ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Долгатова Н.Х. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую не имеют возможности получить качественное образование. Такие дети из-за своих ограничений не могут посещать массовую школу и вынуждены получать образование надомно. Однако качество такого обучения не соответствует ожиданиям родителей, детей и общества в целом. По результатам исследований большинство родителей не удовлетворены качеством надомного обучения и поэтому можно сделать вывод о несовершенстве организации индивидуального образования в надомной форме.

В работу школьного психолога необходимо ввести технологии по сопровождению индивидуального обучения ребёнка, который получает образование дома.

Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается за счет разработки целостной системы, ориентированной на конкретного ребенка. Учебный процесс строится путём составления индивидуальной учебной программы ребёнка, которая обязательно согласовывается с родителями с учётом интеллектуальных возможностей и особенностей учащегося. Индивидуальный учебный процесс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуального учебного плана каждого учащегося и мониторингом его образовательных достижений и успехов. Коррекционно-развивающая работа строится в соответствии со всем остальным объемом нагрузки ученика.

Психолого-медико-педагогический консилиум является основной организационной формой для обсуждения деятельности сопровождения индивидуального обучения. Основной задачей психолого-медико-педагогического консилиума является создание условий для построения индивидуальной образовательной программы ученика и программы сопровождения обучения посредством комплексного обследования и составления рекомендаций по выбору методов обучения. Один раз в полгода необходимо проводить психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития ученика.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это особая проблема. Так как такие дети ограниченные рамками домашнего обучения, у них недостаток общения и ограниченность социальных связей и в этой ситуации только семья может помочь ребенку. Данное сопровождение должно быть многогранным, включающим в себя следующие аспекты: гармонизация внутрисемейных отношений в рамках «ребёнок-родитель», «родитель-родитель», формирование позитивного отношения родных к ребенку с нарушениями в развитии. Без участия родителей практически невозможно проведение образовательного процесса.

Одной из важных психологических задач индивидуального обучения на дому является повышение мотивации учащихся к обучению. У ребенка отсутствует мотивация, потому что он ее имеет возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников. Необходимо найти такие формы, приемы и методы организации учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.

Одним из направлений сопровождения процесса надомного обучения является работа с педагогами. Основная задача заключается в том, чтобы оказать качественные образовательные услуги. Учителя находят и накапливают свой персональный опыт. Помимо этого необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, профессиональный диалог между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с «особыми» потребностями. Трудности педагогов, обучающих детей на дому, это привычка работать с учебной программой, а не с отдельным ребёнком. Обучение на дому затрудняется из-за профессиональной неготовности учителя. Педагог воспринимает ребёнка как больного, из-за чего снижается уровень требований как к самому ученику, так и к процессу и результату учебной деятельности. Необходима постоянная работа психологов по раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения обучения на дому определяется степенью ограничений и возможностей ребенка. Но в целом имеет некоторую последовательность в реализации учебного процесса: определение формы организации обучения, проведение психолого-медико-педагогический консилиума, назначение учителя, проведение педагогического тестирования, составление индивидуального расписания, оставление индивидуальной образовательной программы, проведение учебных занятий, проведение аттестационных работ.

Самое главное, что должны понять психологи, включённые в работу сопровождения, это то, что их деятельность направлена на достижение учебных достижений ученика, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями, умениями и навыками. Без этого, все остальное становится бесполезным, и не достигается главная цель – получение ребенком качественного образования.

Просмотров работы: 1371