ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литвинова О.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день все чаще возникают ситуации, когда ребенок, при походе в первый класс, имеет трудности в чтении и письме. При этом он отлично считает, ему хорошо даются другие предметы, порой даже более серьезнее, чем чтение. Таких детей нужно обязательно показать логопеду, который поставит диагноз: дисграфия – отклонение, при котором частично нарушается письмо. Почему появилась дисграфия, ученые и до сих пор не могут объяснить. Большинство из них считает, что дисграфия у младших школьников выступает наследственным фактором, потому как от родителей они унаследовали незрелые клетки в определенных зонах главного мозга. Но причинами дисграфии могут быть и социальные, а также биологические факторы. К примеру, когда в семье наблюдалась неправильная речь, когда с ребенком в детстве мало общались, когда родители говорят разными языками, и так далее. Причиной может быть и перенесенное тяжелое заболевание ребенком, если при родах женщина имела какую-либо патологию, и также, если ребенку в детстве было недостаточно внимания со стороны развития речи.

Школьник младшего возраста, который имеет дисграфию, с большим трудом справляется с диктантами и сочинениями. Его письмо содержит огромное количество грамматических ошибок, причем отсутствуют заглавные буквы и знаки препинания, кроме того, почерк ребенка ужасный. Ребята постарше зачастую увиливают от уроков русского языка, находя весомые причины для того, чтобы не посещать данный урок, а если и посещают, то не выполняют письменных заданий. Коллектив также замечает это, и зачастую насмехается с таких детей. В итоге ребенок закрывается в себе, у него развивается депрессия, а в итоге – ухудшается эмоциональное состояние.

Если же такую проблему не излечить в детстве, то в старшем возрасте человек не сможет подписать даже открытку, он будет искать такую работу, которая не будет связанна с письмом. Первоклашки с дисграфией пишут довольно медленно и неровно, они путают отдельные буквы, которые внешне похожи, к примеру, «З» и «Э», в букве «Г» верхняя палочка может быть направлена в другую сторону и так далее. Если же у этих деток отсутствует настроение, то почерк иногда понять практически невозможно. Зачастую случается так, что дети-дисграфики страдают также и дефектами речи. Они страдают недолговечной памятью, их внимание и сосредоточенность часто рассеянны, они не могут сконцентрироваться на конкретном предмете, хватаются за другое дело, часто не доделав первое [24, с. 69].

Для того чтобы понять, какой же механизм развития дисграфии, нужно зайти издалека. Оказывается, каждый человек обладает тремя видами слуха – физическим, музыкальным и речевым. Первый вид позволяет нам слышать шум дождя, писк комара, гром среда лета, и так далее. Благодаря музыкальному слуху люди улавливают различные мелодии, выделяют из них любимые. А третий вид - речевой слух позволяет понимать человеческую речь, и что интересно, у одного человека может быть хороший музыкальный слух и слабый речевой. Благодаря речевому звуку различают звуки и буквы. Поэтому ребенку довольно сложно научиться писать, если он плохо слышит речь. Научить такого ребенка писать крайне сложно самостоятельно, для этого потребуется помощь специалиста [29, с. 16-17].

Некоторые школьники обладают особенным зрением на буквы. Они с трудом запоминают ту или иную букву и также тяжело воспроизводят ее очертание. Вот почему логопеды при знакомстве с ребенком внимательно изучают почерк ребенка и его речь. У большинства людей за центр речи отвечает левое полушарие мозга, а правое полушарие отвечает за зрительные образы. Поэтому дети, которые плохо пишут, часто отлично рисуют. Они вместо того, чтобы написать что-то, выражают это при помощи рисунка.

Иногда родители обращаются к логопеду потому, что видят «зеркальный» характер письма ребенка. Буквы, которые он пишет, часто перевернуты в другую сторону, другими словами, как при изображении в зеркале. Например, буквы «З» и «С» начинаются с другой стороны. Данный вид письма наблюдается при различных расстройствах, возможно, ребенок при таком виде письма – левша. Существуют такие виды дисграфии у младших школьников:

- Артикуляторно-акустический вид. Ребенок часто пишет буквы так, как их произносит. Такие дети имею неправильное произношение звуков. Поэтому для начала нужно откорректировать речь ребенка, а затем исправлять его письмо.

-Акустический вид. При данном виде дисграфии ребенок заменяет буквы на близкие, по его мнению. На письме звонкие звуки заменяются глухими, свистящие – шипящими и так далее. Кроме того, при этом виде встречаются проблемы с мягкостью согласных. Нарушение языкового анализа и синтеза. Данный вид дисграфии наиболее часто встречается у детей, они нередко при письме пропускают как определенные буквы, так и слоги, могут переставлять буквы местами, недописывать слова, приписывать лишние буквы к словам.

- Аграмматически вид. В этом случае ребенок пишет вопреки правилам, к примеру – «чудесные день». Данный вид наблюдается у тех младших школьников, которые овладели грамотой, и стараются овладеть грамотой. Но происходить так, что они не могут изменять слова согласно падежам, родам и числам. Поэтому они и пишут неправильные окончания к словам.

- Оптический вид дисграфии приводит к тому, что ребенок не замечает различий между буквами, поэтому и неправильно отображает их при письме. Коррекция дисграфии у младших школьников должна быть направлена для устранения вышеуказанных причин. Для этого родители обязательно должны обратиться за помощью к логопеду, именно к логопеду, а не к психологу.

Главными составляющими занятий выступают речевые игры, а также магнитная азбука для того, чтобы ребенок учился складывать слова, выделяя определенные элементы слова. Ребенок учится четко производить глухие и звонкие звуки, повторяет слова, подбирает слова, анализирует состав слов. Специалист пишет с ребенком диктанты для того, чтобы отработать речевой слух. Обязательно во время занятий используется наглядный материал, который помогает запомнить очертания букв.

Родители должны также оказывать всяческую помощь ребенку. К примеру, если ребенку задали дома прочитать большой текст или переписать в тетрадь определенное упражнение, нужно разделить текст на несколько частей для лучшего восприятия информации. Кроме того, родители не должны заставлять ребенка переписывать домашнее задание по несколько раз, так как это и нанесет вред здоровью, будет развивать в нем неуверенность и страх допустить ошибку. За каждый, пусть даже и незначительный успех, нужно хвалить свое чадо, это будет придавать ему необычайной уверенности в своих силах, он будет стремиться к успеху.

Огромную трудность для дисграфика составляет почерк. Зачастую у него бывает два вида почерка – один мелкий, даже чрезмерно мелкий, а другой – крупный, немного несуразный, корявый. Не стоит ругать ребенка за большие, размашистые буквы, ведь со временем такой почерк станет визитной карточкой своего хозяина. Чтобы выработать у ребенка правильный почерк, понадобится около 3-х недель. Нужно взять тетрадь в клеточку, и попросить ребенка переписать определенный текст. Важно, чтобы отдельная буква не выходила за границы клеточки, и каждая была в своей клеточке. В этот момент важно поддерживать ребенка, иначе никакого результата не будет. Объем текста не должен быть большим, пусть это будет одна строка в день, если она написана хорошо, это уже маленькое достижение. Ни в коем случае нельзя показывать своей усталости перед ребенком, недовольства и тем более, недопустимо повышать тон.

Интересно то, что при выборе письменных принадлежностей нужно быть очень внимательным, желательно выбирать ручки с ребристыми поверхностями, они будут осуществлять массажа подушечек пальцев, что во многом улучшает работу главного мозга. Карандаши и фломастеры лучше выбирать в виде треугольника. Для дисграфиков очень полезно использовать для письма гелевые ручки, так как во время писания чувствуется нажим. В домашних условиях можно поиграть в историка, дать ребенку в руки перо или чернила. Такое письмо будет формировать правильное положение руки к поверхности бумаги. Можно сделать вывод, что преодолеть у младшего школьника дисграфию возможно, для этого понадобиться лишь немного терпения и усидчивости. Тогда ребенок постепенно будет радовать своими достижениями.

Литература

  1. Грушевская М.С. Дисграфия у младших школьников. – М., 1982.

  2. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М., 2003.

  3. Корнев А.Н. Дислексия и дисгофия у детей. – СПб., 1995.

Просмотров работы: 2125