В первые годы жизни ребенка его мозг развивается наиболее интенсивно, ребенок начинает усваивать двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями данные стереотипы сформированы неправильно, то впоследствии исправить их бывает очень сложно.
Иммунные и адаптационные механизмы организма ребенка еще очень слабые, поэтому многие биологические вредные воздействия могут вызвать серьезные отклонения, в общем и психическом развитии ребенка.
Все это обуславливает необходимость проведения ранней диагностики. Также значение и актуальность проблемы ранней диагностики обуславливаются и рядом социально-педагогических факторов:
- неграмотность родителей;
- отсутствие координированной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей до трех лет с отклонениями в развитии;
- недостаточно сформированные психолого-педагогические вопросы аномального развития и коррекции в раннем возрасте;
- недостаточное число специалистов для работы с детьми данного возраста [2].
Ранняя диагностика отклонений в развитии является главным условием для эффективного обучения и воспитания ребенка, а также его успешной интеграции в социум. Она основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с различными отклонениями. Ранняя диагностика относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, т.е. к возрасту от 0 до 3 лет.
При диагностике ребенка с отклонениями необходимо не только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную недостаточность, но и установить клинический диагноз, в котором отражается причина и механизм нарушения, прогноз социализации и обучения, а также пути и методы лечебно-коррекционной работы.
Диагностика носит комплексный характер. При ее проведении участвуют такие специалисты как: психологи, педагоги, педиатры, психоневрологи, логопеды. Важно установить структуру ведущего дефекта и вторично связанных с ним отклонений. Чем раньше будет проведена диагностика, тем быстрее начнется и будет более успешной реабилитация.
Специалисты медико-социально-педагогической комиссии и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться вопросах диагностики различных форм аномального развития, а также иметь представления о методах их лечения и психолого-педагогической коррекции [1].
В 70-х годах в нашей стране впервые были разработаны процедуры диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. Впоследствии данная методология была рекомендована к внедрению в дошкольные учреждения.
Современный уровень развития медицины, нейрофизиологии, медицинской психологии позволяет не только диагностировать различные формы аномального развития, но также выявить клинические и психологические механизмы нарушений.
Таким образом, ранняя диагностика отклонений в развитии и медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит предотвратить или ослабить последствия того или иного отклонения, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества.
Список литературы.
1. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: 1992. - 95 с.
2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: 2005. - 320 с.
3. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 1994.-№ 1.