумма налоговых платежей, упла­чиваемых за счет дохода

5023

Сумма налоговых платежей, упла­чиваемых за счет прибыли

3954

Целевая сумма чистой операционной прибы­ли

5178

Сумма поступления денежных средств по операционной деятельности

259755

Сумма расходования денежных средств по операционной деятельности

240296

Сумма амортизационных отчислений

56

Сумма уплаты процентов за кредит

17481

Так, как на предприятии уже сформированы планы доходов и затрат, проведём планирование формирования прибыли на 2015 год методом прямого счета, методом целевого формирования и методом прогнозирования денежных потоков. Сущность метода прямого счета о в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Основой метода целевого формирования прибыли является предварительное определение потребности в собствен­ных финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия. Сум­марная потребность в средствах, формируемых за счет чистой операционной прибыли, представляет собой це­левую ее сумму. На основе целевой суммы чистой операционной прибыли определяются це­левые суммы соответственно валовой и маржинальной прибыли. Основу метода прогнозирования денежного потока составляет разработанный на предприятии текущий план поступления и расходова­ния денежных средств в операционной деятельности предприятия [2].

На основе проведённых расчётов планирования прибыли, оценим эффективность полученных результатов.

Таблица 4 – Сравнение фактических и плановых показателей прибыли ОАО

«Черноглазовский элеватор», тыс. руб.

Показатель, тыс. руб.

Фактическое значение, 2013г.

Плановое значение,

2015 г.

Отношение 2015 г. к 2013 г.,%

Отклонение 2015 г. к 2013 г., +/-

Маржинальная операционная прибыль (методом прямого счёта)

72449

77056

106

+4607

Валовая операционная прибыль (методом прямого счёта)

3979

5099

128

+1120

Чистая операционная прибыль (методом прямого счёта)

625

1145

183

+520

Валовая операционная прибыль (методом целевого формирования)

3979

6473

163

+2494

Маржинальная операционная прибыль (методом целевого формирования)

72449

80023

110

+7574

Чистая операционная прибыль (методом прогнозирования денежного потока)

625

1922

308

+1297

В 2015 году по плану намечено увеличение всех видов прибыли на предприятии, рассчитанных разными методами. Наибольший результат маржинальной и валовой операционной прибыли можно получить на основе метода целевого формирования. Наибольшее значение чистой прибыли получится методом прогнозирования денежного потока. Таким образом, следует применять на предприятии метод целевого формирования прибыли или метод прогнозирования денежного потока. В перспективе намечено повышение эффективности работы предприятия путём увеличения объёмов приёмки зерна и снижения себестоимости.

Рассмотрим, как примерно могут повлиять плановые значения показателей прибыли на разные виды рентабельности. Возьмём значение планируемой чистой прибыли, рассчитанное на основе метода прямого счёта, так как данный метод наиболее подходящий для предприятия. Значения остальных данных для расчёта показателей рентабельности, берутся на уровне фактического года, так как предприятие не составляет план активов и капитала [3].

Таблица 5 – Влияние значений плановых показателей прибыли на

рентабельность ОАО «Черноглазовский элеватор», %

Показатель

Фактическое значение, 2013 г.

Плановое значение,

2015 г.

Отношение 2015 г. к 2013 г., в процентных пунктах

Рентабельность продаж

0,47

0,86

+0,39

Рентабельность затрат

1,02

1,87

+0,85

Рентабельность собственного капитала

1,21

2,2

+0,99

Рентабельность основных производственных фондов

1,55

2,8

+1,25

Рентабельность всех активов

0,39

0,73

+0,34

Плановые значения показателей прибыли могут заметно повлиять на уровень рентабельности предприятия. Все виды рентабельности могут возрасти примерно на 80%, что говорит о повышении эффективности финансовой деятельности предприятия. Увеличение рентабельности продаж на 0,39 п.п. означает повышение суммы чистой прибыли с рубля продаж. Повышение рентабельности собственного капитала на 0,99 п.п. означает увеличение отдачи чистой прибыли с рубля, вложенного в собственный капитал. Увеличение рентабельности всех активов на 0,34 п.п. означает, что на каждый вложенный в активы рубль предприятие получит больше прибыли, чем в предыдущем году.

Положительные темпы роста по показателям свидетельствуют об эффективности планового варианта. Основными источниками увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности могут являться:

- увеличение объёмов приёмки, сушки и хранения зерна;

- снижение себестоимости производимых услуг;

- повышение качества зерна;

- повышение скорости движения оборотных средств;

- применение современного механизированного и автоматизированного оборудования.

Также необходимо снизить расходы предприятия следующими способами:

- внедрить ресурсосберегающие технологии;

- сократить управленческие и прочие расходы;

- сдавать в аренду или продать неиспользованный транспорт и оборудование.

Библиографический список

1. Бухалков М. И. Планирование на предприятии. Учебник / М. И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

2. Ильин А. И. Планирование на предприятии. Учебное пособие / А. И. Ильин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 668 с.

3. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии. Учебник / В. А. Горемыкин. – М.: Высшее образование, 2009. – 634 с.

4. Казакова Е.В. Повышение экономической устойчивости сельскохозяйственной артели (колхоза) «Родная Долина» Москаленского района Омской области // Студент и аграрная наука: материалы восьмого университетского конкурса на лучшую работу. – Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012. - С. 102 -105.

Просмотров работы: 4282