ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ИС - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ИС

Бородавченко Д.В. 1, Абрамова О.Ф. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Интерфейс - это одна из главных составляющих успешного продукта, именно то, насколько она будет понятна и комфортна для пользователя, будет определять всю дальнейшую судьбу проекта.

При проектировании интерфейса перед программистом встает ряд целей, связанных с повышением восприятия и эффективности программного продукта. Разработчики также должны брать во внимание сферу профессиональной деятельность пользователя, особенности его цвето восприятия, основанное на социально-культурной и религиозной принадлежности. Ведь всем известно, что в каждой религии символическое значение одного и того же цвета может трактоваться по-разному и это также отражается на отношении к нему.

При разработке необходимо обращать внимание на физические характеристики выводимых на экране изображений, а именно цветовой тон, контраст и яркость, цветовой баланс,насыщенность и размер объектов. Кроме этого программисту необходимо знать психологические особенности зрительного восприятия (феномены цветового зрения, запоминания информации по цвету и факторы привлечения внимания). Другими словами интерфейс должен быть не только прост и информативен, но и задавать определенный эмоциональный настрой пользователю.

Главной задачей создания такого интерфейса является то, что необходимо максимально эффективно отобразить информацию, структурировать отображение на экране так, чтобы внимание пользователя было привлечено к наиболее важным единицам информации. Необходимо свести к минимуму общую информацию и отобразить только то, что является главным для пользователя. Вся информация может быть сгруппирована и упорядочена. Это достигается путем использование кадров(информационных блоков).

Количество информации, отражаемой на экране, называют экранной плотностью. Согласно исследованиям: чем меньше экранная плотность, тем информация более доступна и легка для восприятия и понимания пользователем. И наоборот, если экранная плотность большая, то это вызывает некоторые трудности в понимании и усвоении информации. Стоит отметить, что опытные пользователи предпочитают интерфейсы с большой экранной плотностью. По сути, во время проектирования веб-систем или интерфейсов информационных систем работа программиста сходна с работой разработчиков рекламы. Однако это только видимость, на самом же деле в рекламе пользователь выступает пассивным наблюдателем, в то время как, используя программный продукт, он может многое изменить и подстроить под себя. Разработчик заинтересован в том, чтобы создать продукт, наиболее удобный и понятный пользователю, а также предусматривает возможность подстроить интерфейс для каждого пользователя самостоятельно. В результате сокращается время работы с программным продуктом, что немаловажно для профессионалов, чья деятельность во многом связана с работой на компьютере.

Одной из главных проблем, стоящих перед разработчиком во время проектирования, является цвет, на фоне которого отображается информация.

Цвет - мощный визуализатор, способный как улучшить интерфейс, сделать его более интересным для пользователя, так и полностью уничтожить заинтересованность пользователя в просмотре информации. Цветовая гамма страницы дает возможность выделять наиважнейшие части страницы, а именно навигационные элементы, блоки и т.д. Цвета также могут показать назначение сайта или программного продукта, их цели. Умения правильно работать с цветами является главным атрибутом в любой сфере разработки, будь то веб-дизайн или разработка ПО. Умение работать с цветом позволяет правильно задать атмосферу, вызвать некий интерес к ИС, и создать определенный эмоциональный настрой и желание работать с данным продуктом. Существует множество различных концепций выбора цветовой гармонии, но самой простой и эффективной является цветовой круг Иттена, который, в свою очередь, делится на теплую и холодную половины:

  • тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки;

  • холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.

Именно при помощи цветового круга Иттена можно подбирать наиболее удачные сочетания цветов. Для этого сформировано шесть видов цветовой гармонии, т.н цветовые модели[1]:

  • Монохромные цвета - за основу берется один цвет но в различных вариациях его насыщенности и прозрачности.

  • Близкие цвета - цвета,находящиеся рядом на цветовом круге.

  • Комплементарные - цвета, которые расположены строго друг напротив друга.

  • Близкие и комплементарный - противоположные цвета например А и Б. У Б выделяются соседи Б(л) слева и Б(п) справа.

  • Сдвоенные комплементарные - ищем комплементарные (противоположные) цвета для Б(п) и Б(л).

  • Триадные цвета - расположены через три сектора, обычно контрастные цвета сложно сочетаются, хотя, чистом виде, смотрятся весьма эффектно в кардинально разных пропорциях.

В случае наличия чистого белого или чистого черного в цветовом представлении основных шести гармоний, усиливает контраст, что приведет к очень «живому» интерфейсу, если не переборщить с площадью покрытия цветов, иначе чрезмерная активность цвета будет раздражать[1]. Большинство современных ИС, особенно отечественные, оформлены бледно и больше напоминают газету: белая страница, черный или серый шрифт. Другие, наоборот, переполнены множеством различных цветовых оттенков, что в свою очередь вызывает рассеяние внимания, утомление и раздражение пользователя. Самое главное - удостовериться, что цветовая схема дизайна интерфейся действительно будет усиливать его содержание. И также она должна соответствовать целевой аудитории. Так, например, для подростковой аудитории лучше использовать темный фон и светлый текст, а для аудитории людей, работающих в учреждениях,т.е. офисных работников, следует использовать светлый фон и темный текст. Также существуют некоторые принципы использования цвета, которыми необходимо руководствоваться при разработке интерфейса[2]:

  • необходимость ограничение числа цветов на экране до четырех;

  • для менее активных элементов нужно использовать бледные цвета;

  • для привлечения внимания наиболее эффективными цветами являются белый,желтый, красный;

  • для разделения данных необходимо выбирать цвета из различных частей спектра(красный/зеленый, синий/желтый).

Также разработчики должны учитывать соотношение цвета фона и текста[2].

Наиболее используемыми при дизайне интерфейса являются, по большей части, естественные цвета, т.е. цвета окружающих нас объектов. Они способны вызывать у пользователя определенный эмоциональный настрой. У естественных цветов можно выделить несколько способностей[3] :

  • способность выделяться- помогая создать более запоминающийся интерфейс;

  • способность направлять-позволяя пользователю сосредоточится на взаимодейсвтии с элементами интерфейся;

  • способность увлекать- делая расположение элементов более удобным и привлекательным;

  • способность вдохновлять- предлагает новые идеи в выборе цветов.

А теперь поговорим несколько подробнее о каждой из этих способностей.

Способность выделяться. Когда интерфейс выделяется, есть шансы, что пользователь уделит больше внимания и времени при использовании. Пожалуй нет лучшего средства оставить неизгладимое впечатление, чем цвет, ведь всем людям свойственна реакция на цвет, их эмоции и поведение меняется в зависимости от цвета[3].

Способность направлять. Естественные цвета, зачастую, менее насыщены и более приятны глазу, чем их аналоги. В результате они предоставляют пользователю возможность сосредоточится на взаимодействии с системой, не отвлекая его черезчур яркими оттенками. Когда пользователь сосредотачивается на информации, которая размещена в слое с очень яркой цветовой гаммой, то его глаза постоянно возвращаются к этой яркой гамме. Самыми привычными глазу цветами являются голубые, желтые и серые тона, так как мы наблюдаем их каждый день в окружающем мире[3].

Способность увлекать. Естественный цвета также полезны для ответной эмоциональной реакции пользователя. Ведь для того, чтобы пользователь без затруднений попал из одной точки системы в другую, призывают на помощь юзабилити, чтобы создать у пользователя приятные ощущения, которые он будет готов испытывать вновь и вновь[3].

Способность вдохновлять. Естественные цвета, помимо других своих свойств, еще и вдохновляют. Ведь большинство естественных цветов ассоциируется с природой, которая по сути своей не может не вдохновлять. Конечно, естественные цвета - это не панацея, и не абсолютный ключ к повышению эффективности ИС. Можно выбирать сочетания цветов не встречающихся в природе, но основные правила, рассмотренные выше, работают и в этом случае[3].

Цветовое решение интерфейса будет всегда и везде влиять на эффективность информационных систем. И не только лишь потому, что они яркие и насыщеные, а во многом потому, что цвета напрямую зависят от психологии человека. Психология цвета самая влиятельная в области повышения внимания и интереса к продукту. В данной работе было проанализированно влияние цвета на эффективность интерфейсов информационных систем. Были приведены рекомендации по выбору цвета при проектировании интерфейсов.

Список литературы

  1. Электронный ресурс http://habrahabr.ru/post/195616/

  2. Сурнина, О. Е., Ширёва, С. Н. Предпочтения цвета и расположения графических объектов интерфейса у пользователей программного обеспечения.

  3. Электронный ресурс http://www.i2r.ru/static/255/out_21033.shtml

  4. Цыганкова, М.Л. Анализ методов повышения эффективности применения тренажёрно-обучающих систем / Цыганкова М.Л., Абрамова О.Ф. // Перспективы развития информационных технологий : тр. всерос. молодёжной науч.-практ. конф. 29-30 мая 2014 г. / Кузбасский гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева, Междунар. научно-образовательный центр КузГТУ – Arena Multimedia. - Кемерово, 2014. - C. 302-303.

  5. Абрамова, О.Ф. Обзор проблем и возможные пути их решения в процессе проектирования и реализации тренажёрно-обучающих систем [Электронный ресурс] / Цыганкова М.Л., Абрамова О.Ф. // Современная техника и технологии. - 2014. - № 6. - C. Режим доступа : http://technology.snauka.ru/2014/06/3699

  6. Волжанов, А.А. Графический интерфейс как средство визуализации общения [Электронный ресурс] / Волжанов А.А., Абрамова О.Ф. // Студенческий научный форум 2014 : докл. VI междунар. студ. электрон. науч. конф., 15 февр. – 31 марта 2014 г. Направл.: Технические науки / РАЕ. - М., 2014. - C. 1-4. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/6827.pdf.

  7. Третьяков, И.С. Сравнительный обзор современных графических интерфейсов [Электронный ресурс] / Третьяков И.С., Абрамова О.Ф. // Студенческий научный форум 2014 : докл. VI междунар. студ. электрон. науч. конф., 15 февр. – 31 марта 2014 г. Направл.: Технические науки / РАЕ. - М., 2014. - C. 1-4. – Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/6390.pdf.

  8. Арбузов, В.П. Проектирование современного сайта по технологии Landing Page / Арбузов В.П., Абрамова О.Ф. // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии (ИТСиТ-2014) : матер. всерос. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 16-17 окт. 2014 г.) / Кузбасский гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева, Междунар. науч.-образоват. центр КузГТУ–Arena Multimedia, Ин-т вычисл. технологий СО РАН. - Кемерово, 2014. - C. 222-223.

Просмотров работы: 2354