ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ

Коковина В.Б. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время центральной проблемой современной науки и практики является поиск оптимального взаимодействия в системе «человек - природная среда» и обеспечение устойчивого развития этой системы.

Термин «устойчивое развитие» впервые был представлен в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее». Устойчивое развитие (англ. sustainabledevelopment) — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, инвестирование, ориентация НТП, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей на основе экологической безопасности или «зеленой» экономики. [ 1]

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) отмечается, что обеспечение экологической эффективности экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экономической политики, но и общей характеристикой ее инновационного развития, тесно связанной с повышением эффективности использования ресурсов.

Важным направлением политики устойчивого развития является защита окружающей среды. Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению гармоничного взаимодействия общества и природы, предупреждений вредных воздействий на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности и ликвидация их последствий.

Главную роль по защите окружающей среды играет государство. Основными целями его деятельности являются:

  1. внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования атмосферных, земельных, водных, минеральных, лесных и других ресурсов;

  2. внедрение ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности; оснащение организации современным природоохранным оборудованием;

  3. развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

  4. широкое использование экологического аудита;

  5. разработка методик по определению экологических рисков;

  6. учет в приоритетном порядке интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности.

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды в нашей стране, являются: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. К комплексным органам управления относятся также: Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, МЧС России.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечения ядерной и радиационной безопасности), Госгортехнадзор России (контроль использования недр.), Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль).

Финансирование природоохранных мероприятий и экологических программ производится за счет следующих источников средств:

  1. бюджеты всех уровней;

  2. средства предприятий, учреждений и организаций;

  3. внебюджетные ресурсные и территориальные экологические фонды;

  4. фонды экологического страхования;

  5. кредиты банков;

  6. средства населения (в том числе добровольные взносы иностранных юридических лиц и граждан).

Анализ статистических данных показывает, что в целом объем финансовых средств, направляемый на охрану окружающей среды в период 2005-2012гг., постоянно увеличивался в абсолютном выражении: с 234 млрд. руб. до 432 млрд. руб. Также мы можем наблюдать, уменьшение выбросов веществ, загрязняющих атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения. В 2005г. в воздух было выброшено 35,8 млн. т, однако в 2012г. этот показатель снизился до 32,5 млн. т. Показатель сброса загрязненных сточных вод в 2012г. также оказался более положительным по сравнению с 2005г. (с 17,7 млрд. м3 до 15, 7 млрд. м3 ). Самыми пессимистичными данными оказались показатели образования отходов производства и потребления, цифры постоянно растут. В 2005г. этот показатель равнялся 3,0 млрд.т. в год, но к 2012г. он вырос до 5,0 млрд.т. (рис.1-4)

Рис.1. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения, млн. т.

Рис.2 Сброс загрязненных сточных вод, млрд. м3

Рис.3 Образование отходов производства и потребления, млрд. т.

Рис.4 Объем затрат на охрану окружающей среды, млрд. руб.

Вместе с тем сравнительный анализ показывает, что удельные расходы на охрану окружающей среды сокращаются. Показатель, характеризующий отношение учитываемых природоохранных затрат к ВВП страны, снизился с 1,3% в 2005 году до 0,7% в 2012 году (при обратной тенденции в наиболее экономически развитых странах – с 2,0% до 2,25%). [ 2 ]

В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики Российской Федерации к 2020 году планируется уменьшение уровня экологического воздействия в 2-2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сохранения природы в развитых европейских странах. При этом уровень экологических расходов (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) может возрасти до 1-1,5 % ВВП в 2020 году.

В настоящее время экологическая ситуация в России характеризуется рядом негативных тенденций, обусловленных несколькими причинами.

В связи с изношенностью основных фондов участились залповые и аварийные выбросы вредных ингредиентов. Состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров ухудшается. В список городов с наибольшим уровнем загрязнения (41 город) вошли: Архангельск, Братск, Грозный, Кемерово, Красноярск, Москва, Новосибирск и др. [ 3 ]

В связи с перегруженностью и низкой эффективностью работы очистных сооружений объем нормативно-очищенных сточных вод, сброшенных в водоемы, составляет только 8,7% от общего объема воды, подлежащей очистке. [ 4 ]

Об опасности сложившегося положения свидетельствует ежегодное увеличение количества эпидемических вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний, вирусного гепатита, обусловленных водным фактором передачи инфекции.

Среди техногенных нагрузок серьезную проблему представляют отходы. На территории страны в отвалах, полигонах, хранилищах и несанкционированных свалках накоплено порядка 80 млрд. т твердых отходов производства и потребления. В хранилищах, складах, могильниках, свалках и других объектах содержится более 1,1 млрд. т токсичных и экологически опасных промышленных отходов. [ 4 ]

Россия располагает площадью, равной около 1,2 млрд. га (более 20% мировой площади лесов), и почти 25% мировых запасов древесины. Однако расчетная лесосека используется нерационально. Идет процесс истощения лесов от загрязнения атмосферы вредными выбросами. Заметную роль в снижении устойчивости лесных насаждений оказывают вредители и болезни леса. Происходит увеличение площади очагов вредителей леса.

Свидетельством общего биологического истощения страны является уменьшение видового разнообразия флоры и фауны. Под угрозой исчезновения находится каждый десятый вид птиц, каждый пятый вид растений и млекопитающих и каждый четвертый вид земноводных и пресмыкающихся, 553 вида высших растений и 463 вида животных.

По расчетам специалистов в настоящее время 16 - 18% территории страны – это зоны экологического кризиса, где произошли глубокие, а в ряде случаев необратимые нарушения природных комплексов. Наиболее острые проблемы: деградация пастбищ (этот процесс охватил 83% территории); ухудшение качества питьевой воды ( у новорожденных отмечаются раковые заболевания, болезни крови и др.). [ 5 ]

Недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства ограничивает развитие экологического сектора экономики, снижает конкурентные преимущества российской экономики.

Практика показывает, что одной из действенных мер преодоления этих негативных явлений является создание эффективной системы штрафов за экологические преступления.

Таблица 1.

Число зарегистрированных экологических преступлений.

 

2000

2005

2008

2009

2010

2012

Экологические преступления – всего

14818

33491

44883

46607

39155

29151

из них по отдельным видам:

           

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

5

21

11

6

5

4

нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

26

78

42

40

21

25

загрязнение вод

18

26

28

19

19

17

загрязнение атмосферы

7

13

7

9

4

2

загрязнение морской среды

3

9

11

10

12

5

нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

11

53

17

24

19

17

порча земли

10

13

27

24

24

33

незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

6333

15146

15841

17407

13644

8963

незаконная охота

728

1083

1186

1560

1540

1517

незаконная рубка лесных насаждений

7514

14641

23802

24932

20826

16077

уничтожение или повреждение лесных насаждений

142

2320

3824

2461

2925

2393

нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

18

70

70

96

110

92

Источник: Росстат: Охрана окружающей страны в России – 2013г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_54/Main.htm

Анализ данных табл.1 показывает, что с 2009г. наблюдается резкое сокращение экологических правонарушений. Это связано с тем, что штрафы за экологические нарушения ежегодно повышаются в десятки раз.В последнее время со стороны государства нарастает прессинг, стимулирующий компании двигаться в сторону повышения экологической безопасности. В частности, Основы экологической политики России до 2030 года обязывают компании помимо прочего использовать новейшие технологии в области очистки вредных выбросов. Для предприятий это означает резкое усиление фискальных санкций за использование технологий, которые наносят вред окружающей среде. С 2014 по 2030 год штрафы предполагается увеличить в сто раз по сравнению с нормативами, существующими в настоящее время.

Анализ нормативных документов и специальной экономической литературы показывает, что в целом для Аналнормаумдостижения стратегической цели государственной политики в области экологического развития предлагаются следующие меры по предотвращению, ограничению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

  1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности:

  2. Обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий:

  3. Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду:

  4. Восстановление нарушенных естественных экологических систем.

  5. Обеспечение экологически безопасного обращения с отходами:

  6. Сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира:

  7. Развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

  8. Совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата.

  9. Научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.

  10. Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

  11. Обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнеса в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.

  12. Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Литература

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ"Об охране окружающей среды" (Принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

  2. Креативный город / Чарльз Лэндри - классика-xxi, 2011. 397 с.

  3. Рассохинские чтения: материалы семинара (4-5 февр. 2009 г.) / Н. Д. Цхадая - УГТУ, 2009. 85 с.

  4. http://ustoj.com/Russian.htm

  5. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2012 году

  6. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития: аналитический обзор / Валентина Алексеевна Василенко

  7. Российский статистический ежегодник 2012 года

  8. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории / А.И. Татаркин и др. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2009. 275 с.

Просмотров работы: 7882