К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Юревич С.Н. 1, Романова А.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова", Институт педагогики, психологии и социальной работы, кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время гуманистические идеи определили новые подходы к развитию управленческойнауки и практики. Во времена отсутствия рынка образовательных услуг образовательные учреждения не нуждались в широкой самопрезентации среди общественности, а понятие «конкурентная борьба» за воспитанников и высококвалифицированных педагогов образовательным учреждениям было почти не знакомо. В 1990-е г., с развитием рыночных отношений в России, общественное сознание стало оперировать понятиями индивидуальности, отличительности, имидже субъектов социально-экономических отношений. На сегодняшний день складывающийся рынок образовательных услуг обязывает учреждения больше ориентироваться на потребителя, учитывать его запросы. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество их учреждения по сравнению с другими. Сегодня, в разворачивающемся соперничестве, образовательные организации прибегают к различным формам конкуренции, среди которых значительная роль отводится имиджу.

Дошкольное образовательное учреждение, как открытая социально-педагогическая система, взаимодействующая со многими социальными институтами, также столкнулась с проблемой создания имиджа и предъявления его своим потребителям и партнерам. При этом имидж дошкольного образовательного учреждения, как интегративное явление, включает в себя имиджи различных субъектов (детей, родителей, педагогов, специалистов, руководителей) и объектов (имидж группы, игровой площадки, уклада жизни и пр.). У педагогов современных дошкольных образовательных учреждений должна быть сформирована имиджевая компетентность как готовность и способность к созданию имиджа.

Необходимость формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения, равно как и имиджа педагогов, определяется, во-первых, дифференциацией и вариативностью системы дошкольного образования. Дошкольные образовательные учреждения различной организационно-правовой формы и формы собственности (государственные и негосударственные) имеют различные направления деятельности, стремятся к максимальному раскрытию личности ребенка, избирая для реализации своих целей различные методы и средства и действуя при этом в неодинаковых условиях. Сложность выбора направлений и перспектив образования и развития дошкольников определяется многочисленными запросами социальной практики. Имидж – это механизм отражения социального запроса и ориентации потребителей в качестве и специфике предоставляемых образовательных услуг.

Во-вторых, важность внешнего представления дошкольного образования обусловливается постепенным расширением форм и моделей дошкольного образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияобразовательная деятельность может осуществляться не только в образовательных учреждениях, но и индивидуальными предпринимателями, а также родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования [3]. Это открывает перспективы для развития и расширения форм (дошкольное образовательное учреждение, дошкольная образовательная группа, дошкольное образование в семье) и моделей (группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, консультативный пункт, служба ранней помощи и др.) дошкольного образования и предоставляет родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Имидж рассматривается как механизм привлечения детей и родителей к тем или иным формам дошкольного образования.

В-третьих, имидж отражает потребность образовательной и управленческой практики в формировании представлений социума (родителей, образовательных и культурных институтов) о дошкольном образовании, об инновационных процессах и отдельных педагогических новшествах, которые в нем реализуются. Благоприятный имидж образовательного учреждения отражает степень его развития, перспективность начинаний, зрелость и профессионализм коллектива.

Наконец, создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия [2] невозможно без решения проблемы имиджа. Осуществляя продуктивную деятельность по созданию своего позитивного имиджа, а также имиджа ДОУ педагоги не только демонстрируют профессиональному окружению свои наиболее привлекательные индивидные, личностные и профессионально-деятельностные качества, но и учатся видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки, соотносить свои объективные характеристики с эталонным образцом индивида, личности, профессионала. Позитивный имидж педагога ДОУ выполняет не только функцию самопознания, самовыражения, саморазвития, но и функцию установления гармоничных отношений с детьми, коллегами, родителями. Педагоги ДОУ выступают носителями ценностей воспитания, образования, высокой духовной культуры.

Таким образом, сформированный позитивный имидж образовательного учреждения, педагогов и руководителей ДОУ позволяет: повысить привлекательность образовательного учреждения, в первую очередь, для родителей, общественности и персонала; обеспечить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг; облегчить процесс введения новых образовательных услуг; повысить уровень организационной культуры; способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе и т.д. [1].

Проблемы имиджа рассматриваются сегодня в рамках новой науки – имиджелогии, где исследуются вопросы сущности и содержания различных видов имиджа (имиджа руководителя, имиджа личности, корпоративного имиджа, профессионального имиджа и т.д.), закономерности, принципы и механизмы его возникновения и формирования. Исследования в области имиджелогии ведут как зарубежные авторы (П. Берд, Ф. Буари, С. Блэк, Л. Браун, К. Боулдинг, Д. Бурстин, К. Спенсер, Б. Сэм, Э. Сэмпсон, Дж. Честара, Дж. Ягер и др.); так и отечественные ученые (Е.Н. Богданов, Э.А. Галумов, А.В. Гармонова, Г.Г. Поченцов, Е.Б. Перелыгина, А.Ю. Панасюк, И.А. Федоров, А.П. Федоркина, В.М. Шепель и др.). Проблема формирования имиджа ДОУ стала предметом изучения исследователей: М.В. Апраксиной, Ю.В. Атемаскиной, Р.М. Чумичевой, Н.А. Платохиной и др. В работах данных авторов имидж педагога рассматривается как фактор успеха в профессиональной деятельности, как инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, как элемент конкурентоспособности. Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как ресурс управления и развития образовательного учреждения.

Список использованной литературы:

  1. Атемаскина, Ю.В. Формирование имиджа дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Атемаскина // Детский сад: теория и практика, 2011. - № 5. – С. 10-17.

  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : [Электронный ресурс.]. Режим доступа : http :// base.consultant.ru.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс.]. Режим доступа : http :// base.consultant.ru.

Просмотров работы: 1953