МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МИРОВОЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ

Алексеева А.В. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мировая практика показывает, что государственные заказы являются мощным фактором, влияющим на уровень развития экономики любой страны, независимо от степени участия государства в рыночных отношениях. В развитых странах государственные заказы широко используются как один из основных инструментов регулирования продовольственного рынка, элементов системы поддержки экономической и социальной стабильности, обеспечения поступательного роста экономики.

За рубежом наибольший опыт проведения государственных закупок накоплен в Соединенных Штатах Америки и Европейском союзе.

Опыт Соединенных Штатов Америки показывает, что данная национальная система госзакупок характеризуется следующими моментами:

  1. Строгая регламентация процедур, межведомственное взаимодействие и подконтрольность позволяют противостоять коррупции;

  2. Широкое применение методики планирования обеспечения государственных нужд;

  3. Проведение конкурсных торгов по единой методологии, использование библиотеки типовых контрактов и банка данных стандартных спецификаций (полезных свойств) закупаемой продукции;

  4. Использование различных механизмов контроля исполнения контрактов, процедуры приемки и оценки результатов, анализа эффективности обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления публичными поставками продукции;

  5. Специализированные информационные ресурсы управления контрактными системами решают задачу достижения публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов.

Стоит отметить, что опыт США был использован при создании единой системы закупок ЕС, при разработке процедур и методов проведения закупок для государственных нужд, основ построения их информационного обеспечения.

Система госзакупок Европейского Союза характеризуется следующими моментами:

  1. Законодательно закрепленные принципы прозрачности, подотчетности, эффективной конкуренции и справедливости;

  2. Использование конкурентных переговоров для повышения конкуренции и эффективности проводимых торгов;

  3. Упрощение процедур подтверждения способности компании выполнять конкретные виды работ, что повышает интерес поставщиков и исполнителей и оказывает положительное влияние на добросовестную конкуренцию;

  4. Единые IT-стандарты призваны обеспечить прозрачность процедур, интернационализация и рост числа участников тендеров – повышение эффективности всей системы госзакупок.

В России система госзаказа находится на стадии становления, на данный момент характеризуется отсутствием стабильности и рядом нерешенных проблем.

В развитии отечественной системы госзаказа можно выделить несколько этапов связанных с совершенствованием законодательной базы.

Первый этап ― принятие Федерального закона от 27.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который за период своего действия (8,5 лет) претерпел 39 редакций.

Следующий этап развития системы госзаказа в России был обозначен вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот закон устанавливает общие принципы и требования к закупкам товаров, работ, услуг компаниями, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50% [2]. Данный закон призван так же обеспечить такие механизмы регулирования, при которых бюджетные средства будут расходоваться наиболее рационально, создавая тем самым благоприятную конкурентную среду для поставщиков.

Необходимость дальнейшего повышения эффективности государственных и муниципальных закупок и комплексного совершенствования данной сферы, снижение коррупционных и иных рисков обусловили предпосылки для формирования контрактной системы в России.

Контрактная система закупок ― новый этап реформирования системы государственного заказа в Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступили в действие основные положения Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», и закон № 94-ФЗ утратил силу. Контрактная система в России основана на принципах открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, ответственности за результативность, единства системы в сфере закупок и стимулирования инноваций.

Программа вступления в силу закона № 44-ФЗ рассчитана до 2017 года и предполагает его следующее поэтапное введение:

  • 2014 год ― основные положения, новые процедуры, новая система контроля;

  • 2015 год ― планирование на 2016 год, ввод в эксплуатацию Единой информационной системы (ЕИС);

  • 2016 год ― контрольные полномочия федерального казначейства, централизация закупок;

  • 2017 год ― каталог товаров, работ и услуг.

Таким образом, за 10 лет российская система государственных закупок претерпела множество реформ и преобразований от становления таких понятий как государственные закупки, тендеры и аукционы до формирования Федеральной контрактной системы.

Как известно, 22 августа 2012 года Российская Федерация стала 156-ой участницей Всемирной торговой организации. Вступление в ВТО вызывало и продолжает вызывать множество споров по поводу возможных долгосрочных негативных последствий такого шага России.

Многие российские компании имеют достаточно низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными производителями, а с вступлением России в ВТО проблема защиты и поддержки российского производителя приобрела особенную остроту. В связи с этим важно отметить, что при вступлении в ВТО Россия не присоединилась к Соглашению о Правительственных Закупках («Government Procurement Agreement» или GTA). Соглашение по правительственным закупкам ВТО (далее Соглашение) относится к так называемым необязательным многосторонним соглашениям. В отличие от ГАТТ – Генерального соглашения по тарифам и торговле или ГАТС – Генерального соглашения о торговле услугами – присоединение к данному Соглашению добровольное[5].

Отказ от присоединения к GTA означает, что Россия полностью сохранила преференции отечественным компаниям и механизм признания "отечественными" производителей дружественных государств постсоветского пространства в вопросах размещения государственного или муниципального заказа. Это означает, что в условиях присоединения России к ВТО госзаказ выполняет новую функцию. Он становится инструментом защиты российского производителя от наплыва иностранных товаров в системе государственных закупок.

Литература

  1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12141175/

  2. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12188083/

  3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70353464/

  4. Алексеева А.В., V Международная студенческая электронная научная конференция "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2014"

[Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/415/

  1. Петерполис [Электронный ресурс]. URL: http://peterpolis.ru/

Просмотров работы: 2545