МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Артеменко О.Н. 1, Шрамко А.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время логопедическая помощь стала весьма востребованной и актуальной для детей и взрослых. Конечно, более эффективной и правильной была бы работа именно с раннего возраста ребенка, когда неправильное произношение еще не закрепилось, а на восприятие ребенка еще можно повлиять и изменить.

В нашей статье мы бы хотели рассмотреть проблемы организации логопедической работы, а также возможные решения данных проблем на основе создания благополучной среды и правильно организованной логопедической работы непосредственно с дошкольниками; выделить принципы взаимодействия логопеда с ребенком и дать некоторые рекомендации.

Как известно, по данным медицинских исследований, с каждым годом уменьшается количество рождения здоровых детей: в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, которая при отсутствии своевременной коррекции приводит к развитию в будущем стойких нарушений.[4, с. 25]

Давно не секрет, что в нашей стране имеет место нехватка кадров именно в области дефектологии. Логопедов в детских учреждениях не хватает, а связи с тем, что количество дошкольников с речевыми нарушениями возрастает то и заинтересованность в хороших специалистах тоже растет.

Другая актуальная проблема затрагивает некомпетентность логопеда в данной области. Большинство «специалистов» не разбираются в верном выявлении диагноза у ребенка, не знают методик и не могут верно спрогнозировать результат.

Логопедическая работа всегда должна совершенствоваться и улучшаться, внося новизну и эффективность в те методики, которые были еще разработаны в 80-90х годах прошлого века. К сожалению, далеко не всегда в работе логопеда присутствует индивидуальный подход и редко можно встретить продуманную (улучшенную) структуру занятия с дошкольником. В основном все привыкли пользоваться старыми и проверенными способами, и зачастую используя данный план для всех нарушений речи. Но ведь как важно знать, что у ребенка нарушено, и применять именно ту структуру занятия и те упражнения, которые помогут при его дефекте.

По мнению таких авторов, как Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А., дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи, и от того насколько эффективно проводит свою работу логопед будет зависеть дальнейшее обучение ребенка в школе.

В первую очередь хотелось бы отметить, что с дошкольниками необходимо проводить логопедическую работу по профилактике речевых нарушений, несмотря есть или нет у ребенка какие-либо дефекты речи. Логопедическую работу с дошкольниками с определенными речевыми нарушениями следует проводить индивидуально, следуя учетам основных положений специальной педагогики и логопедии. Логопеду необходимо знать, занимался ли ребенок до этого периода со специалистом, были ли оказаны какие-либо меры по коррекционной работе. Это необходимо для того, чтобы неэффективные методики не повторялись, а были подобраны те, которое смогут улучшить речь дошкольника и подготовить его целенаправленно к школе. Исходя из того, что логопед должен тесно сотрудничать с родителями, узнавая и изучая анамнез ребенка и узнавая его все глубже как индивидуальность.

Специфика организации логопедической работы состоит в том, что нужно работать не только с речью, но и затрагивать такие сферы как формирование моторной сферы, развитие высших психических функций, развитие импрессивной и экспрессивной речи.

В работе логопеда очень важными являются принципы ее организации, которые основываются на учете этиологии и механизма речевого нарушения, системности и учета структуры речевого нарушения; комплексности; дифференцированного подхода; поэтапности развития; учета личностных особенностей; деятельностного подхода; использования обходного пути; формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. Каждый из этих принципов несет свою проблематику, с которой сталкивается логопед по проведению логопедической работы.

Большое значение имеют достижения современной психологии, направленной на создание условий, способствующих усилению эффекта применяемых логопедических упражнений. На наш взгляд, поскольку для процесса формирования личности ребенка, необходимо развитие мотивации его поведения и движения, дать ту позитивную установку, которая появится у дошкольника, приходя на логопедические занятия.

В данном контексте хотелось бы сказать, о теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, основанной на признании того факта, что в основе управления процессом усвоения знаний лежат психологические закономерности, реализующиеся через систему методических приемов, на основе которых происходит овладения языковыми закономерностями. Это говорит о том, что ребенку вначале процесса работы с ним, необходимо поэтапное объяснение в ходе реализации основных разделов языковой работы. Логопеду важно убедиться, что ребенок понимает, что от него хотят, а уже потом проводить коррекционное занятия.

Осознание и понимание ребенком является ключевыми моментами в успешности проведения логопедической работы.

Мы считаем, что для достижения положительного эффекта работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки, карточки, настольные игры, книги, таблицы по русскому языку. Пособия логопед должен использовать в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием ребёнка.

Логопеду нужно помнить, что дошкольники в связи своей гиперактивности зачастую непоседливы и им тяжело усидеть на одном месте, это приводит к выводу о точной ориентировки в продолжительности логопедического занятия. То есть важно задать то время, в которое ребенок сможет усидеть и находиться под контролем логопеда. Выделение методических основ коррекционной работы позволяет организовывать работу логопеда по развитию речевой деятельности с учетом плановой отработки представлений детей с дефектами речи.

Хотелось бы отметить, что на специально организованных занятиях по коррекции недостатков речи основное внимание следует уделять формированию процессов кодирования и декодирования речевого высказывания, автоматизации полученных детьми умений и навыков, а также использование данных изученных выражений в повседневной речевой среде.

Организация логопедической работы затрагивает проблемы не только коррекции речи дошкольника, но и взаимосвязь с родителями. Необходимо систематически проводить родительские собрания, консультации для родителей. Вести работу с методическими объединениями, работу на совещаниях и педагогических советах. Огромную роль логопед должен уделять воспитательной работе.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

У детей, имеющих недостатки звукопроизношения логопедическую работу следует проводить в летние каникулы дополнительно, предварительно согласовав с родителями, по индивидуальному плану. И таким образом подготовить более тщательно ребенка к школе.

Таким образом, каждое из выше перечисленных условий влияет на правильную работу логопедических занятий с дошкольниками. В свою очередь, важно строить коррекционную работу поэтапно, изучая социальную ситуацию дошкольника и опираясь на индивидуальныйподход к каждому.

Литература:

  1. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Г. В. Чиркина, Институт коррекционной педагогики РАО. – М., 2011.

  2. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями развития (на базе службы ранней помощи) // Специальное образование. – 2011, - № 1, с. 34-41.

  3. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи // Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова Институт коррекционной педагогики РАО. – М., 2009.

  4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М., 2007.

  5. Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. - М. 2007.

5

Просмотров работы: 2397