Современная система образования российских вузов направлена на обеспечение студентов необходимыми практическими и теоретическими знаниями для их успешной профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, требует не только количество знаний, накопленных за время обучения в вузе, но и формирования определённых компетенций.
Прежде чем рассуждать на заданную тему, важно определить понятия компетенции и компетентности. Согласно работе Хуторского А.В. «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов», компетенция – это совокупность навыков, умений, знаний, которые применяются к определенным сферам деятельности, а компетентность же – это обладание человеком соответствующей компетенцией, которая включает его отношение к предмету деятельности и самой компетенции. [2] Из этих определений становится понятно, что же такое исследовательская компетентность. Это совокупность знаний и умений, которые необходимы для осуществления исследовательской деятельности. Ознакомившись с работой «Сущность и структура исследовательской компетентности учащихся» Рассказовой Ж. В., стало известно, что суть исследовательской компетентности проявляется через взаимосвязь ее компонентов: мотивационного, информационного, когнитивного, коммуникативного, рефлексивного, личностного. Разберем каждый из них.
Мотивационный компонент обусловлен интересом, мотивацией, проявляемой студентом к решению определенных задач. Информационный компонент – умениями учащегося добывать и обрабатывать информацию, навыками работы с современной компьютерной и мультимедийной техникой. Когнитивный компонент представлен умениями использовать полученные знания в различных нестандартных жизненных ситуациях. Коммуникативный компонент связан с умением вступать в коммуникацию, быть понятным, непринужденно общаться и предельно понятно изъяснять свои мысли, идеи. Рефлексивный компонент заключается в умении распознавать, анализировать и оценивать исследовательские явления, возникающие в жизни. Личностный компонент предполагает развитие умений самоорганизации, самостоятельности, самообучения и саморазвития.
Ни для кого не секрет, что строгое выполнение лишь учебного плана, заучивание теоретического материала, ведение конспектов – основная часть учебной деятельности, однако этого крайне мало для последующей успешной трудовой деятельности, которая является одной из главных целей обучения в вузах. Именно развитие спектра личностных качеств, таких как: готовность занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности, самостоятельно и творчески решать задачи на основе имеющихся знаний и умений помогает добиваться прогресса в профессиональной деятельности. Что же способствует развитию этих качеств? Конечно же, исследовательская деятельность, которая требует не только определенный набор теоретических знаний, но и различных творческих и аналитических умений, а кроме того, способствует более детальному анализу исследуемой проблемы и, как следствие, более качественному, глубокому усвоению знаний и сфере их применения.
Соответственно, процесс развития исследовательской компетентности в образовательном процессе вуза рассматривается как вид культурного совместного творчества преподавателей и студентов, направленная на прогресс и раскрытие исследовательского потенциала, что способствует приобретению студентами собственного мировидения. Данный процесс направлен на становление готовности личности к исследовательской деятельности.
Студенты в большей или меньшей степени обладают определенными навыками исследовательской компетенции. Следовательно, можно выделить несколько уровней исследовательской компетентности.
Особенностями низкого уровня исследовательской компетентности являются: неумение видеть проблему исследования, продуктивно выполнять работу, искать способы решения исследуемой проблемы, недостаточная самостоятельность, вследствие низкого уровня знаний, отсутствие интереса к познанию, расширению кругозора по данной проблеме и улучшению качества знаний.
Особенностями среднего уровня являются: наличие представлений об организации исследовательской деятельности, несистематизированные знания об объекте исследования, частичное использование приемов самоорганизации, малый интерес и низкая степень самостоятельности в работе, стремление работать в составе группы при невысоком уровне коммуникативных умений и относительно высокой степени рефлексивности.
Высокий уровень исследовательской компетентности характеризуется осознанным и мотивированным участием в исследовательской деятельности; умением анализировать проблему, искать варианты ее решения, способностью к продуктивной работе (как самостоятельной, так и совместной), осуществлением приемов самоконтроля, самореализации.
Приняв во внимание ключевые навыки, знания и умения, необходимые для исследовательской деятельности, составим модель исследовательской компетентности студента.
Исследовательская компетентность студента |
|
Критерии |
Компоненты |
Знания |
Когнитивный |
|
|
Умения |
Операционный |
|
|
Ценностное отношение к научно-исследовательской работе |
Мотивационный |
|
|
Уровни (высокий, средний, низкий) |
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы считаем, что правильно организованная исследовательская деятельность является важнейшим направлением формирования исследовательской компетентности [1]. Ее осуществление и организация в процессе обучения выступает в качестве одного из главных условий достижения высокого уровня исследовательской компетентности.
Список литературы
Рассказова Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности [Электронный ресурс] — http://www.moluch.ru/archive/39/4529/
Коваленко И. А. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] – http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-issledovatelskoy-kompetentnosti-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza
Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория [Текст]: Ю. В. Рындина // Молодой ученый. – 2011. – №1. – С. 228-232.
Глазунова Л. А. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся [электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/610554/