МЕСТО САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕСТО САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юревич С.Н. 1, Булатова Р.Д. 2
1ФГБОУ "Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова"Институт педагогики,психологии и социальной работы
2ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблеме самообразования личности посвящены философские, социологические и психолого-педагогические исследования. В философии самообразование понимается как индивидуально-личностный процесс познания окружающего мира, как частный случай познавательной деятельности (В. П. Шуман), как самостоятельное познание (Б.Т. Ительсон), подчиненное основным закономерностям и принципам теории познания, результатом которого выступают новые знания, питающие творческую деятельность.

В социологических исследованиях самообразовательная деятельность рассматривается как основа жизнедеятельности и эффективного функционирования человека на разных этапах социализации (А.А. Бодалев, А.В. Даринский, В.Н. Турченко и др.), а также как один из элементов в структуре свободного времени (В.А. Артемов, Г.П. Астапенко, Н.Н. Водомерова, М.А. Дремина, Л.Ф. Колесников и др.).

Психология, изучая процессы самообразования, акцентирует внимание на таких психических явлениях, как потребности, мотивы, воля, эмоции, способности к самообразованию, в частности, внутренние механизмы саморегуляции (А.Я. Арет, Л.Г. Ахтариева, А.Г.Ковалев, Ю.Н. Кулюткин, И.С. Кон, Л.А. Кандыбович, Г.С. Сухобская и др.). В педагогике самообразование рассматривается как составная часть самовоспитания и самосовершенствования личности (С.И. Архангельский, Г.И. Гусев, Л.С. Колесник, П.И. Пидкасистый, Г.Н. Сериков и др.), как одна из наиболее динамичных форм повышения профессионально-творческого уровня специалиста (Т.Г.Браже, М.М. Заборщиков, В.Н. Котляр, Н.В. Косенко, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.).

Значимость самообразования значительно возрастает в контексте концепции непрерывного образования. Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 года, провозгласил вступление Европы в "эпоху знаний", приняв в области образования меморандум "учение длиною в жизнь" (life long learning - LLL) - или меморандум непрерывного образования. Исходя из стратегии занятости, он констатирует, что участникам рынка труда необходимо непрерывное улучшение/обновление/актуализация знаний, навыков, профессиональных компетенций. Самообразование выступает как связующее звено между дискретно идущими ступенями специально организованного обучения, придавая образовательному процессу непрерывающийся, восходящий, целостно завершенный характер (А.А. Бодалев, А.П. Владиславлев, А.В.Даринский, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, В.Н. Турченко и др.).

Опора на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе "учения через всю жизнь", широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта - все это становится характерной тенденцией в теории и практике непрерывного образования. Важной чертой практики непрерывного образования становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. Идея непрерывного образования, подчеркивает Т.Ю.Ломакина, связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как "объект обучающих воздействий", к парадигме самообразования обучающихся. Если традиционно к приоритетным функциям самообразования относят адаптивную, компенсаторную, информационную и развивающую функции, то в условиях непрерывного образования компенсаторная функция все более угасает, ведущей же становится развивающая функция [1]. Таким образом, вне самообразования идея непрерывного образования неосуществима, поскольку самообразование - это не только сумма знаний, но основа психологической готовности приобщения к непрерывному образованию, к творческому поиску, всестороннему исследованию и осознанию необходимости своего самосовершенствования.

Методологической основой непрерывного образования выступает личностно-ориентированный подход, который рассматривает самообразование как механизм личностного существования человека, обеспечивающий его рефлексию, смысловое творчество, избирательность, ответственность, автономность (В.В. Сериков). В силу выраженности избирательности самообразование отличается более индивидуальным характером познания.

Мысль П.Ф. Каптерева о том, что главенствующим и господствующим должно быть самообразование, а вспомогательным - образование, вписывается в контекст личностно ориентированного образования, которое основывается на принципах: приоритета индивидуальности и самоценности личности; учета субъективного опыта участников образовательного процесса; развития личности через постоянное обогащение и преобразование субъективного опыта (Э.Ф. Зеер). Реализация данных принципов способствует формированию индивидуального стиля деятельности, что в конечном итоге позволит личности в соответствии со своими возможностями и потребностями выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

На основании вышеизложенного, под самообразованием мы понимаем личностно регулируемую творческую познавательную деятельность, побуждаемую развитыми личностно - и общественно значимыми мотивами и направленную на саморазвитие и самовыражение субъекта образования через непрерывное приобретение знаний при использовании различных ресурсов [2].

Ведущим признаком самообразовательной деятельности является, с одной стороны, ее индивидуальный, "внутренне обусловленный" характер, а с другой - ее социальная обусловленность, проявляющаяся в том, что усвоение становится общественно значимым лишь тогда, когда общество задало содержание и форму учения, определило требования и образ результатов деятельности. Характер преобразований в обществе, таким образом, придает особое значение процессу переосмысления сущности и задач самообразовательной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования /Т.Ю. Ломакина. - М.: Наука, 2006. - 221 с.

  2. Юревич, С.Н. Самообразование как педагогическая проблема / С.Н. Юревич, Д.А. Хабибулин // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XIII Международной научно-практ. конф.: в 5 ч. Ч.5/ Межд. Академия наук. пед. образования; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. – С.28-35.

Просмотров работы: 1418