МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ)

Бельков Е.В. 1, Семёнова Г.И. 1, Пилясова А.В. 2
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
2Специализированный учебно-научный центр федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема физической подготовки спортсменов всегда стояла в единоборствах достаточно остро. В спортивных единоборствах отношение к развитию физических качеств, всегда было неоднозначным. Борцы и кулачные бойцы Европы и России обычно были и атлетами, то есть выполняли различные силовые трюки. Соответственно, их подготовка включала очень большой объем работы со снарядами. В так называемых "внутренних" школах боевых искусств Востока укрепление тела за счет работы мышц признавалось вредным. В большинстве прикладных направлений силовые тренировки составляют значительную часть тренировочного курса.

Сила бойца — это способность преодолевать сопротивление соперника - или противодействовать ему за счет мышечных усилий. От уровня развития силовых способностей в карате, во многом зависит результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Выполнение сложных технических приемов: ударов руками и ногами, прыжков возможно лишь в том случае, когда у бойцов достаточно развиты силовые способности [1].

Большинство специалистов полагают, что эффективная методика спортивной тренировки на этапе начальных занятий во многом определяет успех всей многолетней подготовки.

В первые годы занятий каратэ большое внимание должно быть уделено развитию скоростно-силовых качеств, которые являются важнейшим компонентом структуры физической подготовленности каратистов вследствие весьма высокой значимости их проявления в ходе соревновательных поединков.

Силовые способности довольно быстро возрастают в процессе целенаправленной тренировки. Именно этим объясняется повышенный интерес тренеров и спортсменов к силовой подготовке. Цель силовой подготовки повышение уровня развития силовых способностей, совершенствование функционального обеспечения динамической силовой работы реализация силовых способностей. Результат специализированной многолетней физической, в том числе и силовой подготовки — формирование специфического морфотипа спортсмена определенной специализации с соответствующей мышечной топографией.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость) [4].

Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека— это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

  • При уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом).

  • При ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах или груди).

  • Без изменения длины (удерживающий, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 4—6 с).

  • При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим.

Первые два режима характерны для динамической, третий — для статической, четвертый — для статодинамической работы мышц. Эти режимы работы мышц обозначают терминами «динамическая сила» и «статическая сила». Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели.

Средствами развития силы являются физические упражнения; повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются основные и дополнительные.

Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором исков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, с партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

- упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания, удержание равновесия в упоре, в висе);

- упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

- упражнения, в которых собственный вес уменьшается за использования дополнительной опоры;

- ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа.

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в смене напряжений при работе мышц-синергистов и антоногистов с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

- в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов, в самосопротивлении.

Дополнительные средства

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнера.

Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы [4].

Средствами развития специальной силы мышц каратистов являются различные упражнения, среди которых можно выделить четыре их основных вида:

1) с внешним сопротивлением (тяжестями, резиновыми амортизаторами или жгутами, эспандерами, и т. д.);

2) с преодолением собственного веса (гимнастические упражнения, прыжки и т. д.);

3) с партнером;

4) изометрические (статические) упражнения.

К числу упражнений для развития силы в ударных действиях относят удары руками и ногами в воздух, по мешкам, лапам и макиварам с утяжелителями (манжетами, гантелями, накладками и т. д.), или в воде.

Величина отягощения в таких упражнениях не должна нарушать структуры движений, а сами упражнения должны выполняться с максимальной быстротой до тех пор, пока не начнет нарушаться структура движений, или не упадет заметно их скорость [2].

Для развития «взрывной» силы можно использовать метания и толкания набивных мячей, ядер, гирь и камней из различных положений с максимальным ускорением в финальной части; работу с топором и молотками; рывки и толчки штанги; а также преодоление инерции собственного тела при ударах, защитах, при переходах от защит к ударам и наоборот.

Эффективным и наиболее применяемым упражнением для развития силы мышц-разгибателей рук, которые несут основную нагрузку в ударных действиях, являются различные отжимания в упоре лежа. Не меньшее внимание необходимо уделять укреплению мышц брюшного пресса.

Кроме того, для атлетической подготовки широко применяются также упражнения на перекладине, брусьях, гимнастической стенке, с амортизаторами и отягощениями, с гирями [3].

Упражнения и их комплексы силовых упражнений необходимо менять не менее 2-х раз в неделю. Обычно развития силовых способностей осуществляется во второй половине (или в конце) основной части занятия. Вместе с тем, возможно построение тренировки из нескольких комплексных «блоков», в каждом из которых последовательно решаются задачи изучения и совершенствования техники, развития специальной гибкости, а не только развития силы.

Таким образом, методика развития силовых способностей в каратэ во многом похожа на классическую методику развития силы, описанную в большинстве учебников и учебных пособий, но в то же время имеет свои специфические особенности, связанные с техникой каратэ.

Список литературы:

  1. Купцов, А. П. Спортивная борьба: Учебник для институтов физической культуры / По. ред. А.П. Купцова.- М.: «Физкультура и спорт»,1987.-424 с.

  2. Небураковский, А.А. Влияние занятий с отягощением на соревновательную деятельность юных каратистов [Текст] / А. А. Небураковский,// Физическая культура и спорт в современном обществе //Материалы Всероссийской научной конференции / Отв. редактор С.С. Добровольский. – Хабаровск. Изд-во ДВГАФК, 2006. – С 215 – 218.

  3. Нишияма Хидетака. Каратэ, или искусство «пустой руки» [Текст] / Пер. с анг. под. ред. А. Алекса.- Харьков : ИМП «Рубикон», 1994.-240 с.

  4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] : Учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 475.

Просмотров работы: 5000