ПРОБЛЕМА СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Григорьев П.А. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность: В современном мире, в связи с развитием спорта, спортивной деятельности, физического воспитания учащихся поднимается проблема об активном использовании спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся. Ввиду этого есть потребность в совершенствовании и улучшении физического образования, а именно, решении проблемы спортизации физического воспитания.

Ведь, не случайно, изменение российского образования требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Нынешнему развивающемуся обществу нужны здоровые, образованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения, прогнозировать их последствия. В то же время современная молодежь должна быть толерантной к окружающему миру, способной к сотрудничеству, мобильности, обладать чувством ответственности за себя и судьбу страны.

Зачастую, возникают проблемы поиска, отбора и развития спортивно одаренных детей. Проблема становится краеугольной в подготовке спортивного резерва. Ввиду этого разрабатываются инновационные системы, методики спортивной ориентации и отбора, связанные с разработкой технологии спортизации общеобразовательных школ России.

Объектом исследования курсовой работывыступаетспортизация физического воспитания.

Предметом курсовой работы являетсяпроблема спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе.

Цель курсовой работы изучить проблему спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе.

Согласно цели курсовой работы, формулируются задачи исследования:

1) Изучить сущность спортизации физического воспитания;

2) Изучить проблемы спортизации физического воспитания;

3) Рассмотреть возможные тенденции и перспективы физического воспитания в современном мире;

4)Рассмотреть разработанные программы спортизации в общеобразовательных учреждениях.

1 Определение спортизации физического воспитания в школе

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательной школе вызывало и продолжает вызывать повышенную озабоченность в нашем обществе. Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и молодежи, направленного на физическое и духовное совершенствование и формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, признана главной целью подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 годы)". Для достижения данной цели в подпрограмме были указаны такие задачи, как вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом, обновление содержания, форм и средств физического воспитания и спортивной подготовки на основе развития методов учебного и тренировочного процессов, совершенствование нормативной правовой, материально-технической, научно-образовательной, организационно-управленческой и финансовой базы развития физической культуры и спорта [15].

Под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся.

Современная система физического воспитания в общеобразовательных школах нуждается в обновлении как в содержательном, так и в технологическом планах. Устарели методики преподавания предмета "Физическая культура", его материальная база, подготовка кадров, лимит объема часов (2 ч в неделю) не позволяют оказывать серьезного влияния на оздоровление и социализацию учащихся.

Проникновения конверсионных элементов спортивной культуры в культуру физическую согласно нашей концепции создают объективные предпосылки и условия для психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование спортивного образования занимающихся как комплекса актуализированных ценностей спортивной культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям и возможностям школьников.

В этой связи представляется чрезвычайно актуальным внедрение в практику физического воспитания общеобразовательных школ спортивных технологий, которые, как показывают наши многочисленные исследования, дают значительный эффект в формировании как здоровья занимающихся, так и спортивных интересов[19].

К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему спортивного воспитания, относятся следующие инновации:

- спортивно ориентированное физическое воспитание;

- спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы;

- школьный спортивный клуб;

- каждой школе - спортивную команду.

Суть спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета "Физическая культура" проводятся по трем видам учебных программ:

- спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;

- общеразвивающая тренировка по программе ОФП;

- оздоровительная и адаптивная физическая культура.

В.К. Бальсевич [1] выдвинул и успешно начал реализацию идеи спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе на инновационной основе преобразования процесса физического воспитания, базирующейся на следующих принципах: создания наибольших возможностей для освоения ценностей физической культуры и спорта, обязательности использования технологий тренировки и объединения в учебно-тренировочные группы. Результаты педагогического эксперимента Б.К. Бальсевича показали не только значительное улучшение динамики показателей физической подготовленности школьников, занимающихся в учебно-тренировочных группах, но и "коренное изменение отношения детей и подростков к занятиям по физическому воспитанию". Преподавание спортивно ориентированной физической культуры в общеобразовательной школе приводит к положительным изменениям в состоянии физического здоровья и подготовленности обучающихся [1]. По мнению В.К. Бальсевича , результатом интеграции избранных элементов спортивной культуры и спортизированного физического воспитания может стать обогащение национальной культуры бытия на основе достояния спортивной культуры [1]. Одна из причин воплощения идеи спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе, на которую указал В.К. Бальсевич, - потенциальное влияние на спорт высших достижений, выявление и развитие нового таланта в дошкольном и школьном возрасте [1].

Эта цель, конечно, важна, но, как нам кажется, важно также предоставление школьникам возможности приобщиться и испытать на себе культуру спорта. В нашем понимании спортизация физического воспитания в школе не означает только выявление, развитие и подготовку спортсменов элиты. На наш взгляд, ее цель более глобальная - предоставление всем участникам (т.е. школьникам) возможности приобретения полезного спортивного опыта.

Спортизация физического воспитания позволяет им испытать на себе многочисленные аспекты спортивной жизни и спортивных соревнований. Безусловно, что в той или иной мере многие школьники побывали в роли участника соревнований или зрителя, например принимая участие в первенстве школы по баскетболу или наблюдая за выступлениями участников лыжной эстафеты. Но сам спорт и культура спорта многогранны и не ограничены спортсменами и зрителями. На данном этапе развития современного общества очень трудно представить спорт без наличия тренеров, судей, статистиков, а также журналистов, фотокорреспондентов и комментаторов. В каждом виде спорта свои кумиры, рекорды, статистика. Если мы не предоставим возможности школьникам испытать себя в роли тренера, статистика, комментатора или судьи соревнований, а только создадим им условия для учебных тренировок и назовем это спортизацией, то мы ограничим более полное и глобальное понимание школьниками культуры спорта.

Спорт как культура и явление имеет множество особенностей, которые его характеризуют. Во-первых, спорту присуще наличие периода (сезона), в котором происходит формальное соревнование. Обычно соревновательный сезон продолжается в течение определенного и иногда достаточно продолжительного времени. Во-вторых, в течение этого сезона существует определенная принадлежность игроков к команде. Даже в индивидуальных видах спорта спортсмены могут представлять определенный спортивный клуб или общество, город, регион или страну. Такая принадлежность означает, что отдельный спортсмен остается в одной и той же команде и представляет эту команду в течение полного сезона [7].

Ведение статистики также является определенной чертой спорта. Статистика может быть очень примитивной, например учет того, какая команда выиграла тот или иной матч, или более существенной, вплоть до регистрации таких индивидуальных показателей, как количество удачных бросков со средней дистанции отдельного баскетболиста. Ведение статистики также позволяет определить рекорды спорта. Более того, статистика не просто обогащает спортивную культуру, но и обеспечивает обратную связь для индивидуумов и команд. Спортивные статистические отчеты также могут служить в поддержку спортивных местных традиций.

Другое измерение спорта, которое имеет специфическую привлекательность, - это праздничная атмосфера соревнований. Во всех странах мира в поддержку любимых команд сторонники часто одеваются в цвета своих команд. Празднуют большие победы и впадают в отчаяние из-за поражений. Такая атмосфера празднества, связанная со спортом, подчеркивает его значимость. Учитывая, что выявление лучших команд и лучших атлетов суть культуры спорта, соревновательный период обычно завершается праздничными моментами, которые служат кульминацией всего соревновательного сезона. Такими моментами могут быть финал соревнований, плэй-офф, кубковый матч, чемпионат ы мира, Олимпийские игры. Более того, такие кульминационные моменты дополняют праздничную атмосферу соревнований церемониями открытий, закрытий соревнований, парадами атлетов и награждением спортсменов и команд [7].

Такие главные особенности спорта, как: наличие сезонов; принадлежность спортсменов к командам; формальные соревнования; достижения кульминационного момента; ведение статистики; праздничная атмосфера, почти никогда не воспроизводятся на уроках физкультуры в классах. Поэтому мы полагаем, что будет справедливо сказать, что общепринятые методы и методики преподавания физической культуры в общеобразовательной школе, в том числе изучение видов спорта (например, гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол и т.д.), являются неполными, неподлинными и неаутентичны ми и не отражают культуры спорта.

  1.  
    1. Проблемы спортизации физического воспитания

Спортизированная концепция, основанная на использовании средств и методов спортивной подготовки в школьником физическом воспитании по механизму конверсии приемлемых элементов спортивной культуры, предложенная В.К. Бальсевичем[1], включает следующие организационно-методические положения: тренировочная направленность уроков физической культуры; осуществление физкультурного образования обучающихся в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания; объединение учащихся по интересу к виду спорта, общеразвивающей и оздоровительной физической активности в учебно-тренировочные группы без жесткой привязанности к календарному возрасту; предоставление ученикам свободы выбора вида занятий, возможности перехода из группы в группу; организацию занятий не менее трех раз в неделю; возможность кооперации нескольких общеобразовательных школ, ДЮСШ, ДЮКФП, с целью объединения потенциала материально-технической спортивной базы и педагогического коллектива.

Но существуют определенные проблемы по внедрению спортизации физического воспитания в общеобразовательной школе. В первую очередь, для работы спортизационого процесса необходима хорошая материальная база, которая зачастую отсутствует, а также спортивная база, оснащенная всем необходимым оборудованием.

В рамках традиционной организации физического воспитания нет возможности для реализации индивидуального подхода физического воспитания, который в данном случае необходим, поскольку речь идет о здоровье молодых людей. Кроме того, традиционная организация физического воспитания не ориентирована на возможность выбора студентом вида физической активности. Отсутствие выбора не стимулирует интереса к занятиям. Все эти причины организационного порядка резко снижают эффективность учебно- воспитательного процесса. К ним добавляются проблемы методического характера, когда занятия физической культурой ориентированы на обучение двигательным навыкам и нагрузкам развлекательно-оздоровительного характера.

Поэтому приоритетным направлением, проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья молодого поколения.

Данная задача может быть решена на основе энергичного и масштабного развертывания инновационных процессов в системе физического воспитания при использовании теоретически обоснованных и экспериментально апробированных новейших педагогических технологий, обеспечивающих модернизацию форм и содержания физического воспитания молодежи.

Одним из перспективных направлений совершенствования физического воспитания является применение спортизации в процессе физического воспитания.

Вместе с этим технологические инновации спортизации физического воспитания особенно в системе физического воспитания студентов до сих пор не получили широкого распространения. В этой связи, спортизация физического воспитания рассматривается нами как одно из направлений модернизации физического воспитания, основанное на свободе выбора студентами вида физкультурно-спортивной деятельности для обучения и тренировки с нацеленностью на подготовку и участие в соревнованиях[2].

1.2. Тенденции и перспективы спортизации физического воспитания

Многолетний эксперимент по наблюдению спортивно ориентированной формы физического воспитания в школах России, в которой учащиеся, начиная с пятого класса, занимались в учебно-тренировочных группах по выбору одного из десяти культивируемых в школе видов спорта, показал высокую эффективность данной технологии. Уровень тестирования физической подготовленности учащихся школы оказался значительно выше, чем у их сверстников из таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция[17].

Полное внедрение спортизированного физического воспитания возможно при очень хорошей спортивной базе школы, наличию заинтересованного административного и квалифицированного педагогического состава. Целесообразно использование и адаптированного варианта этой технологии.

Между тем в ряде исследований встречается дискуссия по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников. Наиболее существенное возражение вызывает идея о том, что в основу методики и организации учебных занятий должна быть положена концепция тренировки.

Тренировочная направленность и сейчас остается приоритетной в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Так, анализ учебных программ показывает, что основой учебного предмета школьной физической культуры было и остается содержание физической подготовки, которая сопрягается с преимущественным развитием природного (психосоматического) в ученике. Для большинства учителей физическая подготовка остается главной задачей физического воспитания, что снижает статус предмета «Физическая культура» в глазах учащихся, родителей, учителей-предметников.

Ранняя физкультурная специализация учащихся, заложенная в спортивно ориентированном физическом воспитании, на наш взгляд, также не совсем целесообразна, т.к. не способствует освоению учащимися в полном объеме основных разделов учебного материала по дисциплине «Физическая культура».

В связи с вышеизложенным возникает проблема поиска эффективных форм организации физического воспитания в общеобразовательной школе.

Наиболее оптимальный путь ее решения - это поэтапное, начиная с начальных классов, приобщение учащихся к спортивно-оздоровительной активности с углубленной специализацией их в среднем и старшем звене. При этом обязательным условием является выполнение базового образовательного стандарта по физической культуре, включающего не только двигательный, но и образовательный компонент[5].

Учеными разработана концептуальная модель организации физического воспитания школьников, которая направлена на поэтапное уменьшение базового и увеличение вариативного компонента спортивно-оздоровительной направленности, что достигается поэтапным сокращением урочных и увеличением внеурочно-групповых занятий по интересам детей[14].

Данная модель позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии на различных возрастных группах учащихся, удовлетворить потребности детей в двигательной активности. Могут быть различные подходы к организации учебно-тренировочного процесса (в зависимости от количества учебных часов по физической культуре, количества учителей и тренеров, спортивной базы школы, кооперации общеобразовательной школы и ДЮКФП и др).

Так, на протяжении уже нескольких лет на базе общеобразовательных школ России созданы экспериментальные площадки по использованию инновационной технологии спортизации физического воспитания школьников.

Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта "Школьный спортивный клуб". Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассмотреть как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса - с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку спортивно одаренным и талантливым юным спортсменам[10].

Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить путем внедрения проекта "Каждой школе - спортивную команду" хотя бы по одному наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.

Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях укрепляется связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.

Данный проект усиливает учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается нами как перспективная инновация, которая в скором времени будет апробирована в ряде регионов России.

В общих положениях дается понятие о школьной спортивной команде, в частности, указывается, что в ее основе стоит коллектив школьников, учителей, медработников, психологов, работников управленческого звена школы, созданный в целях привлечения детей и подростков к регулярным занятиям спортом.

Основными задачами школьной команды являются:

- формирование физического, нравственного и духовного здоровья школьников;

- пропаганда здорового стиля жизни;

- укрепление дружбы и взаимопонимания между детьми и подростками через участие в спортивных мероприятиях;

- патриотическое воспитание[13].

В составе школьной спортивной команды могут быть учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и не занимающиеся в детских спортивных школах.

Мы полагаем, что члены спортивной команды должны обеспечиваться снаряжением, спортивной формой как во время соревнований, так и в период подготовки к ним. Занятия должны проводиться бесплатно, во внеучебное время. Очень важно гарантировать юным спортсменам бесплатное посещение городских и областных соревнований по виду спорта, которым они занимаются. В обязанности члена спортивной команды входит бережное отношение к спортивной форме, инвентарю, оборудованию и спортсооружениям. Кроме того, он должен выполнять указания и требования руководства команды, соблюдать дисциплину, стремиться к созданию в команде духа товарищества.

За грубые нарушения член команды может быть отчислен из ее состава.

Тренером школьной команды может быть как учитель физической культуры, так и тренер детской спортивной школы.

В обязанности тренера школьной команды входят требования, которые, как правило, предъявляются к спортивным педагогам: обеспечивать учебно-тренировочный процесс, добиваться престижа своего общеобразовательного учреждения, вести воспитательную работу.

Очень важным разделом Положения явились условия организации учебного процесса:

- занятия проводить не менее трех раз в неделю по 90 мин;

- учебно-тренировочную деятельность проводить по двум возрастным категориям: 11-14 лет; 15-16 лет;

- строить учебно-тренировочный процесс в соответствии с требованиями теории управления подготовкой юных спортсменов.

Не менее важным в данном проекте является планирование процесса соревновательной деятельности. Как нам представляется, соревнования по виду спорта проводятся в два этапа по двум возрастным категориям (до 14 лет и не старше 16 лет): первый этап - межшкольный; второй - всероссийский фестиваль школьных команд.

Немаловажно и использование инновационных методов физического воспитания в школе. Применение модифицированных игр в процессе физического воспитания, в которых каждый школьник должен принимать участие (играть какую-либо роль) в каждый момент урока, принципиально. Для обеспечения более высокой двигательной активности и развития умений и навыков целесообразно применение игр с небольшим числом участников. Модель спортивного образования способствует значительному улучшению техники и тактическому пониманию выбранного вида спорта участниками. Например, в классе из 30 человек вместо футбольной игры пятиклассников 11 на 11 на футбольном поле с тремя судьями и пятью запасными целям спортивного образования отвечает следующая модификация: формирование пяти команд ("Волки", "Динозавры", "Пантеры", "Кроты" и "Медведи"), где каждая команда состоит из 6 школьников. "Волки" играют против "Динозавров", "Пантеры" - против "Кротов", и каждая команда одновременно участвует в трех играх (продолжительность тайма - 5 мин), каждая игра - 2 игрока на 2 игрока. То есть команда "Волки" выставляет 3 команды по 2 игрока, и в зачет идут результаты каждой команды. "Медведи" судят все шесть футбольных игр на маленьких полях и ведут статистику этих игр[19].

Следующий раунд судит команда "Кроты". В спортивном образовании нет запасных, каждый школьник участвует в тренировочном процессе и в соревнованиях, и успех команды зависит от успеха всех членов команды.

В физическом воспитании в дополнение к роли участника соревнований и роли судьи каждый школьник, член команды, выбирает определенную внутрикомандную роль. Эти внутрикомандные роли разнообразны и могут включать роли тренера, статистика, менеджера, спортивного журналиста, комментатора, тренера по физической подготовке и так далее. Каждой роли соответствуют свои обязанности. Научные исследования модели спортивного образования показали, что участники с энтузиазмом и ответственно относятся к выполнению таких ролей.

Роли и обязанности объясняются на первом занятии сезона. Например, в обязанности тренера могут входить: проведение разминок перед началом тренировочных занятий и соревнований, планирование (с помощью учителя) и проведение тренировочных занятия с членами команды, заполнение протокола перед началом соревнований, помощь членам команды в разучивании технических и тактических элементов в данном виде спорта. В обязанности статистика может входить правильное и достоверное ведение командной статистики соревнований (например, количество выигрышей, ничьих и поражений), правильное и достоверное ведение индивидуальной статистики соревнований (например, голы и голевые передачи каждого члена команды в соревнованиях по футболу), лидерство и предоставление помощи членам своей команды при судействе соревнований, предоставление протоколов соревнований тренерам команд при судействе.

Большой частью спортивного образования является концепция "Честной игры". Учителю необходимо объяснить в начале сезона принципы "Честной игры" в соответствии с уровнем развития школьников. Естественно, что можно привести соответствующие примеры из истории спорта, можно инициировать дискуссию и предложить школьникам самим прийти к пониманию концепции "Честной игры" и разработать свою версию этой концепции по правилам и в духе избранного вида спорта. Например, школьники одной из школ США включили такие заявления в понимание "Честной игры": Я не спорю с судьями. Я хвалю членов своей команды. Я поздравляю победителей, даже если другая команда выиграла. Я уважаю членов своей команды, судей и членов другой команды [16].

В сезоне спортивного образования команды получают зачетные очки не только за выигранные соревнования, игры, забеги, но и за выполнение принципов "Честной игры". Очковую значимость принципов "Честной игры" каждый учитель может определить сам или с помощью класса, а начисляют такие очки за каждую игру команды судьи. Например, если за выигранную игру "Динозавры" получили 3 очка, то они могли получить 0 очков (из четырех) за "Честную игру", а "Волки", проиграв (0 очков), могли получить 4 очка за "Честную игру"[19].

Школьники, когда судят соревнования, также ведут статистику. Например, по окончании футбольной игры "Динозавры" - "Волки" судья (член "Медведей") отдает протокол игры со статистическими данными школьнику -статистику каждой из команд. Например, если роль Николая в команде "Динозавры" - статистик, то он после игры соберет все протоколы игр своей команды, подведет и запишет результаты в таблицу своей команды. Например, если ведется статистика голевых передач и голов, то каждый игрок может увидеть, сколько мячей он забил и сколько сделал голевых передач.

Сезон спортивного образования завершается кульминационным периодом, в котором обычно проводятся финалы, плей-оффы и церемонии награждения. Награждаются не только команды-победители и школьники, показавшие лучшие результаты в соревнованиях по тем категориям, по которым велась статистика, но и лучшие судьи, команды и индивиды, показавшие лучший прогресс, а также проявившие качества, характеризующие идею "Честной игры".

2. Основы процесса спортизации физического воспитания в школе

Спортизация физкультурного образования предполагает увеличение объема организованной двигательной активности учащихся. Но для её осуществления необходима основа, которая позволит ввести спортизацию в процесс физического воспитания школьников.

Но, данное введение системы спортизации становится дополнительным стрессовым фактором для организма школьников на фоне общей интенсификации образовательной деятельности современной общеобразовательной школы. По мнению Наталова Г.Г. [14] необходим индивидуальный подход в подборе физических нагрузок для детей школьного возраста с различным типом функционального состояния их организма, так как гипотеза об «абсолютном» положительном воздействии организованной двигательной активности растущего организма требует всестороннего подтверждения.

В условиях массовой школы возможно выстраивание определенной педагогической деятельности, где бы и учителя, и ученики проявляли максимальную личную активность по выстраиванию собственной программы образования (как в плане обученности, так и в плане развития). Это предполагает совместное (ученик-учитель-родитель) проектирование деятельности, направленной на саморазвитие ученика, на совместный выбор методов, средств, темпов и пр. по реализации этой деятельности, совместный отбор целей и задач саморазвития и пр.

Все это составляет суть индивидуальных педагогических траекторий, разработка и реализация которых позволит сформировать у учащихся социальные компетенции (самоопределение, ответственный выбор и пр.), необходимые для гармоничной социализации в современном социуме. Практически это возможноосуществить при наличии определенной степени свободы в образовательном учреждении, посредством организации ситуаций выбора, «проживание» которых актуализирует проявление самостоятельности в различных сферах организации его жизнедеятельности (учебных, внеурочных, внешкольных).Принципиальным моментом в данной педагогической ситуации является предоставление обучающимся той степени индивидуальной свободы, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей. Учитывая специфику индивидуальных стилей учения, специфики поведения, индивидуальных особенностей старшеклассников и их образовательных интересов выделяются воспитательные, учебные и развивающие траектории.

На современном этапе развития российского образования имеется достаточно большой объем теоретических и практических наработок по проектированию индивидуально-ориентированных учебных и воспитательных траекторий. Вопросы разработки и реализации индивидуальных траекторий развития школьников, в частности старшеклассников, остались без внимания, как ученых, так и практиков.

В условиях спортизации образовательного пространства средних общеобразовательных учебных заведений возникает острая потребность в проектировании именно развивающих индивидуальных траекторий школьников. Данная потребность вызвана тем, что ключевой задачей спортизации общеобразовательной школы является формирование здоровья учащихся и их гармоническое физическое развитие.

Процесс разработки и реализации здоровьеразвивающих траекторий учащихся предполагает взаимодействие учителя физической культуры, педагога тренера (в условиях школьного спортивного клуба), родителей и старшеклассника по поводу выбора им цели, ценности, содержания, формы поведения, общения и развития, как в самом учреждении, так и в образовательном пространстве социума[14].

Интерес к индивидуальному здоровью, как со стороны социальных институтов государства, так и отдельных граждан огромен и будет все более возрастать по мере понимания общественным сознанием, что существующая сейчас негативная тенденция в его развитии становится для человека сдерживающим фактором в реализации им своего биологического и социального потенциала.

Имеющиеся литературные данные указывают на то, что учебная нагрузка старшеклассников составляет 10-12 часов в сутки. Это дало основание некоторым авторам считать, что испытываемая сегодня старшеклассниками нагрузка по объему и интенсивности приближается к пределу физиологических возможностей организма и в результате негативно сказывается на таких учебных способностях как устойчивость внимания, умственная работоспособность, общая успеваемость и др.

По степени нервного напряжения учебный труд на старшей ступени общеобразовательной школы сопоставим с видами человеческой деятельности, которым присущ повышенный риск развития заболеваний. Напряженность учебного труда старшеклассников в сочетании с малоэффективной системой физкультурного образования, материальными и бытовыми трудностями еще более усугубляют состояние проблемы и приводят в итоге к тому, что количество здоровых под воздействием процесса обучения в старшей школе сокращается.

Надо подчеркнуть, что первая категория является наиболее устойчивой в современной педагогической литературе. Анализ смыслового содержания категорий, которыми оперирует современная педагогика, показывает, что только две из них - формирование и развитие - могут быть использованы в качестве словообразующей основы для названия инновационных направлений совершенствования оздоровительной деятельности общеобразовательной школы[11].

Вместе с тем, среди задач, решаемых в ходе педагогического процесса, присутствует и задача по сбережению и (или) сохранению имеющегося на данный момент времени у каждого субъекта потенциала здоровья. Таким образом, решение всех трех задач - развития, формирования и сбережения в целостном педагогическом процессе происходит одновременно. Однако, первичным признаком, определяющим всю стратегию педагогической деятельности в образовательно-развивающем пространстве физической культуры этого периода является развитие, что является, по нашему мнению, достаточным логическим основанием для придания оздоровительной деятельности старшего школьного периода жизни человека названия «здоровьеразвивающая».

  1. Исследование спортизации физического воспитания школьников

В сфере физкультурного образования в последние годы идёт интенсивный процесс разработки физкультурно-оздоровительных технологий, способных обеспечить каждому учащемуся индивидуальный подход к проблеме его личного здоровья и уровня его подготовленности.

Спортизация физкультурного образования предполагает увеличение объема организованной двигательной активности учащихся. Данная нагрузка становится дополнительным стрессовым фактором для организма школьников на фоне общей интенсификации образовательной деятельности современной общеобразовательной школы. По мнению Р.М. Раевского [19] , Н.И. Шлык, А.П. Берсеневой необходим индивидуальный подход в подборе физических нагрузок для детей школьного возраста с различным типом функционального состояния их организма, так как гипотеза об «абсолютном» положительном воздействии организованной двигательной активности растущего организма требует всестороннего подтверждения.

На современном этапе развития российского образования имеется достаточно большой объем теоретических и практических наработок по проектированию спортизации физического воспитания в школе.

Существует ряд исследований, посвященных спортизации физического воспитания за последние годы. Успешно зарекомендовала себя концепция спортизированного физического воспитания Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича,

создающая предпосылки для вовлечения учащихся в мир спорта , возможности достижения ими максимальных вершин, позволяющая вывести образовательный процесс на новый уровень формирования качеств личности учащихся, предполагающая постепенное преобразование урока физической культуры в урок спортивной культуры [10].

В.А. Нестеров [17] связывает повышение эффективности физического воспитания в учебных заведениях с принципом соответствия направленности физической подготовки условиям географической среды обитания человека,

согласно которому программирование физической подготовки различных групп населения должно опираться на ряд факторов, исходя из которых:

– в дошкольном возрасте необходимо взять за основу ориентир на познавательные(когнитивные) методы , ведущим методом физической подготовки должен быть игровой как наиболее эффективный в этом возрасте;

– в младшем школьном возрасте физическая подготовка должна быть направлена на развитие функциональных физических возможностей школьника, в среднем школьном возрасте;

– на развитие физических способностей и в старшем возрасте;

– на формирование физических качеств;

– для студентов, обучающихся в средне-профессиональных и высших

учебных заведениях, физическая подготовка должна быть направлена на

совершенствование в первую очередь тех качеств, которые согласно профессиограмме необходимы для будущей деятельности специалиста данного профиля[17].

Выводы

1. Изучена сущность спортизации. Итак, Сущностью спортизации общеобразовательной школы является приобщение школьников к культуре спорта, предоставление им возможности испытать на себе культуру спорта и приобрести полезный спортивный опыт в более аутентичной атмосфере в рамках предмета "физическая культура". Под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры учащихся. Примером успешной спортизации физического воспитания является описанный в работе проект спортивного образования. К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему спортивного воспитания, относятся следующие инновации: спортивно ориентированное физическое воспитание; спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы; школьный спортивный клуб; каждой школе - спортивную команду.

2. Изучены проблемы спортизации физического воспитания. Таким образом, проблема спортизации физического воспитания, создавшаяся в системе физкультурного образования подрастающего поколения в нашей стране, обусловлена возникшим ныне противоречием между тем, что с одной стороны одним из ведущих принципов государственной образовательной политики становится гуманистическая направленность обучения, определяющая приоритет общечеловеческих ценностей, создание условий для всестороннего развития личности на основе личностно-ориентированного подхода.

3. Рассмотрены возможные тенденции и перспективы физического воспитания в современном мире. Полное внедрение спортизированного физического воспитания возможно при очень хорошей спортивной базе школы, наличию заинтересованного административного и квалифицированного педагогического состава. Целесообразно использование и адаптированного варианта этой технологии.

Между тем в ряде исследований встречается дискуссия по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников. Наиболее существенное возражение вызывает идея о том, что в основу методики и организации учебных занятий должна быть положена концепция тренировки.

Исследуя возможные перспективы развития в сфере спортизации физического воспитания в общеобразовательных школах России, следует сказать о значимости инновационной концепции спортизированного физического воспитания Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича, создающей предпосылки для вовлечения учащихся в мир спорта.

4. Рассмотрены образовательные программы спортизации в общеобразовательных учреждениях. Например, В.А. Нестеров связывает повышение эффективности физического воспитания в учебных заведениях с принципом соответствия направленности физической подготовки условиям географической среды обитания человека, согласно которому программирование физической подготовки различных групп населения должно опираться на ряд факторов, исходя из которых: в дошкольном возрасте необходимо взять за основу ориентир на познавательные(когнитивные) методы , ведущим методом физической подготовки должен быть игровой как наиболее эффективный в этом возрасте; в младшем школьном возрасте физическая подготовка должна быть направлена на развитие функциональных физических возможностей школьника.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №3. – С. 21-40.

  2. Боген М.М. Обучение инновационным двигательным действиям / - М.: Физкультура и спорт. – 2003. - 154 с.

  3. Бондарчук А.П. Спортизация физического образования / – М.: Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки / - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 333 с.

  5. Вовк С.И. Психология физического воспитания в школе / -М.: Изд-во Физическая культура, 2007. – 212 с.

  6. Гордон С.М. Спортивная тренировка в школе: науч.-метод. пособие / С.М. Гордон. - М.: Физическая культура, 2008. – 256 с.

  7. Губа В.П., Чесноков Н.Н. Инновационные методы физической культуры / Монография. М.: Изд-во Физическая культура, 2008. - 146 с.

  8. Зациорский В.М. Физические качества школьника / - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 200 с.

  9. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 486 с.

  10. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / — М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 174 с.

  11. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе, 2008. - № 9. - С. 10 - 14.

  12. Матвеев Л.П. Общая теория физической культуры и ее прикладные аспекты / М.: Известия, 2001. — 333 с.

  13. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. – М.: Олимпийская литература, 2006. – 320 с.

  14. Наталов Г.Г. Основы общей теории спорта и системы подготовки школьников / Наталов Г.Г. – М.: Олимпийская литература, 2005. – 320 с.

  15. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров / - М.: Высшая школа, 2001. - 215 с.

  16. Нестеров, В. А. Подготовка спортсменов на уроках физического воспитания / Нестеров В.А. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 286 с.

  17. Озолин Н. Г. Организационно-педагогические условия формирования инновационной системы физической культуры школьников / Н. Г. Озолин – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 478 с.

  18. Раевский Р.М. Спортизация физического воспитания как проблема современности / Раевский Р.М. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 478 с.

  19. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе общеобразовательных учреждений: учебное пособие. М.: Изд-во Физическая культура, 2006. - 96 с.

  20. Щетинина С.Ю. Спортизация физического образования: учебное пособие / С.Ю. Щетинина, 2009. - 40 с.

Просмотров работы: 7319