ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Хомуха К.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Овладевая системой речи, ребенок научается перерабатывать смысл в речевые действия, что и представляет собой механизм становления грамматического строя речи.

Порождение речевого высказывания с построением верных грамматических конструкций представляет собой достаточно сложный процесс и требует включения операций анализа и синтеза.

Специфика становления грамматики при общем недоразвитии речи была затронута в работах В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б Филичевой и др.

При наличии такого нарушения, как общее недоразвитие речи грамматический строй развертывается гораздо сложнее, чем происходит становление активного и пассивного словаря. Можно говорить о том, что грамматическая система имеет большое число правил и закономерностей, т.е. более абстрактна, чем лексическая.

Закономерности и последовательность возникновения таких комплексов, как словообразование, словоизменение, составление предложений при общем недоразвитии речи не имеют отличия от нормального речевого развития. Изменения проявляются в следующем: медленный темп усвоения категорий, дисгармония развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, искажение общей картины речевого развития.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют отклонения в усвоении морфологических и синтаксических единиц. Дети испытывают трудности, выбирая грамматические средства и комбинируя их при изложении мысли.

Недоразвитость грамматики появляется вследствие неполной сформированности обобщения морфологического и синтаксического характера, языковых операций грамматического конструирования, неверного выбора и использования языковых единиц, которые хранятся в сознании ребенка.

Также имеет место несформированность языкового обобщения, которая может выступать в качестве и первичного дефекта, и вторичного в зависимости от вида нарушения.

Одним из важных показателей недоразвития грамматической стороны являются морфологические нарушения.

Система морфологии требует от ребенка пользоваться многообразной интеллектуальной деятельностью. К ней относятся: сравнение значения слова и его звучания, отличие этих двух понятий, нахождение признаков, при помощи которых они меняются, а также найти морфемы, которые позволяют существовать этим изменениям.

Помимо синтаксиса, степень развития морфологии зависит также и от лексики, и от фонематического восприятия.

В речи дошкольников с общим недоразвитием речи часто можно встретить морфологические аграмматизмы, которые проявляются в тяжести вычленении фонемы и ее сопоставлением со звуковым образом.

В работах Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Л.Ф. Спировой, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и др. можно выделить такие ошибочные модели согласования слов в предложении при данном отклонении в речевом развитии:

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных;

2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных;

3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями;

4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;

5) неправильное употребление предложно – падежных конструкций.

При этом у детей обнаруживаются как общие, так и специфические аграмматизмы (окказиональные формы, т.е. формы, употребляющиеся лишь в определенных случаях). Общие окказионализмы характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Основным речевым механизмом окказионализмов является «гипергенерализация», т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами. При этом основной тенденцией, проявляющиеся при словоизменении, является унификация основы в парадигме словоизменения.

С опорой на работы С. Н. Цейтлин, исследователи выделяют следующие виды окказионализмов при формообразовании:

1) унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. Так, в различных формах существительных сохраняется ударение исходного слова;

2) устранение беглости гласных, т.е. чередования гласного с нулем звука;

3) игнорирование чередований конечных согласных;

4) устранение наращения или изменения суффиксов;

5) отсутствие супплетивизма (способа образования форм и основ слова от разных корней) при формообразовании.

При этом выбор окказиональной флексии происходит из парадигмы форм одного и того же грамматического значения; «ошибочный выбор функционального элемента всегда происходит внутри требуемого функционального класса или подкатегории».

Такие исследователи, как Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др. говорят о сложностях усвоения словообразовательных процессов.

Затруднения наблюдаются при использовании увеличительных, уменьшительно-ласкательных и единичных суффиксов, а также при составлении слов со сложной слоговой структурой и оперировании ими.

Т.В. Туманова выявила типологию ошибок словообразования. Сюда она отнесла: нарушение звукослоговой структуры производных слов, пропуск словообразующего аффикса, добавление лишнего аффикса в структуру производного наименования, замена нормативных аффиксов на аффиксы-заместители.

О.М. Вершининой также были выделены некоторые специфические ошибки, например, лексические замены, замена словообразования словоизменением и т.д.

Обнаруживаются ошибки и в оперировании относительными прилагательными:

1) образование неологизмов (новых слов);

2) нарушение акцентуации (системы ударений);

3) образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов;

4) лексические замены;

5) использование приставки;

6) неправильный выбор основы мотивирующего слова;

7) повторение заданного слова.

Хронология и логичность постижения грамматических форм устанавливается степенью их семантической противопоставленности: нетрудно разграничиваются те формы, в ядре которых находятся простые для когнитивного развития семантические противопоставления.

Также при общем недоразвитии речи отмечаются специфические аграмматизмы и смешения флексий различных значений.

При процедуре изменения слов у дошкольников не в полной мере действуют процессы «генерализации», т.е. выявление правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение в процессе порождения речи. Свойственна также языковая асимметрия, т.е. отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков.

В речи детей часто наблюдается такое явление, как морфемные парафазии, т.е. смешение семантически близких и далеких морфем.

Своеобразной характерной чертой речи при ее недоразвитии служит серьезное подчинение лексической семантике, степени знакомости слова, звукослоговой структуре слова и типу предложения.

При общем недоразвитии речи одномоментно существует сразу два принципа познания грамматической системы:

1) овладение словами в их целостном виде (на основе механизмов имитации);

2) возможность разложения слов на морфемы, из которых они состоят (на основе механизмов анализа и синтеза).

Заметное нарушение в своем становлении претерпевает и синтаксическая структура предложения. В связи с этим Е.Ф. Соботович было определено две группы детей с общим недоразвитием речи.

Первая группа – дети с преимущественным нарушением морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Здесь наблюдается резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языка.

Вторая группа – дети с нарушением и морфологической системы языка, и синтаксической структуры предложения. Отклонения выражаются в пропуске членов предложения и необычном порядке слов.

Серьезную сложность выказывают инвестированные, пассивные и сложноподчиненные предложения.

Затрагивается как глубинный, так и поверхностный синтез.

Таким образом, анализ нарушенных компонентов грамматической системы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и описания их проявлений позволяет осознать всю сложность формирования грамматический представлений, тяжесть освоения морфологических и синтаксических категорий и выявить отличия от нормального речевого развития в становлении этой системы.

Литература:

  1. Бессонова Т.П., Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд. 2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

  2. Гришинун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.

  3. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.

  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Литур, 2003. - 316 c.

  5. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб.: КАРО, 2006. - 34с.

  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

  7. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. - с.44-52.

  8. Психолингвистика Учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 415 c.

  9. Слобин Д. И. Когнитивные предпосылки ран вития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984. с. 194.

  10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор.алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.

  11. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - с. 87-98, с. 137-250.

  12. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.

  13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

  15. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

  16. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978.

Просмотров работы: 3849