ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ, МЕТОДОВ И МЕТОДИК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коротенко Н.Н. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие словаря является важной задачей для формирования полноценной личности ребенка, связи с чем возникает необходимость в изучении программ, методов и методик, используемых на современном этапе.

Так, в настоящее время в дошкольных учреждениях используются вариативные развивающие программы:

  • «Радуга» (под редакцией Т.Н. Дороновой) [7];

  • «Развитие +» (под редакцией А.Л. Венгера) [3];

  • «Детство» (В.И. Логинова) [9];

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) [2];

  • «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова) [13];

  • «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) [4];

  • «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова) [8];

  • «Из детства в отрочество» (Т.Н. Доронова) [6].

Остановимся на некоторых из вышеперечисленных программ подробнее.

Так, в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, ведется работа по обогащению и уточнению словаря, совершенствуется звуковая культура речи. Большое внимание уделяется активизации словарного состава языка, развитию диалогической и обучению простым формам монологической речи. [2]

В программе «Радуга», помимо традиционно выделенных разделов работы по развитию речи, учитываются и современные требования, предъявляемые к развитию словаря детей. Одним из важнейших средств развития детей дошкольного возраста, в программе является создание развивающей речевой среды. Центральное место отводится развитию диалогической речи через общение воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специально организованных занятиях. Достоинством программы является тщательно подобранный литературный репертуар для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. [7]

Программа «Развитие+» ориентирована на интеллектуальное развитие детей. Задачи развития словаря А.Л. Венгер предлагает решать через занятия по ознакомлению с художественной литературой. Достоинством программы является реализация идеи о единстве чувственного, умственного и речевого развития. [3]

В программе «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, выделены специальные разделы: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга», посвященные традиционным задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой. Несомненным достоинством программы является разработка критериев для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в них четко выделены и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности. [9]

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» основной целью ставит обеспечение условий развития возможностей и способностей ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Особенность этой программы состоит в индивидуализации образовательного процесса на основе технологий наблюдения, регистрации продвижения ребенка в речевом развитии, планирования работы и подбора заданий каждому ребенку в центрах активности. Программа помогает детям выработать свое собственное понимание устной и письменной речи, а также расширить свой словарный запас. [13]

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Речевое воспитание и развитие словарного состава языка представлено в образовательной области «Коммуникация». Методические руководства разработаны В.В. Гербовой. Для каждой группы, начиная с первой младшей группы, в разделе образовательная область «Коммуникация» определены задачи по формированию словаря в различных формах и видах детской деятельности.

В данной программе главным является развитие словарного состава языка:

  • уточнение названий и назначений предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;

  • развитие умения различать и называть существенные детали и части предметов качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

  • понимать обобщающие слова;

  • называть домашних животных и их детенышей. [4]

Реализуя данные программы, воспитатели и логопеды дошкольных общеобразовательных учреждений используют в своей работе по развитию словарного состава языка методы и приемы Гербовой В.В., Алексеевой М.М., Яшиной В.И., И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, М.А. Поваляевой.

Так, в своих исследованиях педагог – методист В.В. Гербова выделяет методические приёмы, направленные на развитие словарного состава языка. Они делятся на три основные группы:

  • словесные;

  • наглядные:

  • игровые.

Широкое применение получили словесные приёмы, к которым относятся:

  • речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми. Образец должен быть доступным и по содержанию и форме. Он произносится чётко, громко и неторопливо.

  • Повторное проговаривание – преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

  • Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а так же в процессе наблюдений и обследований предметов.

  • Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определённого результата.

  • Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.

Наглядные приёмы представляют собой:

  • показ иллюстративного материала, картин, предметов;

  • показ образца;

  • показ способов действия.

В свою очередь, игровые приёмы могут быть как словесными, так и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. [5]

Опираясь на исследования педагогов Алексеевой М.М. и Яшиной В.И., можно выделить две группы методов, которые направлены на накопление содержания детской речи, а также на закрепление и активизацию словарного состава языка.

Рассматривая группу методов, направленных на накопление содержания детской речи, можно выделить:

  • непосредственное ознакомление с окружающим и развитие словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

  • опосредованное ознакомление с окружающим и развитие словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

А методы, направленные на закрепление и активизацию словарного состава языка, представляют собой:

  • рассматривание игрушек;

  • рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием;

  • дидактические игры и упражнения. [1]

Изучив программы, методы и приемы, направленные на развитие словарного состава языка, возникает необходимость рассмотреть методики И.А. Смирновой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой, М.А. Поваляевой для обследования словарного состава языка. С помощью данных методик возможно выявление эффективности используемых программ, методов и приемов развития словарного состава языка.

Так, в своих трудах педагог И.А. Смирнова разработала методику обследования словарного состава языка, которая состоит из двух блоков:

  • понимание и употребление слов номинативного лексического значения;

  • выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов.

Первый блок включает в себя 5 заданий.

Первое задание направлено на изучение номинативного словаря. Ребенку предлагается назвать предметные картинки по темам: игрушки, мебель, фрукты, транспорт, животные и т.д.

Второе задание предполагает изучение состояния глагольного словаря. Необходимо сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится по предъявляемым картинкам: корабль – плывёт, бабушка – пьёт, девочка – прыгает, мальчик – злится, строитель – строит и т.д.

Третье задание обращено на изучение состояния атрибутивного словаря и делится на три подгруппы:

- изучение качественных прилагательных. Ребенку нужно посмотреть на картинки и ответить на вопросы: дом какой? кружок какой? гиря какая? шарик какой?

- изучение относительных прилагательных. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Сок из апельсина. Значит он какой?», «Кораблик из бумаги. Он какой?» и т.д.

- изучение притяжательных прилагательных. Предлагается посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Бабушка читает книгу. Значит книга чья?» «Уши у медведя. Они чьи?» (медвежьи) и т.д.

Четверное задание направлено на изучение состояния числительных в словаре. Оно делится на две группы:

- изучение количественных числительных. Посмотреть на картинку и посчитать, сколько изображено детей (один, два, три…..).

- изучение порядковых числительных. Посмотреть на картинку и рассчитать детей по порядку (первый, второй, третий….).

Пятое задание предполагает изучение словаря предлогов.Ребенку нужно посмотреть на картинки и ответить, где находится птичка (на ветке, возле ветки, ходит по ветке и т.д.).

Второй блок включает в себя 2 задания.

Первое задание направлено на изучение лексических парадигм и делится на две группы:

- изучение антонимии. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Этот дом… (большой), а этот…. (маленький), чай… (горячий), а мороженое… (холодное).

- изучение синонимии. Подобрать синонимы к словам красивый, хороший, плохой и т.д.

Второе задание обращено на изучение части – целого. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы: «Рукав от чего?» (от платья), лист – дерева, страница – книги.

Результаты проведения данной методики отразят понимание и употребление слов номинативного лексического значения, а также состояние структурного аспекта лексических значений слов. [12]

Исследованием развития словарного состава языка занимались также Н.В. Серебрякова и Л.С. Соломохова. Ими была составлена методика изучения словарного состава языка ребенка. В данной методике выделяется два блока: изучение активного словаря и изучение пассивного словаря.

Для изучения активного словаря ими было подобрано семь заданий.

Первое задание направлено на изучение конкретных существительных. Ребенку необходимо назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт и т.д.

Второе задание представляет собой изучение обобщающих понятий. Ребенка просят назвать одним словом группу предметов.

Третье задание обращено на изучение существительных, обозначающих части тела, части одежды, части предметов мебели, части автомобиля и т.д.

Четвертое задание предполагает изучение существительных, обозначающих профессии.

Пятое задание направлено на изучение глагольного словаря. Употребление глаголов при ответе на вопросы: «Кто как передвигается?», «Кто как голос подаёт?», «Кто что делает?» (с использованием названий профессий).

Шестое задание предполагает изучение словаря прилагательных. Ребенку предлагается назвать цвет, форму предмета.

Седьмое задание представляет собой изучение умения подбирать антонимы: высокий – низкий, друг – враг, лёгкий – тяжёлый и т.д.

Для изучения пассивного словаря представлено четыре задания.

Первое задание направлено на изучение конкретных существительных. Ребенку необходимо ответить на вопросы: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.».

Второе задание требует изучения существительных, обозначающих части тела, части предметов. Ребенок отвечает на вопросы: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

Третье задание предполагает изучение знаний о профессиях. Необходимо ответить на вопросы: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.».

Четвертое задание направлено на изучение глагольного словаря. Предлагается ответить на вопросы: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? и т.д.».

Пятое задание предполагает изучение словаря прилагательных. Ребенка просят показать, где оранжевый цвет, где синий и т.д. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

Данная методика позволяет широко изучить состояние, как активного словарного запаса, так и пассивного. [11]

Исследованием словарного состава языка детей занималась и педагог М.А. Поваляева. Она разработала методику, направленную на выявление способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова.

Методика состоит из четырех заданий.

Первое задание предполагает изучение умений классифицировать понятия. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит ребенка дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки.

Второе задание направлено на изучение умений подбора антонимов. Оно проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.

Третье задание обращено на изучение умений подбора синонимов. Задание проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слову слово, близкое по значению.

Четвертое задание представляет собой изучение умений подбора определений. Оно проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений.

Использование данной методики позволит выявить способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова. [10]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует большое количество программ, методов, приемов, методик, направленных на развитие и изучение словарного состава языка. Их использование является неотъемлемой частью при работе над развитием и изучением словарного состава языка детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Артеменко, О.Н. Влияние развивающей образовательной среды на развитие субъектов образовательного процесса // Вестник Карачаево-Черкесского государственного университета. // Карачаевск: Изд - во КЧГУ - № 22, 2007. - 390 с.

  2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2006.

  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - Изд. 3. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.

  4. Венгер, Л.А. Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. - М.: НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012.

  5. Веракса, Н.Е. От рождения до школы: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  7. Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2007.

  8. Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова и др. - Изд. 2. - М.: Просвещение, 2004.

  9. Крылова, Н.М. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника / Н.М. Крылова. - Изд. 3. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

  10. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006.

  11. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Изд. 7. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  12. Серебрякова, Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. - М.: КАРО, 2014.

  13. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

  14. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Просмотров работы: 6811