ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЛЕВЕРИДЖА

Каримов М.Х. 1
1РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Введение

Данный реферат посвящен теме оценки производственного левериджа оргназации. Фактически работа заключается в анализе теоритической базы: что такое «леверидж», его виды, производственный леверидж и его оценка, значение производственного левериджа; в приведении примера и оценке производственного левериджа на его основе; а также в анализе методики применения компьютерных программ с разработкой шаблонов по данной тематике.

Актуальность данной тематики не вызывает сомнений, поскольку оценка производственного левериджа довольно часто может являться важным элементом анализа финансового положения организации и выработки необходимой стратегии её дальнейшей деятельности. Ведь именно оценка данного показателя позволяет организации проанализировать производственный риск и оценить последствия тех или иных решений руководства.

Цель данной работы: проанализировать все необходимые теоритические понятия по оценке производственного левериджа, рассмотреть пример и рассмотреть программное и методическое обеспечение по оценке производственного левериджа. Для выполнения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать понятие «левериджа» и «производственного левериджа»;

- произвести анализ производственного левериджа на примере;

- рассмотреть основные особенности оценки производственного левериджа и его значение;

- проанализировать методику применения компьютерных программ с разработкой шаблонов по оценке производственного левериджа.

  1. Общее понятие «левериджа», его виды и особенности.

Что такое «леверидж»?

Леверидж, от английского leverage — рычаг, средство достижения цели. Термин «леверидж» употребляется в нескольких значениях:

  • Финансовый леверидж (финансовый рычаг) — отношение заемного капитала компании к собственным средствам. Характеризует устойчивость компании — чем выше леверидж, тем выше риск.

  • Операционный (производственный) леверидж или операционный рычаг — отношение темпа изменения прибыли к темпу изменения выручки от продаж. Помогает спрогнозировать изменение прибыли при изменении выручки или определить какая выручка необходима для получения нужной прибыли.

То есть можно сказать, что существует два основных вида левериджа в финансовом анализе:

-финансовый леверидж

-производственный леверидж

Таким образом, леверидж в финансовом анализе трактуется как фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.

Любое предприятие является источником финансового риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера, формирующих расходы и доходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, их структурой можно управлять.

В результате использования различных источников финансирования складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом. А так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость определения влияния этих издержек на финансовый результат деятельности предприятия.

Финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства, от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре стоимости. Поэтому операционный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Операционный леверидж связывает изменение прибыли с изменением объемов продаж.

  1. Производственный леверидж и его оценка

  1.  
    1. Теоритическая база: определение, формула и значение

Производственный леверидж (англ. leverage — рычаг) — это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный леверидж определяется с помощью одной из двух формул:

Эпл = TCM / π (1),

либо

Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)

где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем служит для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:

Yπ = ∆π / ∆TR (3)

где ∆π — изменение прибыли, %; ∆TR — изменение выручки от продаж, %.

  1.  
    1. Пример расчета производственного левериджа

Для наглядности можно рассмотреть эффект производственного левериджа на примере:

1. Сумма продаж (выручка) — 375 000 руб.2. Переменные затраты — 250 000 руб.3. Маржинальный доход (п. 1 — п. 2) — 125 000 руб.4. Постоянные затраты — 80 000 руб.5. Прибыль (п. 3 — п. 4) — 45 000 руб.6. Объем реализованной продукции — 500 шт.7. Цена за единицу — 750 руб.8. Эффект производственного левериджа (п. 3 / п. 5) — 2,78.

Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 2,78 единицы (12 5000 / 45 000). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб. (375 000 - 375 000 * 10 / 100). В этих условиях прибыль предприятия сократится на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 - 45 000 * 27,8 / 100).

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

  • цены и объема продаж;

  • переменных и постоянных затрат;

  • комбинации перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.

а) Увеличение цены реализации на 10% (до 825 руб. за шт.) приведет к увеличению объема продаж до 412 500 руб., маржинального дохода — до 162 500 руб. (412 500 - 250 000) и прибыли — до 82 500 руб. (162 500 - 80 000). При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу изделия с 250 (125 000 руб. / 500 шт.) до 325 руб. (162 500 руб. / 500 шт.) В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 246 шт. (80 000 руб. / 325 руб.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 254 шт. (500 шт. - 246 шт.), или на 50,8%. Как следствие, предприятие может получить дополнительную прибыль в сумме 37 500 руб. (82 500 - 45 000). При этом эффект производственного левериджа снизится с 2,78 до 1,97 единицы (162 500 / 82 500).

б) Снижение переменных затрат на 10% (с 250 000 руб. до 225 000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 150 000 руб. (375 000 - 225 000) и прибыли — до 75 000 руб. (150 000 - 80 000). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 200 000 руб. [80 000 / (150 000 / 375 000)], что в натуральном выражении составит 400 шт. (200 000 : 500). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 175 000 руб. (375 000 - 200 000), или 233 шт. (175 000 руб. / 750 руб.) В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 2 единиц (150 000 / 75 000).

в) При снижении постоянных затрат на 10% (с 80 000 руб. до 72 000 руб.) прибыль предприятия увеличится до 53 000 руб. (375 000 - 250 000 - 72 000), или на 17,8%. В этих условиях точка безубыточности в денежном выражении составит 216 000 руб. [72 000 / (125 000 / 375 000)], а в натуральном выражении — 288 шт. (216 000 / 750). При этом маржинальный запас прочности предприятия будет соответствовать 159 000 руб. (375 000 - 216 000), или 212 шт. (159 000 / 750). В результате снижения постоянных затрат на 10% эффект производственного левериджа составит 2,36 единицы (125 000 / 53 000) и по сравнению с первоначальным уровнем снизится на 0,42 единицы (2,78 - 2,36).

  1.  
    1. Особенности проявления механизма производственного левериджа и его значение

Анализ приведенных расчетов позволяет сделать вывод о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем больше изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа может иметь особенности, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

  1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности. Для того чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие вначале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. Поэтому, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

  2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

  3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

  4. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

  5. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Операционный рычаг не измеряется в процентах, поскольку представляет собой отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. А так как маржинальный доход, кроме прибыли от продаж, содержит еще и сумму постоянных затрат, то операционный рычаг всегда больше единицы.

Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.

Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

Использование механизма производственного левериджа, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволят увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

  1. Методика применения компьютерных программ с разработкой шаблонов по оценке производственного левериджа

Было определено, что производственный (операционный) леверидж определяет чувствительность прибыли от продаж (прибыли до вычета процентов и налогов) к изменению объема продаж.

Важно отметить, что специально разработанной методики применения компьютерных программ с разработкой шаблонов по данной тематике не подразумевается. Это объясняется тем, что для оценки производственного левериджа прежде всего необходимы численные данные, чтобы рассчитать эффект производственного левериджа по перечисленным ранее формулам:

Эпл = TCM / π (1),

либо

Эпл = (TFC + π) / π = 1 + (TFC / π) (2)

где Эпл — эффект производственного левериджа; ТСМ — общий маржинальный доход; TFC — общие постоянные затраты; π — прибыль.

Фактически данные формулы подразумевают собой шаблон расчета эффекта производственного левериджа, и для расчета в первую очередь необходимы достоверные источники данных.

Источниками данных могут являться: бухгалтерский баланс организации, отчет о финансовой результатах организации, внутренняя документация.

Что касается программного обеспечения, то тут возможно использование компьютерной программы «1С: Бухгалтерия», а также пакета MS Office, включающего «MS Excel». Соответственно данные программы созданы и используются для автоматизации и облегчения многих процедур финансового учета и анализа, в том числе они подразумевают использование их математического аппарата для расчетов.

  1. Заключение

При написании данного реферата были описаны основные понятия левериджа, его задачи, функции, выполнен анализ основных теоритических понятий, приведен пример расчета производственного левериджа, была проанализировано программное и методическое обеспечение оценки производственного левериджа.

Таким образом, леверидж – это сложная система управления активами и пассивами предприятия. При этом любое предприятия стремятся к достижению двух основных целей своей деятельности, т.е.:

♦ увеличению прибыли;

♦ увеличению стоимости самого предприятия.

В этих условиях леверидж становиться тем самым инструментом, который позволяет достичь данные цели, посредством влияний на изменения соотношений и рентабельности собственного и заемного капитала.

Леверидж делиться на 2 основных вида:

♦ финансовый;

♦ производственный.

В зависимости от поставленных на предприятии задач, направленных на улучшение финансового положения предприятии, используется тот или иной вид рычага.

Разная степень влияния переменных и постоянных затрат на величину прибыли при изменении объемов производства обуславливает эффект операционного рычага (производственного левериджа). Он состоит в том, что любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме того, сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных затрат.

В условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от величины получаемой прибыли. Требуются обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов, базирующихся на системе показателей, отражающих взаимосвязь существующих отношений в реальной экономической системе. Таким образом, операционный рычаг рассматривается как инструмент управления и влияния на прибыль предприятия.

По сути производственный леверидж (операционный рычаг) - это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Как вывод, можно сказать, что оценка производственного левериджа дает возможность руководству организации оценить производственные риски, положение компании в целом, а также планировать деятельность организации и проработать стратегию поведения в будущем.

Просмотров работы: 6433