Рисунок 1 – Кинематическая схема паровой машины Уатта
В 2011году автором настоящей статьи был разработан метод коррекции подвижности плоских кинематический цепей, который был применен к параллелограмму Уатта. После введения дополнительного звена СВ и кинематической пары пятого класса В (рис. 2) подвижность системs стала равной единице.
Рисунок 2 – Кинематическая схема полного параллелограмма Уатта с дополнительным шатуном
Такой исправленный механизм был заявлен в 2013 году в Роспатент под названием «Полный параллелограмм Уатта с дополнительным шатуном». В 2014 году по предложенной схеме был выдан патент на изобретение [2].
Проведем кинематический анализ полного параллелограмма Уатта с дополнительным шатуном графо-аналитическим методом, т.е. построим план скоростей (рис. 3), задавшись движением кривошипа ОЗН,(VН). При этом скорость точки G (VG) относительно неподвижной стойки О2 определится из уравнений,
Рисунок 3 – План скоростей
Скорости точек F и E определятся по свойству подобия , т.е. они перпендикулярны О2G и равны .
Далее становится возможным найти скорости точек D,CиB.
Таким образом, усовершенствованный полный параллелограмм Уатта имеет вполне корректное кинематическое разрешение. Решение этой задачи от поршня А к кривошипу ОЗН оказывается более сложным, однако оно существует, т.к. имеется доказательство обратного решения от ОЗН.
Библиографический список
Конфедератов И.Я. Джемс Уатт-изобретатель паровой машины – М.: Изд-во «Наука», 1969. с. 162-182.
Патент №2532109 РФ, МПК F16H 21/34. Полный параллелограмм Уатта с дополнительным шатуном Дворников Л.Т., Ковалёва М.П. – №2013105983; приоритет от 12.02.2013; опубл. 3.09.2014, Бюл. №30