2014 год в РФ объявлен Годом культуры в соответствии с Указом Президента России Владимира Путина, опубликованным 22 апреля 2013 года [1].
В связи с этим и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 587 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма», решением Городской Думы города Таганрога от 30.09.2013 № 590 в целях укрепления единого культурного пространства города, сохранения культурного и исторического наследия, развития профессионального искусства и культурно-досуговой деятельности Администрация города Таганрога постановила утвердить муниципальную программу «Развитие культуры» на 2014-2016 годы [3, 4].
Стабильное развитие сферы культуры, сохранение культурных и нравственных ценностей, межрегиональных и межнациональных культурных связей, укрепление духовного единства общества является важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества. Государственная политика в сфере культуры направлена на создание условий, в которых активно формируется культурный и духовный потенциал личности, и возможна его максимально полная реализация.
Отдельно стоит выделить культурное развитие подрастающего поколения как наиболее значимой составляющей развития национального человеческого потенциала (человеческого капитала).
В Ростовской области на сегодняшний день имеется значительный культурный потенциал. Помимо существенного культурного потенциала, Российские регионы и города обладают и колоссальным туристским потенциалом, который, однако, пока используется всего лишь на 20-30% из-за ряда проблем.
На сегодняшний день город Таганрог является крупным индустриальным, научным и культурно-историческим центром, а также одним из ведущих морских портов Юга России. Несмотря на тот факт, что Таганрог является индустриальным центром, в городе сосредоточен также значительный культурный и туристский потенциал, наличие которого и позволяет относить муниципалитет к перспективным культурно-туристским центрам Ростовской области.
Город Таганрог включен в разработанный Администрацией Ростовской области туристский маршрут «Серебряная подкова Дона», объединяющий важнейшие туристские центры Ростовской области. Благодаря своему местоположению, природно-климатическим условиям, колоссальным количеством культурно-исторических туристских ресурсов, многие из которых – федерального значения, большого числа предприятий индустрии туризма, город Таганрог имеет обширные перспективы для развития туристского комплекса как на внутреннем, так и на международном рынках туристских услуг.
Одной из наиболее приоритетных и инновационных стратегий развития культуры в муниципальных образованиях является создание, продвижение, реализация и развитие проектов, созданных по принципу социального предпринимательства, направленных на сохранение, использование и популяризацию историко-культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма в городе Таганроге. Такие проекты можно охарактеризовать как бизнес-решение социальной проблемы, основывающееся на балансе социальных целей и коммерческой составляющей, где деньги не выступают в качестве основной цели, а являются средством достижения этих социальных целей, позволяющим предпринимателю оставаться устойчивым и не зависимым от постоянных донорских вливаний.
Популяризация объектов культурной направленности способствует взаимному пониманию, уважению и сближению людей, ведет к духовному обогащению и объединению нации на основе единых исторических корней, способствует воспитанию патриотических чувств. А создание и функционирование на территории города идейных и социально-направленных организаций оказывает благоприятное воздействие на развитие маркетинга культурно-туристской территории на муниципальном уровне.
Цели и задачи бизнес-проекта Арт-Кондитерской «Чехонте»
Цели и задачи бизнес-проекта Кондитерской «Чехонте» соответствуют приоритетным направлениямГосударственной программы развития культуры и туризма в Ростовской области до 2020 г., а также Муниципальной программе развития культуры в г. Таганроге на 2014-2016 гг.
Основные цели Арт-Кондитерской «Чехонте»:
Удовлетворение возросшего желания покупателей в приобретении кондитерских и кулинарных изделий премиум-качества с использованием исключительно экологически-чистых компонентов, вызванного сменой приоритетов со стороны потребителей в предпочтении приобретения натуральных и полезных для организма продуктов;
Удовлетворение желаний покупателя в сочетании сложной и оригинальной рецептуры приобретаемого кондитерского и кулинарного изделия с его нетривиальным и привлекательным эстетическим оформлением;
Стимулирование развития эстетического восприятия у подрастающего поколения через авторский подход к приготовлению и оформлению самых любимых детских лакомств – десертов, пирожных, печенья, конфет и др. сладостей;
Знакомство покупателей, в частности подрастающего поколения, с общеизвестными кондитерскими шедеврами мировой межконтинентальной кухни;
Содействие образовательному и культурному воспитанию подрастающего поколения посредством проведения тематических мероприятий и исторических экскурсов по созданию и приготовлению кондитерских изделий мировой кухни, с превалированием уклона в знакомство с многонациональной русской кондитерской кухней;
Воспитание и укрепление чувства принадлежности и терпимости к многонациональному русскому народу и уважения традиций представителей национальностей других стран мира при помощи ассоциативных сравнений всеми любимых сладостей с местами их традиционного приготовления;
Активизация и выявление талантливых детей и молодежи посредством проведения на базе частно-государственного партнерства тематических конкурсов и мероприятий;
Укрепление культурно-туристского потенциала бренда города Таганрога и содействие развитию въездного туризма;
Активное сотрудничество Арт-кондитерской «Чехонте» с Администрацией города Таганрога и ее структурными подразделениями, а также культурно-образовательными центами города, такими как Центр развития и коррекции «Жар-птица», Центр эстетического совершенствования «Рафинад», Детский игровой клуб «Радуга» и др. с целью предоставления скидочных сертификатов и подарочных купонов.
Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект
В случае реализации данного проекта предполагается создание социально - ориентированной организации с культурной направленностью, организованной по принципу социального предпринимательства, концепция деятельности которой будет способствовать развитию культурно-туристского потенциала города Таганрога и Ростовской области в единой системе геобрендинга.
В качестве оптимистичного сценария долгосрочного развития предлагаемого проекта планируется включение его в состав региональных участников культурно-туристского кластера на принципах частно-государственного партнерства, объединяющего основные культурно-туристские ресурсы г. Таганрога в единый туристский маршрут в области культурно-познавательного и событийного туризма Ростовской области [2].
Концепция кондитерской
В рамках бизнес-проекта планируется создание Арт – Кондитерской «Чехонте», уникальное предложение которой будет заключаться в приготовлении популярных десертов и кондитерских изделий русской, европейской и восточной кухонь. Одной из ключевых идей концепции создания Арт - Кондитерской является эстетическое и культурное образование и воспитание клиентов, а также знакомство покупателей с шедеврами русской и межконтинентальной кухнями кондитерских изделий.
Инновационность концепции кондитерской будет заключаться в уникальном (авторском) и нетипичном визуальном оформлении десертов и кондитерских изделий с сохранением всего спектра вкусовых качеств и изюминки оригинального (классического) способа приготовления сладостей в разных странах мира. Десерты каждой из представленных кухонь будут тематически оформлены согласно культуре страны своего происхождения. При оформлении десертной витрины будут использованы нетривиальные дизайнерские решения и акценты.
Основной упор в процессе приготовления десертов будет делаться на использование экологически чистых и органических продуктов (злаки, орехи, ягоды, специи, пряности, растения) и полном отсутствии использования вредных E-компонентов, красителей и стабилизаторов в готовой продукции.
Обоснование успеха предприятия:
достаточно высокий уровень спроса на оригинальные и авторские кондитерские изделия;
заинтересованность покупателей в разноплановой продукции заведения;
конкурентные преимущества: притягательный и продуманный дизайн помещения, широкий ассортимент популярной кондитерской продукции из кухонь разных стран мира и кофейных напитков, высокое качество ингредиентов и процедуры приготовления продукции; экскурсы в историю создания кондитерских десертов и изделий, особенностей приготовления сладостей в странах, чей ассортимент десертов представлен в кондитерской;
сотрудничество со структурными подразделениями Администрации г. Таганрога в области культуры и развития молодежи;
партнерство с культурно-воспитательными и образовательными учреждениями г. Таганрога;
проведение мастер-классов, конкурсов, выставок и тематических вечеров;
изготовление десертов на заказ;
индивидуальный подход к каждому клиенту.
План проведения тематических культурно-образовательных мероприятий мероприятий
Так как Арт-кондитерская «Чехонте» планирует осуществлять свою деятельность, основываясь на принципах социального предпринимательства и частно-государственного партнерства, то дирекцией заведения будут разработаны и реализованы тематические программные мероприятия на бесплатной основе с целью ознакомления населения города, прежде всего подрастающего поколения, с культурой народов России и стран мира через особенности кондитерских изделий и десертов кухонь этих народов и стран. Каждую из стран будет представлять определенный постоянный список десертов и сладостей, которые можно будет приобрести в любой день работы кондитерской вне зависимости от проводимых мероприятий. Это установленное меню может пополняться новыми видами десертов в зависимости от тематики культурных мероприятий.
Для более наглядного описания проведения тематических культурно-образовательных мероприятий приведем план одного из них:
Мероприятие 1. «…Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют» [5] - Знакомство с Антоном Павловичем Чеховым.
Средняя продолжительность подобных культурно-образовательных встреч будет варьироваться в пределах 30-40 мин. То есть, за день можно будет провести порядка 5 – 6 дублирований данного мероприятия для разных категорий слушателей (посетителей). Сотрудники «Cioccolatini», действуя по плану описываемого мероприятия, окунут собравшихся гостей в эпоху Антона Павловича Чехова – великого русского писателя, уроженца города Таганрога. Для более детального погружения слушателей в атмосферу беседы, биографический рассказ о писателе будет сопровождаться музыкальным оформлением и цитированием знаменитых выражений заслуженного русского писателя. К примеру, встречу начнут со слов:
«Прошу, господа. Повесьте, так сказать, ваши уши на гвоздь внимания» [5].
В процессе рассказа будут использованы и следующие выражения:
«Что непонятно, то и чудо» - будут недвусмысленно отвечать сотрудники «Cioccolatini» на вопросы посетителей о рецептуре и процедуре приготовления десертов и сладостей;
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - такими сотрудники «Чехонте» видят гостей Арт-Кондитерской;
«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» - эта цитата будет вдохновлять гостей «Чехонте» на получение новых знаний.
Во время рассказа гостям будут предложены десерты из специально разработанного десертного меню русской кухни, которое будет названо в честь главного героя мероприятия - «Десертная книга Антона Павловича».
Для угощения участников данной встречи будут приготовлены десерты «Каштанка» (красные яблоки в тесте, запеченные в духовом шкафу с добавлением корицы и сахарной пудры) и напитки «На деревню дедушке» (Медовый сбитень – мед, патока, пряности, вода).
В заключение рассказа будет процитировано еще одно крылатое выражение писателя: «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» [5], которое подведет своеобразный итог встрече и даст нужную пищу для размышления представителям подрастающего поколения.
Количество приглашенных гостей на мероприятия подобной направленности будет равняться 18-20 людям.
План финансовых расчетов и окупаемости проекта
По прогнозируемым расчетам средний чек равен 300 р. Количество посадочных мест – 18. Часы работы – 12 часов в день (с 10.00 до 22.00). (В расчетах используем количество посадочных мест и часов работы, поделенное на 2).
Средняя предполагаемая начальная выручка в день = (300р.*9)*6= 16 200 р.
Средняя начальная выручка в месяц = 16 200*29 = 469 800 р.
Средние затраты на производство всего ассортимента продукции «Cioccolatini» составят:
1 680р. ( десерты) + 2 250р. (кондитерские изделия) + 600 р. ( хлебобулочные изделия) = 4 530р.
Среднемесячные затраты на производство всего ассортимента продукции «Cioccolatini» составят:
4 754р.*29 дней = 131 370р. (Ежемесячная выручка напрямую зависит от спроса на конкретную категорию продукции).
средние ежеквартальные затраты составят:
137 866р.*3 = 413 598р.
Среднемесячные прогнозируемые коммунальные платежи = 25 000р.
Средние суммарные ежемесячные затраты (производство продукции + зарплата персоналу + коммунальные и налоговые платежи) = 394 520 р.
Таблица 1 - Финансовый результат производственной и сбытовой деятельности (на годовой объем) (тыс.руб.)
Показатели |
1 год |
2 год |
3 год |
||||||||
Всего |
По кварталам |
Всего |
По кварталам |
Всего |
|||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1.Общая выручка от реализации продукции (услуги) |
5715,5 |
1409 |
1522,5 |
1131 |
1653 |
6394,5 |
1566 |
1653 |
1435,5 |
1740 |
6988 |
2. НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи от реализации продукции(услуги) |
---- |
---- |
--- |
---- |
---- |
------- |
---- |
---- |
---- |
---- |
------- |
3.Уплачиваемые экспортные пошлины |
------ |
---- |
---- |
---- |
---- |
------ |
---- |
---- |
---- |
---- |
------- |
4. Выручка от реализации продукции за минусом пунктов 2,3. |
5715,5 |
1 409 |
1522,5 |
1131 |
1653 |
6394,5 |
1566 |
1653 |
1435,5 |
1740 |
6988 |
5.Общие затраты на производство и сбыт продукции (услуги), в том числе: - НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи на материалы, энергию, топливо |
1525,8 ------ |
367,1 ---- |
385,5 ---- |
350 ---- |
423,2 --- |
1763,7 ------ |
402 ---- |
455 ---- |
416,7 ---- |
490 ---- |
1834,4 ------ |
6. Амортизационные отчисления |
20 |
5 |
5 |
5 |
5 |
20 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
7. Налоги, включаемые в себестоимость всего, в том числе:----------- |
----- |
---- |
--- |
--- |
--- |
------ |
--- |
---- |
--- |
--- |
----- |
8. Финансовый результат (прибыль) (разность между пунктом 4 и 5,6,7) |
4169,7 |
1036,9 |
1132 |
776 |
1224,8 |
4610,8 |
1159 |
1193 |
1013,8 |
1245 |
5128,6 |
9. Налоги, относимые на финансовый результат всего, в том числе: УСН (15% от доходов, уменьшенных на величину расходов) |
393,5 |
99,7 |
111,2 |
63,1 |
119,5 |
424,1 |
112,8 |
109,9 |
88,8 |
112,5 |
490,4 |
11. Налогооблагаемая прибыть (разность пунктов 8 и 9) |
3776,2 |
937,2 |
1020,8 |
712,9 |
1105,3 |
4186,7 |
1046,2 |
1083,1 |
925 |
1132,5 |
4638,2 |
12. Налог на прибыль |
------ |
---- |
---- |
---- |
---- |
------ |
---- |
---- |
---- |
---- |
------ |
13. Чистая прибыль (разность пунктов 8 и 9,12) |
3776,2 |
937,2 |
1020,8 |
712,9 |
1105,3 |
4186,7 |
1046,2 |
1083,1 |
925 |
1132,5 |
4638,2 |
14. Платежи в бюджет (сумма пунктов 2,3,7,9,12 за вычетом пункта 5(НДС)) |
393,5 |
99,7 |
111,2 |
63,1 |
119,5 |
424,1 |
112,8 |
109,9 |
88,8 |
112,5 |
490,4 |
По прогнозируемым расчетам Проект окупится за 2 года работы заведения.
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ В.В. Путина от 22 апреля 2013 года «О проведении в Российской Федерации Года культуры».
2. Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 1538-р О Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.
3. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 587 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие культуры и туризма».
4. Решение Городской Думы города Таганрога от 30.09.2013 № 590 "Об утверждении Положения "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования "Город Таганрог".
5. Информационный сайт об А.П. Чехове [сайт]: URL: http://www.anton-chehov.info/
- (дата обращения: 23.12.2014)