ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Шумбасова Ю.Ю. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в России, как и во многих других странах мира, проблема повышения уровня жизни населения является одной из важнейших задач социально-экономической политики государства. По данным ООН в 2012 году Россия оказалась на 52 месте по уровню жизни согласно индексу развития человеческого потенциала.

В смешанной экономике стратификация общества на высший, средний и низший классы предполагает четыре измерения: доходы, образование, власть, профессиональный престиж. Согласно европейским стандартам доход населения высшего класса не должен превышать доход низшего класса больше, чем в десять раз.

В социально-экономической литературе бедность характеризуется как отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. Традиционно различают абсолютную (первичную) и относительную (вторичную) бедность. Абсолютная бедность – это недостаток основных необходимых условий для обеспечения биологического, физиологического выживания человека. Относительная бедность – это сравнительная недостаточность средств существования индивида с учетом уровня жизни других индивидов, в соответствии с нормами и ожиданиями общества.

С точки зрения экономики относительно бедными считаются домашние хозяйства, если они могут обеспечить себя только предметами первой необходимости.

В РФ порогом бедности определяется прожиточным минимумом, который основан на расчете потребительского бюджета граждан, семей, различный категорий населения и требует учета и анализа их доходов и расходов. Прожиточный минимум включает стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Минимальный продуктовый набор разработан Институтом питания Академии медицинских наук РФ с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и обеспечивает потребности различных возрастных групп в основных питательных веществах.

В соответствии с законодательством прожиточный минимум в целом по РФ предназначен для:

  • оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

  • обоснования установленных на федеральном уровне минимальной оплаты труда и минимальных размеров пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

  • формирования федерального бюджета. [1]

В III квартале 2014г. размер прожиточного минимума составлял в среднем 8086 рублей. Для работающих граждан его величина равнялась 8731руб., для пенсионеров – 6656 руб., для детей – 7738руб.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2012 году уровни бедности и достатка были следующие:

  • крайняя нищета — при доходах ниже 4122 рублей в месяц;

  • нищета — 4122–9400 рублей в месяц;

  • бедность — 9400–20000 рублей в месяц;

  • выше бедности — 20000–30000 рублей в месяц;

  • средний достаток — 30000–60000 рублей в месяц;

  • состоятельные — 60000–90000 рублей в месяц;

  • богатые — свыше 90000 рублей в месяц;

  • сверхбогатые — свыше 150000 рублей в месяц.

По данным Росстата, денежные доходы в среднем на душу населения на конец августа 2014 года составили 30763 рублей, что в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 5 % выше. [3,5]

В российском законодательстве утверждается принцип предоставления государственной социальной помощи тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума. Государственная социальная помощь назначается решением органов социальной защиты населения по месту жительства, либо по месту пребывания в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь). Право на ежемесячное пособие на ребенка имеют те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995г.).

Вместе с тем ограниченность бюджетных ресурсов не всегда позволяет предоставлять социальную помощь всем нуждающимся гражданам и семьям. Поэтому политика государства в области социальной защиты населения должна быть основана на принципе адресной помощи социально незащищенным слоям населения: пенсионеров, сирот, инвалидов и др.

Другое направление экономической политики государства, связанное с повышением общественного благосостояния, должно формировать условия для того, чтобы каждый человек мог повысить свой уровень жизни за счет экономической активности, роста производительности труда, которые будут способствовать повышению уровня реальной заработной платы. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. С другой стороны повысится уровень жизни и снизится доля граждан, нуждающихся в помощи государства.

Литература:
  1. Федеральный закон от 24 октября 1997г. № 134- ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

  2. http://trudov-pravo.ru/index.php?action=full&id=637

  3. http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/92/4595/

  4. http://www.vevivi.ru/best/Uroven-zhizni-naseleniya-problemy-opredeleniya-i-regionalnaya-differentsiatsiya-ref213517.html

  5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

Просмотров работы: 2481