ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Корнилова К.В. 1, Медведчикова К.А. 1
1Магнитогорский государственный университет им. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема способностей человека является важным направлением психологической науки и практики. В зарубежной и отечественной психологической теории имеется достаточно обширный опыт исследования способностей человека (А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, Л.И.Уманский, Х.Вольф, Ф.Гальтон, Ч.Э.Спирмен).

Изученный материал по теории и практике профессиональных способностей позволяет уточнить понятие «способности».

Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются специализированными функциональными системами головного мозга и при благоприятных условиях в наибольшей мере определяют успешность освоения и продуктивность выполнения какого-либо вида деятельности. Иерархия способностей позволяет рассматривать их с точки зрения общих и специальных (профессиональных) [1].

Особого внимания в психологии заслуживает проблема профессиональных способностей специалиста. Необходимо отметить, что сегодня имеет место повышений требований к специалисту (руководителю, педагогу) как профессионалу. Это обусловлено введением Профессионального стандарта педагога и в целом обновлением нормативной базы образования.

В нашем исследовании речь пойдет о профессиональных способностях руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В общее число профессиональных способностей руководителя входят: коммуникативные, гностические, организаторские, проектировочные, конструктивные и другие способности [2].

В структуре профессионального труда руководителя существенное место занимает организаторская деятельность, в ходе которой руководитель координирует и направляет деятельность коллектива дошкольного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) на достижение поставленных задач.

Организация является одной из функций управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте [3]. Для успешной реализации данной функции руководителю необходимо владеть организаторскими способностями.

Организаторские способности руководителя включают в себя следующие качества: целеустремленность, принципиальность; профессиональная компетентность и практическая направленность ума; общительность и открытость, чувство коллективизма; требовательность, находчивость, активность; способность чувствовать настроение коллектива и находить нужный подход [2].

На наш взгляд перечисленные качества можно соотнести с процессом управления ДОУ, который обобщенно представляет собой управленческий цикл, состоящий из взаимосвязанных функций планирования, организации, контроля, анализа и регулирования.

Процесс управления коллективом дошкольного учреждения начинается с планирования (осуществления целеполагания): руководитель планирует цели и задачи деятельности, определяет концептуальные идеи. Здесь необходимо проявление целеустремленности и принципиальности.

Для достижения поставленных целей и задач руководителю необходимо организовать коллектив, распределить полномочия и функции между его членами. Для этого необходимо практическое мышление (практическая направленность ума) и профессиональная компетентность.

Общительность, открытость и чувство коллективизма понадобятся руководителю при установлении профессиональных связей для установления единства усилий в достижении цели деятельности. На сегодняшний день ведущей целью трудовой деятельности коллектива ДОУ является участие в разработке образовательной программы [4].

Еще одной важной функцией руководителя ДОУ является контроль и координация деятельности, внесение корректив в работу в случае выявления недостатков при контроле. Данная функция требует от руководителя требовательности, находчивости и активности. Проявление этих организаторских качеств позволит своевременно обратить внимание на недостатки деятельности коллектива и сформулировать пути их устранения.

Способность чувствовать настроение коллектива и находить нужный подход – на наш взгляд, это качество должно сопровождать весь процесс управления. Данная организаторская способность позволяет руководителю быть гибким в принятии решений.

Благодаря организаторским способностям и соответствующей подготовленности у руководителя формируются специфические организаторские качества, позволяющие ему эффективно справляться с целым рядом профессиональных функций.

Список использованных источников

  1. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие. – 2-е изд, стер., - М.: ФЛИНТА. – 2012. – 448 с. –Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/3741/.

  2. Коваленко А.В. Психологические основы менеджмента: учебное пособие / А.В. Коваленко. – Томск.- ТПУ. – 2000.- 79 с.

  3. Мескон М и др. Основы менеджмента: учебное пособие / М.Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури // Издательство: Дело, 1997. - 704 с.

  4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] http://dou2.ivedu.ru/files/Standart_pedagog.pdf. –Режим доступа: http://dou2.ivedu.ru/files/Standart_pedagog.pdf.

Просмотров работы: 3194