Предоставление налоговых льгот юридическим и физическим лицам другого государства приносит значительные экономические выгоды офшорным центрам. В то же время это приносит огромный финансовый вред экономике стран, активы которых выводятся заграницу.
Проблема бесконтрольного оттока капитала актуальна для России. По расчетам экспертов в настоящее время более 70 процентов российских производственных активов принадлежит компаниям зарегистрированных в оффшорных зонах. Это угрожает экономическому суверенитету и национальной безопасности государства.[ 2 ] Масштабы вывоза капитала из России представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Чистый вывоз капитала частным сектором России, млрд. долл.[3 ]
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Ввоз капитала |
107,0 |
- 7,8* |
43,0 |
66,7 |
73,1 |
129,6 |
Вывоз капитала |
240,6 |
49,7 |
73,7 |
148,2 |
127,7 |
192,3 |
Чистый вывоз капитала |
133,6 |
57,5 |
30,8 |
81,4 |
54.6 |
62,7 |
*Знак «-« при ввозе капитала означает уменьшение стоимости накопленных за рубежом активов
По оценке Центрального Банка за 1-е полугодие 2014 года чистый вывоз капитала составил 74,6млрд. дол.; по прогнозным оценкам в целом за год эта суммасоставит более 100 млрд.долларов.
Негативные моменты оттока капитала усиливаются тем, что "отмытые" наличные деньги направляются на подкуп чиновников, способствуют усилению российской коррупции.
В связи с этим принятие законопроекта «О контролируемых иностранных компаниях» вступающего в силу с 1 января 2015 года является своевременной мерой.
Данный законопроект предусматривает введение налогообложения для иностранных компаний,контролируемых российскими собственниками.В Налоговый кодекс РФ будет введено новое понятие “контролируемая иностранная компания” (КИК), под которой подразумевается структура без образования юридического лица или компания, которая не является налоговым резидентом РФ, но им контролируется.
Основные положения этого закона вводятся поэтапно и сводятся к следующему:
- в 2015г. российское физическое или юридическое лицо, если доля его участия в оффшорной организации превысит 50%,обязано будет в месячный срок предоставлять в налоговые органы информацию о своем участии в иностранных компаниях. В 2016г. эта доля будет составлять 25%, т. е круг налогоплательщиков будет расширен;
- одновременно с этим возникает и обязанность декларировать и подтверждать их прибыль;
- минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн. руб., в 2016 году снизится до 30 млн. руб., а после 2017 года - до 10 млн. руб.;
- для контроля компании со стороны нескольких человек прописаны отдельные нормы;
- с 2017 за нарушение данного закона вводится уголовная ответственность.За уклонение от уплаты налогов и представление заведомо ложных сведений в отношение КИК или контролируемых сделок, в зависимости от размеров сокрытия или искажения информации, будет наложен штраф от 100 до 500 тысяч рублей со сроком лишения свободы до двух до 6 лет.
Основная идея этого закона состоит не том, чтобы российский бизнес в офшорах был полностью прекращен, а в том, чтобы налоговые органы РФ имели полную информацию о доходах офшорных компаний.
В целом данный закон решает несколько насущных проблем. Он поможет снизить отток капитала из России, сделать бизнес более прозрачным, значительно увеличить наполнение бюджета, изменить ситуацию с коррупцией в лучшую сторону.
Литература
Федеральный закон от 24 ноября 2014г. №376-ФЗ «О контролируемых иностранных компаниях»
http://www.rg.ru/2014/11/12/mironov.html
http://www.gks.ru/
http://top.rbc.ru/economics/30/06/2014/933380.shtml