НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ

Алексеева Н.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основная задача современного образования заключается в том, чтобы создать открытую, развивающую систему непрерывного образования, способную обеспечить овладение каждым ребенком базовыми образовательными, гражданскими и культурными знаниями и ценностями.

Современный детский сад, как первая ступень непрерывного образования, должен обеспечивать оптимальные условия для системного, комплексного, перманентного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, успешно реализовывать преемственность в воспитании и обучении, создавать благоприятные условия для перехода ребенка на новую возрастную ступень, обеспечивать его эмоциональное и физическое благополучие, успешную адаптацию к школьной жизни. При этом важным остаётся удовлетворение ведущих жизненно необходимых потребностей ребенка: социальных, биологических, выявление и развитие его потенциальных способностей личностного роста с учётом природосообразности.

Занимаясь вопросом преемственности дошкольного и младшего школьного образования, изучая материалы по этому вопросу, исследователи приходят к выводу о том, что необходимо выделить группы приоритетных задач, которые учитывают самоценность как дошкольного периода, так и этапа обучения в начальной школе и определяют возможность осуществления преемственных связей в целях и содержании образования дошкольников и школьников [1, 2, 3].

С точки зрения психологов «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, иными словами, общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики; а также непрерывность жизненного пути личности, этапность его развития (С.Л. Рубинштейн); взаимодействие процессов зоны ближайшего и актуального развития, возрастные кризисы (Л.С. Выготский).

Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, определяются следующие ведущие дидактические принципы построения преемственной развивающей образовательной системы: целевые, содержательные, технологические, психологические, управленческие и структурно-организационные [3].

Целевая преемственность обеспечивается согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненностью всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки, этнокультурному воспитанию детей, духовно-нравственному становлению личности.

Содержательная преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.

Ещё одним немаловажным требованием во взаимоотношениях сад-школа выступает организация дополнительного образования. Здесь должна учитываться преемственность в реализации приоритетных направлений ДОУ – начальная школа, будь то школа с эстетическим, спортивным, лингвистическим или математическим уклоном. Преобразования должны отвечать за проблему сотрудничества всех участников образовательного процесса для повышения качества образования с учётом принципа системности и последовательности.

Одним из направлений в работе должно является обновление содержания образования с учетом этнокультурного компонента в зависимости от региона нашей большой страны. Поэтому одной из задач воспитания сад-школа является: воспитание позитивной этнической настроенности, когда образ своего народа воспринимается ребенком как положительный, имеет место благоприятное отношение к культуре своего народа, истории, традициям, толерантные установки на общение с другими народами, понимание их вклада в историю.

Преемственность в содержании образования реализуется в подборе единой образовательной программы воспитания и обучения с учетом национально-регионального аспекта. В программе в рамках одного предмета или образовательной области должны быть определены содержательно-целевые линии развития, которые в свою очередь подчинены содержательно – целевой ориентации данного этапа непрерывного образования.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их перехода к обучению в школе педагог-психолог может проводить коррекционно-развивающую работу. Например, воспитание сказкой, сказкотерапия – эти приёмы в последнее время набирают популярность. Этот подход уместен, как в ДОУ, так и в начальной школе. Занятия представляют собой систему игровых заданий, основанных на анализе сказок, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с «зоной ближайшего развития».

Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в старших, подготовительных группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Вырабатываются и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно-развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.

Всё это позволяют строить педагогические процессы в едином контексте творческого развития детей, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление, как важные условия в становлении личности ребёнка и самореализации в рамках целостной системы образования.

Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду, и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально-положительное общение. И здесь очень важным, на наш взгляд, важным является учёт и развитие коммуникативных особенностей и способностей каждого участника педагогического процесса.

Управленческая и структурно-организационная преемственность обеспечивается организацией работы по осуществлению преемственных связей как детского сада и начальной школы, так и начальной и средней школы, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: малых педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, совместных заседаний, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий.

Вся работа по осуществлению преемственности, конечно, должна строиться на правовой основе, которая подкреплена перечнем нормативных документов, содержащих методические основы.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей (А.В. Запорожец). В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Список использованных источников:

  1. Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. Ростов н/Д.: Проф-Пресс, 2004. – 282 с.

  2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: Методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2005.- 142 с.

  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

Просмотров работы: 2258