МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ

Гашева О.Е. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные социально-экономические условия предъявляют серьезные требования к личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, к уровню его профессиональной компетентности в целом и к методической компетентности, в частности.

Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОУ отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов.

Однако практика показывает как сильные, так и слабые стороны методической деятельности. Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:

- является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;

- способствует совершенствованию качества организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

- помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;

- создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

- содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.

Вместе с тем, исследователи (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) отмечают недостаточно высокий уровень организации методической работы в ДОУ. Так, к слабым сторонам методической работы в ДОУ можно отнести следующие:

- недостаточно систематизированные структурные компоненты методической работы в ДОУ;

- разработка задач методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;

- слабая, недостаточно эффективная организация методической работы;

- бессистемность в определении содержания методической работы, т.к. педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

- не учитывается начальный уровень профессиональной подготовки педагогов при планировании содержания методической работы;

- используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;

- отмечается недостаточный уровень профессиональной компетентности руководителей ДОУ (заведующей, заместителя заведующей) в вопросах организации методической работы;

- выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

- осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

Подобное состояние методической работы в ДОУ препятствует решению основных задач, поставленных государством и конкретно системой образования в вопросах непрерывного повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ. В период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности такая организация методической работы в ДОУ не в состоянии реагировать на быстро изменяющиеся положения в системе дошкольного образования.

Все сказанное требует пересмотра и обновления как содержания методической работы, так и форм ее организации. Опираясь на исследования Ю.К. Бабанского, М.М. Поташника, С.Г. Молчанова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, методическую работу определяют как «часть профессионально-педагогической (профессионально-управленческой) деятельности, в рамках которой осваиваются, экспертируются и разрабатываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия» [1].

Методическая работа в современном дошкольном образовательном учреждении реализуется на основе комплекса принципов.

Актуальность – связь с жизнью. Это полный и точный учет современного заказа общества, Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» (2012), Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, учет проблем, близких конкретному педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка в современных сложных условиях жизни.

Научность – этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы методической работы современным научным достижениям в самых различных областях.

Системность – принцип подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства целей, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами.

Комплексный характер – принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.

Последовательность, преемственность, непрерывность и массовость – принцип предусматривает полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования.

Творческий характер – принцип предполагает творческий характер методической работы, создание в учреждении своей системы методической работы.

Конкретность – учет особенностей учреждения дошкольного образования, дифференцированный подход к педагогу.

Направленность – выделение главного, существенного в повышении квалификации педагогов.

Единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов и руководителей ДОУ.

Оперативность, гибкость, мобильность. Этот принцип требует от организаторов методической работы способности к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ДОУ.

Коллективный характер – принцип разумного сочетания групповых и индивидуальных форм работы и самообразования педагога.

Содержание методической работы отражается в ее функциях, которые определяются исследователями по-разному. Так, выделяют аналитическую, проектировочную, информационно-методическую, научно-экспериментальную функции, функцию распространения педагогического опыта, функцию повышения квалификации и повышения профессионального мастерства (Г.Н. Попова). С позиций управленческого подхода методическая работа выполняет следующие функции: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную (П.И. Третьяков).

По классификации, предложенной С.Г. Молчановым, формы методической работы делятся на:

• репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги);

• репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции);

• эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры);

• эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок);

• продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска) [1].

Современная образовательная ситуация отличается включением большинства образовательных учреждений в инновационный процесс. Одни образовательные учреждения и их педагогические коллективы готовы к реализации (внедрению) современных инноваций, предлагаемых образовательной практикой. Другие - к разработке авторских подходов к обновлению дошкольного образования. Педагогами создаются авторские программы, методические рекомендации, дидактические комплексы, обеспечивающие качественное внедрение инноваций в практику. Вся вышеперечисленная деятельность организуется в рамках методической работы. В связи с этим, говоря об инновационных процессах в дошкольном образовании, исследователи выделяют не только систему методической работы в дошкольном образовательном учреждении, но и систему инновационной методической работы [2].

Инновационная методическая работа - это часть профессионально-педагогической (профессионально-управленческой) деятельности, ориентированная на освоение и/или разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности [2].

Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе ее организации должна осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов новым способам профессиональной деятельности и отбору позитивных инноваций.

Феномен инновационной методической работы отражается в ее особенностях:

- обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

- отбор содержания методической работы, стимулирующего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие;

- обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

- обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

- оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Молчанов, С.Г.Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности / С.Г. Молчанов // Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска / Под ред. С.Г. Молчанова. Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 1993.

  2. Яковлева, Г.В. Инновационная методическая работа как один из ресурсов развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения / Г.В. Яковлева //Детский сад: теория и практика, 2011. – № 11. – С.67-

Просмотров работы: 4681