ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Лукомский Г.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальная сфера - это одна из отраслей, которая связана с качеством жизни людей. Развитая социальная сфера показывает, что национальная экономика эффективна и имеет стабильный экономический рост. Потребности общества и требования к уровню жизни неизменно растут, что требует значительных финансовых ресурсов. Однако государство не всегда может выделятьнеобходимые бюджетные средства на реализацию социально-значимых проектов. Для выхода из сложившейся ситуации используется модель финансирования, основанная на взаимодействии государства и бизнеса.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Сотрудничество государства и частного сектора по вопросам финансирования инвестиционных проектов имеет давнюю историю. Как известно первое строительство по концессионному принципу датируется 1552 годом. В современной экономике ГЧП стало наиболее актуальным в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для частного инвестирования.

Мировой опыт показывает, что механизм ГЧП успешно может применяться во многих общественных сферах. Наибольшее количество таких проектов осуществляется в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктурах (здравоохранение, образование, туризм), в отраслях сферы ЖКХ (водо-, электро- и газоснабжение, очистка воды, переработка твердых бытовых отходов ) и других (тюрьмы, объекты военной сферы).

Привлечение инвестиций сразу во все социально-значимые отрасли экономики страны в полном объеме практически невозможно. Мировой опыт показывает, что в странах с высоким уровнем развития (страны «Большой семерки») на лидирующих позициях находятся проекты социальной инфраструктуры, а именно здравоохранение и образование. В общей сложности на них приходится около 52 % реализованных проектов ГЧП. За ними следуют проекты транспортной инфраструктуры (около 15 %). Но при этом в каждой из стран «Большой семерки» выделяются свои лидирующие отрасли. В США - (89 %) это строительство автодорог, в Великобритании - (35%) здравоохранение и (32% ) образование, в Германии - (43 %) образование , в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение.[2]

В мировой практике к числу наиболее распространенных форм партнерства государства и бизнеса относятся концессии, контракты, аренда, соглашения о разделе продукции, а так же совместные предприятия.

Если в развитых странах частный капитал посредством ГЧП привлекается преимущественно в объекты социальной инфраструктуры, то в развивающихся странах (Индия, Бразилия, Гонконг, Саудовская Аравия и др.), так же как и в странах с переходной экономикой (страны Центральной и Восточной Европы) на первом месте находятся проекты транспортной инфраструктуры. К их числу относятся проекты по строительству автодорог, мостов и тоннелей, аэропортов. Так же большое внимание уделяется объектам ЖКХ (водоочистные сооружения) и пенитенциарной системы. .(Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики.[2]

В России сегодня государственно-частное партнерство в реализации социальных проектов развито недостаточно. В сфере здравоохранения заключаются инвестиционные договоры на строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных социально-значимых объектов. Отечественный опыт ГЧП в сфере образования ограничивается строительством и ремонтом зданий и сооружений учреждений социальной сферы (реализуемых в рамках государственных контрактов).

По мнению специалистов этих форм партнерства недостаточно: необходимо более активное внедрение полноценной концессионной модели (что требует развития концессионного законодательства), включая возможность производства и предоставления услуг населению в течение всего жизненного цикла объекта соглашения. Определенные перспективы возникнут после принятия законопроекта, по которому должна заработать модель "контракта жизненного цикла".[3]

Ярким примером реализации государственно-частного партнерства в спорте на общенациональном уровне является строительство олимпийского комплекса для проведения Олимпийских Игр 2014 года в Сочи. Этот проект реализовывался за счет двустороннего сотрудничества государства и частного сектора, т.к. являлся слишком затратным. Всего на олимпийские игры было потрачено 1,5 трлн руб. Из государственного бюджета было выделено 822 млрд руб., из бюджета Краснодарского края 33 млрд руб .Так же в государственные расходы дополнялись расходами госкомпаний - 343 млрд руб. и кредитами Внешэкономбанка 249 млрд руб. Частные инвестиции составили 53 млрд руб.или около 3,5% от общей суммы. [4]

В настоящее время проекты, направленные на развитие массового спорта, реализация спортивно-оздоровительных услуг осуществляются за счет государства. Именно поэтому необходимо реализовывать проекты ГЧП при развитии физической культуры и спорта. Главную роль при реализации подобных проектов ГЧП должно играть разделение рисков и ответственности. К примеру, при создании спортивных сооружений строительство самого объекта можно возложить на частный сектор, а связанную с ним инфраструктуру на государство.

Следует отметить, что реализация проектов государственно-частного партнерства способствует решению таких важных социально-экономических проблем как создание новых рабочих мест, обеспечение заказами конкурентоспособного отечественного бизнеса.

Зарубежный и отечественный опыт реализации ГЧП показывает, что взаимодействие государства и бизнеса в такой форме является не только эффективным способом привлечения частных инвестиций в процессы обновления и модернизации инфраструктуры страны, но и обеспечивает важнейшие социальные интересы государства.

Литература:

  1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // ГЧП-РОССИЯ.РУ: информационный портал /[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html.

  2. Рожкова.С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики.- URL: http://www.ini21.ru/?id=1231.

  3. http://www.rg.ru/2011/08/23/socialka.html

  4. http://sochi.fbk.info/ru/price/

  5. О системе государственно-частного партнерства в Великобритании /[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/PPP%20in%20foring%20country/GB_PPP.pdf

  6. Развитие государственно-частного партнерства в странах ЕС и России /инициативы века. http://www.ini21.ru/?id=123

Просмотров работы: 4875