ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ОНТОГЕНЕЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В ОНТОГЕНЕЗЕ

Манерко Е.И. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям выяснилось, что раннее понимание ребенком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слова, слоги и фразы на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звук, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е. Левина отметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознается. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом [3].

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков речи и процесс развития произносительной стороны речи.

Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем.

Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально на этой стадии появляются гласно-подобные звуки средне заднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов.

Среди первых согласно-подобных звуков преобладают «промежуточные» звуки. Из согласно-подобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными типа. Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются [4].

Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков – вокалей и консонантов. Ребенок в этот период произносит звуки всех языков мира.

В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласно-подобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда, подъема, лабиализации. И в конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный – согласный.

Дальнейшее развитие получают и согласно-подобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой. Помимо смычных звуков появляются щелевые, затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах.

В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые - смычные, глухие - звонкие и к концу лепета - твердые - мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка.

На стадии овладения словесной речью начинает формироваться звукопроизношение. Исследования В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой показали, что последовательность появления групп звуков одна и та же в лепете и в словесной речи. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.

Первыми в словесной речи появляются твердые губные, зубно-язычный и заднеязычные звуки. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем - твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема - свистящие, затем верхнего - шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией.

Наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка - это период от 1,5 до 3 лет, когда с увеличением количества употребляемых слов возникают первые двух - трехсловные предложения.

А.К. Маркова выделила два направления усложнения произносимого слова: 1) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами; 2) переход от односложных слов к многосложным.

Развитие слоговой структуры слова продолжается в период овладения синтаксической стороны речи. А.К. Маркова установила связь между развитием слоговой структуры и формированием предложения. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слов, чем трехсложные слова. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление [1].

На 2-м и 3-м году жизни ребенок начинает общается со взрослыми с помощью речи. Здесь уже вводится контекстная речь (это более высокий уровень овладения речевой деятельностью, так как говорящему необходимо четко представлять себе последовательность событий, о которых пойдет речь, суметь найти нужные формы для выражения, своего отношения к событию). На основании диалогической речи происходит и активное овладение грамматическим строем родного языка.

Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой, формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

1г.3 мес. – 1г.8 мес. – ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова или два одинаковых слога: ба-ба-ба; ма-ма-ма;

1г.8 мес. – 1г.10 мес. – воспроизводятся двусложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: бобаты( роботы);

1г.10 мес. – 2г.1 мес. –в трехсложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах;

2г.1 мес. – 2г.3 мес. – в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);

2г.3 мес. – 3г. - слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Интенсивно в возрасте 3 – 5 лет идет и процесс словотворчества. Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4-5 годам. Для усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие.

При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети лучше различают и воспринимают окончания слов, предлогов, приставки в однокоренных словах, слова сложной слоговой структуры, общие суффиксы.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко-комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов [2; 4].

У детей с нарушением произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухо-произносительное взаимодействие важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога.

В процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных или слуховых возможностей детей дошкольного возраста.

Наряду с закреплением всех полученных навыков ребенка необходимо знакомить с буквами, объединением букв в слоги и слова, умением охватить зрением одновременно две буквы, уяснением значения прочитанного.

Основным приемом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам. Постепенно у детей воспитывается навык одновременного восприятия двух, а позднее трех букв.

Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное слово, а позднее – предложение. Для чтения используются буквы разрезной азбуки, слоговые таблицы, слоги и слова.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

В процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных или слуховых возможностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод, что освоение звуко-слоговой структурой слова имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Литература

1. Артеменко О.Н.Принципы коррекционно-развивающей работы детей с отклонениями в развитии // Типология личности в символдаме и других методах психотерапии: Сборник научных работ по материалам Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд - во «Графа»

2009. – 302 с.

2. Артеменко О.Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. // М.: Изд – во РАЕ - № 8, 2011. – 133 с.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.

4. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961. – 207 с.

Просмотров работы: 7909