ИССЛЕДОВАНИЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ТАГАНРОГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ТАГАНРОГА

Котлярова Д.К. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность выбранной темы обусловливается тем, что на местное самоуправление возлагается множество обязанностей: обеспечение функционирования учреждений образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, причем эти затраты почти не компенсируются населением.

Помимо общих проблем бюджетной сферы, для местных бюджетов характерны и специфические трудности. В основном для бюджета г. Таганрога в настоящее время характерен глубокий дисбаланс между расходами, обязательными к финансированию, и имеющимися доходными источниками. Федеральные органы власти для сокращения дефицита федерального бюджета стараются увеличить налоговые изъятия, поступающие на верхний уровень бюджетной системы, за счет уменьшения поступлений на нижний уровень. Очень важной проблемой является то, что большинство расходов местных бюджетов являются социально важными и трудно поддаются сокращению, так как обеспечивают реализацию конституционных прав граждан (например, права на образование).

Таким образом, уже не первый год существует настоятельная необходимость упорядочивания местного бюджета, устранения несоответствия расходов по осуществлению многочисленных функций местного самоуправления и доходов, которые зачисляются в местный бюджет.

Местные бюджеты могут формироваться из трех основных источников:

  1. государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде финансовых ресурсов или доходных источников, а также прав, предусмотренных законодательством (федеральным и субъекта федерации, на территории которого находится муниципальное образование);

  2. собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций (доходы от использования муниципальной собственности, предоставления услуг и тому подобное)

  3. заемные средства или муниципальный кредит.

Рис.1. «Муниципальные финансы»

Соотношение этих трех основных источников в структуре местных бюджетов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре бюджетов первой или третей группы источников порождает зависимость от органов государственной власти или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе. Следовательно, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от собственной финансовой деятельности органов местного самоуправления, их предприятий и организаций, а также от степени профессионализма кадров органов местного самоуправления, занимающихся организацией финансовой деятельности.

В связи с тем, что много лет подряд бюджет города Таганрога дефицитный, следовало бы задуматься о способах уменьшения этого дефицита. Задача сложная, и вряд ли решиться на местном уровне силами городской думы. Ведь Таганрог далеко не единственный город с дефицитным бюджетом, около 70% муниципальных образований РФ являются дефицитными. Такая ситуация возникает не потому, что территории не развиты, нет. Потому что в муниципальный бюджет поступает мизерная часть дохода, остальное отправляется на более высокие уровни: региональный и федеральный. В связи с этим помочь муниципальным образованиям могут только региональные либо федеральные программы.

К примеру, такие как:

  • Методика бюджетного выравнивания

  • Увеличение доходов местных бюджетов за счет повышения собираемости налогов.

  • Противодействие коррупции

Рассмотрев функции, структуру доходов и расходов местных бюджетов, стало очевидно, главная финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В основном из этих источников финансируется развитие отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы.

Территориальные бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие социальной инфраструктуры общества.

Таким образом, можно сказать, что проблема поиска оптимальных путей формирования и реализации эффективной бюджетной политики является актуальной не только внутри муниципального образования, но и для России в целом.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  3. Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

  4. Решение Городской Думы города Таганрога от 30.09.2013 № 590 (в ред. от 31.03.2014) «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования «Город Таганрог»

  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 30.04.2010).

  6. Федеральный закон № 126 от 25.09.97г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»

  7. Колесов А.С. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Девятой научно–практической конференции (27-29 мая 2009 г.). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – с.152.

  8. Официальный сайт г. Таганрога http://www.tagancity.ru/ .

Просмотров работы: 957