В настоящее время научным сообществом России достаточно активно обсуждается новая программа совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы. Предполагается, что трудовые отношения между работником и работодателем в государственных и муниципальных учреждениях будут оформляться на основе «эффективного контракта». С его внедрением зарплата работников, оказывающих государственные и муниципальные услуги, в том числе в сфере образования, должна определяться на основе индивидуальных показателей.
Министерство образования и науки России предусматривают поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год, поэтому для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также локальных актов по оплате труда, имеются необходимые временные возможности. Эффективный контракт предполагается вводить постепенно, по элементам.
Для построения модели управленческого цикла по введению эффективного контракта педагога в ДОУ мы выбрали процессный подход (Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, А.Н. Троян).
Процессный подход рассматривает управление как процесс, потому что достижение цели управления – это серия непрерывных, взаимосвязанных действий – управленческих функций. Каждая из управленческих функций также представляет собой процесс, поскольку тоже состоит из серии взаимосвязанных действий. В функциях проявляется сущность, содержание управления.
Анализ психолого-педагогических и управленческих исследований показывает, что в каждом из них, так или иначе, используется метод моделирования. Под моделью общепринято понимать любое условное наглядное и относительно простое изображение оригинала, его условный аналог в форме схемы, чертежа, описания, графика, карты, используемое для упрощения анализа самого предмета и программы его преобразования.
Г.Г. Гранатов выделяет следующие критерии значимости любой научной модели, и научной картины мира в том числе, – это достоверность, простота, наглядно-образность и большая информационно-познавательная емкость в раскрытии сущности или замысла автора, его главных ключевых идей [1]. Из данных критериев мы исходим при построении модели управленческого цикла по введению эффективного контракта педагога ДОУ.
Процесс управления имеет циклический характер. В качестве управленческого цикла рассматривают замкнутую последовательность основных видов управленческой деятельности: планирование, организация, контроль, анализ, регулирование [3].
Исходя из вышесказанного, модель управленческого цикла для нас – это копия реального объекта (системы управления), обладающая его реальными характеристиками и способная имитировать, воспроизводить его действия, его функционирование и при наличии комплекса необходимых организационно-методических условий переходить на новый уровень.
Опираясь на данные понятия и руководствуясь положениями процессного подхода, мы дали определение понятию «управление введением эффективного контракта» и разработали модель управленческого цикла введения эффективного контракта педагога ДОУ.
Введение эффективного контракта в нашем исследовании рассматривается как объект управления, поэтому «управление введением эффективного контракта – это процесс воздействия на трудовые отношения между администрацией и педагогом, направленный на повышение эффективности его профессиональной деятельности».
Модель включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, связующие процессы, оценочный, результативный.
Введение эффективного контракта предполагает, что должно произойти повышение качества профессиональной деятельности педагога ДОУ, таким образом, определился целевой компонент модели управленческого цикла. Ядро нашей модели – эффективный контракт.
Модель управленческого цикла введения эффективного контракта педагога ДОУ, построенная на основе процессного подхода, представляет собой целостную систему компонентов, критериев и показателей, которые отражают значимые характеристики профессиональной деятельности педагогов, определяют характер его педагогического мастерства.
Управление введением контракта невозможно без опоры на следующие принципы: научности, системности, открытости, объективности, коллегиальности.
В содержательном компоненте нашей модели мы выделили функции управленческого цикла, для каждой функции определили алгоритм действий по введению эффективного контракта педагога ДОУ (таблица 1).
Таблица 1 Содержательный компонент модели
Функции |
Управленческие действия |
1 |
2 |
1. Предварительный анализ |
1. Анализ действующих трудовых договоров работников на предмет их соответствия ст. 57 Трудового кодекса РФ и приказу Минтруда России от 24.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта». 2. Анализ и уточнение трудовой функции и условий оплаты труда педагога |
2. Планирование |
1. Составление перечня необходимых изменений в локальные акты ДОУ. 2. Составление перечня необходимых изменений в трудовые договоры работников. 3. Разработка плана деятельности рабочей группы по разработке показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников. 4. Планирование работы комиссии по оцениванию показателей эффективности деятельности педагогов |
3. Организация |
1. Проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе по вопросам введения эффективного контракта. 2. Уведомление педагогов об изменении определенных условий трудового договора в письменной форме (не менее чем за два месяца согласно ст.74 Трудового кодекса РФ). 3. Организация деятельности рабочей группы ДОУ по разработке показателей эффективности труда педагогов. 4. Внесение изменений в локальные акты образовательной организации (коллективный договор, положение об оплате труда) с учетом мнения первичной профсоюзной организации. 5. Внесение изменений в трудовые договоры работников. 6. Оформление трудовых отношений с педагогическими кадрами (с работниками, состоящими в трудовых отношениях, оформление трудового договора должно осуществляться путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ; а при приеме на работу должен заключаться трудовой договор, приведенный в приложении № 3 к Программе [2]). 7. Организация работы комиссии по оценке эффективности деятельности труда работников 8. Обеспечение работы комиссии по оцениванию показателей эффективности деятельности работников соответствующими документами: мониторинговое сопровождение выполнения показателей эффективности деятельности работников (форма отчетности), протоколы оценивания на каждого работника, сводный протокол оценивания для принятия управленческого решения |
1 |
2 |
4. Контроль |
1. Контроль всех организационных вопросов. 2. Отчет работы комиссии по оцениванию показателей эффективности деятельности работников |
5. Текущий анализ |
1. Выявление отклонений в организационной работе. 2. Анализ работы комиссии по оцениванию показателей эффективности деятельности педагогов. 3. Анализ эффективности деятельности педагогов. 4. Анализ целесообразности утвержденных показателей эффективности деятельности педагогов |
6. Регулирование |
1. Корректировка отклонений на основе данных текущего контроля и анализа (в работе комиссии, в деятельности педагогов, в комплексе показателей) |
Связующие процессы характеризуют общие операции, присутствующие во всех управленческих функциях. Разные авторы выделяют разный набор связующих процессов. А.Н. Троян отмечает, что чаще всего к ним относят мотивацию, коммуникацию, и принятие управленческих решений [5]. Так, в мотивации различают два аспекта: побуждение самого себя (самомотивация) и побуждение за счет внешних воздействий (стимулирование). То есть применительно к эффективному контракту, внутренние стимулы должны побуждать педагогов повышать качество своей профессиональной деятельности, а внешние воздействия призваны обеспечить мотивации. Коммуникация в рамках введения эффективного контракта рассматривается нами как процесс обмена информацией между участниками с целью изменения их установок и поведения. А от того насколько эффективным будет принятое управленческое решение и реализованным в полной мере, настолько при введении эффективного контракта повысится качество профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Организационно-деятельностный компонент включает в себя этапы введения эффективного контракта, технологию оценивания эффективности деятельности педагога, методы стимулирования.
Этапы введения эффективного контракта отражены в Таблице 1 «Содержательный компонент модели» в графе «Управленческие действия».
Технология оценивания эффективности деятельности педагога при введении эффективного контракта требует существенной проработки, поскольку в настоящее время нет ни одной научно обоснованной технологии, которая бы прямо говорила, что именно так и не иначе происходит это оценивание. Здесь следует добавить, что решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013 (протокол 11) утверждены принципы определения показателей и критериев эффективности: объективность, предсказуемость, адекватность, своевременность, прозрачность [4].
Целевой показатель эффективности деятельности работника – это выраженный в процентах, абсолютном значении результат деятельности, который работник обязан достигнуть в течение установленного периода (месяц, квартал, год) [4].
Критерий оценки эффективности деятельности работника – это выраженная в баллах степень выполнения работником целевых показателей, на основании которой определяется размер выплат стимулирующего характера работнику [4].
В модели управленческого цикла нами рассматриваются следующие методы стимулирования: поощрение и наказание. Метод поощрения – это положительная оценка деятельности педагога в условиях введения эффективного контракта. Если в трудовом договоре отражены измеримые показатели, за исполнение которых последует материальное вознаграждение, то такой договор вселяет уверенность, создает благоприятный настрой на дальнейшую деятельность, повышает ответственность.
Наказание – это метод воздействия на педагога, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние [4]. Метод наказания в контексте введения эффективного контракта будет выражен в отмене выплаты по какому-либо показателю.
Конечно же, введение показателей эффективности вносит некий соревновательный характер, предложенный самой идеей эффективного контракта. Ведь соревновательность в достижении показателей бесспорно является эффективным стимулом к улучшению профессиональной деятельности, главное постоянно поддерживать этот интерес.
Оценочный компонент нашей модели включает в себя мониторинг профессиональной деятельности педагога по показателям эффективности, в котором принимают участие специалисты ДОУ – заместитель заведующего по УВР, медицинский работник, члены комиссии по оцениванию профессиональной деятельности педагогов. Ведь целью мониторинга в данном случае является выявление степени соответствия между результатами деятельности педагогов и показателями эффективности, указанными в трудовом договоре.
Таким образом, реализуя предложенную нами модель управленческого цикла по введению эффективного контракта педагога в ДОУ, можно прийти к результативному компоненту – эффективность деятельности педагога в повышении качества профессиональной деятельности.
Данную модель управленческого цикла введения эффективного контракта педагога в ДОУ можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 Схема модели управленческого цикла введения эффективного контракта педагога в ДОУ
Список использованных источников
1. Гранатов, Г.Г. Концепции современного естествознания (Система основных понятий): учебно-методическое пособие / Г.Г. Гранатов. – М.: Финита: МПСИ, 2005.
2. Ломов, А.И. Эффективный контракт // Директор школы. – 2014. - №2. – С. 55-60.
3. Назмутдинов, В.Я., Яруллин, И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. – Казань: ТРИ «Школа», 2013.
4. Решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11 «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год». / [Электронный ресурс]. URL: http://www.audar-info.ru/.
5. Троян, А.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.