СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТУДЕНЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Соколова Е.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление высшим учебным заведением представляет собой сложную интегрированную систему, состоящую из следующих субъектов управления: ректор, учёный совет, попечительский совет и т. д. В современных условиях важным субъектом этой системы является студенческое самоуправление.

Студенческое самоуправление — это элемент общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющий студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные органы самоуправления различных уровней и направлений. [1]

Студенческое самоуправление проявляет себя в различных формах, одной из которых является студенческий клуб по интересам как студенческая организация на базе ВУЗа.

Студенческие клубы участвуют в самоуправлении непосредственно (через проведение соответствующих мероприятий) и опосредовано (через вхождение в состав коллегиального органа студенческого самоуправления — Совета Обучающихся).

Автор статьи состоит в одном из студенческих клубов своего университета, а именно, Студенческом Клубе Отличников (далее — СКО или Клуб). В данной статье раскрывается деятельность этого Клуба как структурной единицы студенческого самоуправления.

СКО действует на основе документа об учреждении Клуба и «Положения о Студенческом Клубе Отличников», в котором раскрываются цели и задачи Клуба, описаны органы управления Клубом и условия членства в нем.

Организационная структура СКО представляет собой линейно-функциональную структуру (рис.1.).

Рис 1. Организационная структура Клуба (разработка автора)

Схема показывает наличие Лидера Клуба (должность, аналогичная должности президента компании), представляющего Клуб в Совете Обучающихся. Одной из важнейших обязанностей Лидера является назначение членов Правления Клуба (помощники Лидера, секретарь, руководитель исполнительной службы, руководитель пресс-службы, руководитель образовательных программ). Обязанности помощников Лидер определяет и закрепляет самостоятельно, секретарю Клуба вверена вся документация, а руководители подразделений отвечают за деятельность в них и регулярно отчитываются перед Лидером и Правлением.

Деятельность СКО включает два направления:

- организация интеллектуально-развлекательных мероприятий (например, турниры по известным книгам и фильмам);

- проведение образовательных мероприятий (бесплатных регулярных занятий для студентов, а также олимпиад и интеллектуальных викторин).

В студенческом самоуправлении Клуб занимает вполне определённую нишу, обозначенную направлениями его деятельности, которые ориентированы на определённую категорию студентов и обоснованы миссией Клуба.

Миссия Клуба определяет цель существования и деятельности Клуба, отражает категорию студентов, для которых он создан. Миссия Студенческого Клуба Отличников, по мнению автора, заключается в следующем: «Любой клуб является организацией, объединяющей студентов, имеющих общие интересы и цели. Клуб отличников является организацией, объединяющий студентов, показавших себя как дисциплинированных, организованных, умных, целеустремлённых, амбициозных, критически мыслящих людей, имеющих своей целью достижение успехов в учёбе, а также развитие навыков и качеств, характеризующих отличника. Клуб отличников — место встречи для таких студентов в университете. Это та организация, которая будет способствовать развитию, раскрытию, реализации перечисленных выше качеств. Клуб создаёт условия для личностного развития, самореализации и культурного досуга студентов. Клуб организует интеллектуально-развлекательные мероприятия для улучшения качества досуга студентов (с одной стороны) и для повышения навыков организации и координации мероприятий у студентов, которые их организуют (с другой стороны). Клуб проводит дополнительные занятия для студентов, улучшая качество их знаний (с одной стороны), и развивая навыки преподавания и работы с аудиторией (с другой стороны). СКО — уникальная организация, созданная и руководимая уникально мыслящими студентами, имеющая своими целями непрерывное развитие (со всех сторон).»

Рассмотрим подробнее направления деятельности Клуба.

  1. Интеллектуально-развлекательные проекты.

Данное направление предполагает организацию и проведение интеллектуально-развлекательных мероприятий для студентов. Мероприятие определяет его тематика, например в 1 семестре 2014-2015 учебного года Клубом были проведены следующие мероприятия:

  • Серия тренингов по этикету

  • Квест по творчеству Стэна Ли (Вселенная «Marvel»)

  • Турнир по настольной игре Alias

  • Литературный вечер по книге «Портрет Дориана Грея»

  • Турнир по мотивам цикла романов «Песнь Льда и Огня» писателя Джорджа Мартина.

  • Студенческий Новогодний бал и др.

Также были проведены закрытые мероприятия, предназначенные только для членов Клуба (закрытые кинопоказы, встречи в формате дискуссий и т. д.).

Это направление деятельности нацелено на создание разнообразия форм отдыха студентов, а также на развитие их организационных навыков.

  1. Образовательные мероприятия. Это направление деятельности предполагает проведение мероприятий, которые направлены именно на образование студентов. К таким мероприятиям относятся олимпиады, интеллектуальные викторины и т. п. Но особенно хочется отметить бесплатную образовательную программу «Ликвидация Пробелов».

«Ликвидация Пробелов» - не просто мероприятие. Это именно программа, отличие которой состоит в её регулярности. «Ликвидация Пробелов» представляет собой программу, в рамках которой студентами-отличниками проводятся бесплатные дополнительные занятия для неуспевающих студентов во внеучебное время в соответствии с расписанием, составляемым Руководителем Образовательных Программ. Таким образом, «Ликвидация Пробелов» представляет собой программу по дополнительному изучению основной учебной программы университета.

Актуальность такой образовательной программы подтверждает тот факт, что она востребована студентами: в осеннем семестре 2014/2015 учебного года по программе занимались около трёхсот студентов-первокурсников.

Как уже отмечалось, преподавателями тоже являются студенты, причём большая часть — это первокурсники, которые преподают у студентов-первокурсников. Такая практика превосходно зарекомендовала себя: студенты лучше преподавателей осведомлены о проблемах, которые появляются в процессе усвоения учебного материала, иной раз способны более простым языком объяснить сложные моменты. Безусловно, такая система организации учебного процесса требует к себе ответственного отношения и усиленного контроля качества, ведь программа отвечает за результат преподнесённых знаний.

Программа условно состоит из двух частей: регулярных занятий в течение всего семестра за исключением его последних двух недель и так называемого «предсессионнного интенсива», проводящегося в течение последних двух недель семестра.

Обычные занятия длятся 2 академических часа, проходят 1 раз в неделю для каждой группы в формате лекций и практических занятий. Их цель - подготовка студентов к промежуточной аттестации (контрольным точкам) и изучение непонятного материала, а также восполнение «пробелов» в знаниях, оставшихся со школы. «Интенсивные» занятия длятся 4 академических часа, проходят ежедневно, а в их основе лежит разбор вопросов или заданий к экзамену по определённому предмету.

В настоящее время в рамках программы преподаются такие предметы как «математика», «математический анализ», «линейная алгебра», «английский язык», «информатика», «английский язык в юриспруденции», «история», причём по первым четырем предметами занимается несколько групп в неделю.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что программа «Ликвидация Пробелов» по праву считается одной из основных студенческих программ развития университета, ведь она обеспечивает развитие и студентов-слушателей и студентов-преподавателей за счёт следующих факторов:

1. Программа направлена на дополнительное изучение материала, изученного по основным дисциплинам учебного плана, вызывающим сложности у студентов, следовательно, она дополняет основной образовательный процесс, делает образование ВУЗа более качественным;2. Программа для значительного количества студентов - это единственная возможность реально подготовиться к контрольным точкам, зачётам, экзаменам, пересдачам;3. Программа развивает не только тех, кто в ней занимается (слушателей), но и тех, кто в ней преподаёт (резидентов). Здесь хотелось бы отметить не просто удовлетворение личных амбиций резидентов, а, во-первых, их более детальное изучение материала, во-вторых, приобретение навыка работы с аудиторией, в частности, преподавания;

В заключение следует отметить, что студенческий клуб по интересам представляет собой одну из самых эффективных форм студенческого самоуправления в ВУЗе, так как такая форма предполагает организацию студентами мероприятий, проектов и программ для студентов. Это, в свою очередь, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых выпускникам вузов для их трудоустройства и успешной работы.

Литература:

1. http://unecon.ru/students [online 04.02.2015]

Просмотров работы: 2587